Объективные и субъективные причины возникновения культа личности и вождизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 01:12, реферат

Описание работы

Об опасности возникновения этого явления в революционном движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века
Симптомы этого явления в российском социал-демократическом движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться отдельные признаки этого явления. После смерти В.И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил И.Сталин.

Файлы: 1 файл

причины возникновения культа личности и вождизм.docx

— 25.01 Кб (Скачать файл)

Объективные и субъективные причины возникновения культа личности и вождизм.

Об опасности возникновения этого явления в революционном движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века

Симптомы этого явления в российском социал-демократическом движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться отдельные признаки этого явления. После смерти В.И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил И.Сталин.

На партийных съездах и конференциях до конца 20-х годов звучали голоса тех, кто пытался обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов "культовой болезни" у этого партийного лидера.

В партийных рядах только узкий круг людей знал о "Письме съезду", в котором В.И. Ленин давал характеристику партийным лидерам в том числе Сталину и в котором Ленин предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря, т.е. с той должности, где он мог нанести делу партии серьезный ущерб своим характером, своей склонностью к "культовой болезни".

Это обстоятельство помешало партийцам понять выступающих, а их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества в борьбе за лидерство.

Примером может служить реакция на выступление Л.Б. Каменева на ХIY съезде ВКП(б).

В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и фактически возглавил советское Государство. Он остался у руководства до конца своей жизни.(март 1953 г.) За эти годы не без его участия идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и внедрили его в общественное сознание.

Позже, после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС будет принято Постановление ЦК КПСС"О преодолении культа личности и его последствий", в этом документе был дан ответ о причинах возникновения культа личности.

В 1956 году руководство КПСС нашло в себе силы осудить культ личности и заявить об объективных и субъективных предпосылках его возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:

- . сложная международная  и внутренняя обстановка требовала  железной дисциплины неустанного  повышения бдительности, строжайшей  централизации руководства, что  не могло не сказаться отрицательно  на развитии некоторых демократических  форм.

- . приходилось  идти на некоторые ограничения  демократии, оправданные, логической  борьбой нашего народа за социализм  в условиях капиталистического  окружения. Но эти ограничения  уже тогда рассматривались партией  и народом, как временные подлежащие  устранению по мере укрепления  Советского государства и развития  сил демократии и социализма  во всем мире.

- . народ сознательно  шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые  успехи советского общественного  строя.

- . поскольку  Сталин длительное время находился  на посту генерального секретаря  ЦК партии, успехи, достигнутые Коммунистической  партией и Советской страной  стали связывать с его именем.

Эти предпосылки были названы объективными предпосылками возникновения культа личности.

Субъективными были названы те, на которые указывал Ленин в 1922 году: "Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами становятся нетерпимым в должности генсека". Далее Ленин писал, что на этом посту должен быть человек более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпимым и лояльным к недостаткам других, менее капризным.

В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые приняли решение скрыть "Письмо." Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые уговаривали представителей делегаций оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать другим.

Большинство авторов считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд авторов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики. 

Вождизм

Вождизм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии).

Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля.

Особенное развитие вождизм получил после Первой мировой войны, чему существуют различные противоречивые теоретические объяснения. Вождизм сопутствовал многим тоталитарным и некоторым авторитарным обществам с различной идеологией и политической организацией — в первую очередь, в социалистических и фашистских государствах. Практически вождистскими были режимы каудилизма (от «предводитель») диктаторов Испании и ряда стран Латинской Америки.

В политической и художественной литературе получили распространение выражения вроде «Вожди марксизма», «Вожди нацизма», «Вожди социал-демократии» и т. п. Но научными терминами эти выражения не стали.

Вождизм в некоторых странах


Советский Союз

И.В. Сталин

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского принципа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции», «вожди пролетариата» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому (последний также именовался «вождём Красной армии», а Г. Е. Зиновьев — «вождём Коминтерна»). После оппозиции и отстранения от власти Троцкого до1929 года было распространено множественное выражение «вожди партии» по отношению к лидерам партии, а также схожие титулы в единственном числе (например, «ленинградским вождём» называли С. М. Кирова, «вождём Украины» — С. В. Косиора). С обретением всей полноты власти И. В. Сталиным эти выражения практически исчезли, так как в полноценно вождистском обществе вождь может быть только один, которым и был объявлен Сталин во время его пребывания у власти в СССР, когда государственно-партийная система стала сталинизмом. При расцвете его культа личности титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель», «Вождь мирового протетариата» по отношению к Сталину часто использовались в официальных публицистике и риторике.

Германия

Гитлер

В Третьем Рейхе вождизм (Führerprinzip) был одним из постулатов нацистской идеологии. Уже в 1921 году А. Гитлер провозгласил «фюрерство» законом нацистской партии. Абсолютная ответственность вождя и его помощников заменит «безответственность парламентаризма», говорил Гитлер. На «принципе фюрерства» основывалась повседневная деятельность многих национал-социалистических организаций. Гитлера называли «Великим вождём империи», а чаще просто вождём — фюрером. 

Италия

Муссолини

В фашистской Италии при Муссолини с 1922 по 1945 годы также был распространён принцип вождизма. Муссолини именовался вождём (дуче).

Куба

С провозглашения социалистической Кубы именуется вождём Фидель Кастро, а также «вождями революции» — он, его брат Рауль и Че Гевара.

 

 


Информация о работе Объективные и субъективные причины возникновения культа личности и вождизм