Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:39, контрольная работа
Объект исследования – совокупность общественных отношений в сфере политических режимов.
Предмет исследования – демократический режим, как один из видов политического режима.
Цель исследования – проанализировать демократический политический режим.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
рассматривается общая характеристика демократического политического режима;
исследуется демократический политический режим в современной России.
Последнее десятилетие ХХ века России принесло огромное количество изменений в политическом пласте российской государственности, что не могло не повлиять, соответственно, и на качество других сфер жизни государства, в том числе и на формирование общественного устройства в новом веке. Вот почему весьма важно попытаться осмыслить особенности переходного периода политического режима Российской Федерации.
Веденеев Ю.А. считает, что процесс перехода к демократическому политическому режиму в России вполне может стать «обратимым», так как в исторически заданном периоде перехода изменения осуществлялись в обществе, в котором полностью были разрушены такие важные моменты общественного бытия как «право и мораль, местное самоуправление и экономическая независимость граждан от государства. В России так же, как и в любом посттоталитарном государстве, нормальным становится положение дел, при котором демократические принципы для политиков являются афишей, под которой скрываются не стремления вести государство к идеалам демократии, а собственные цели. В таких условиях становится практически невозможным нахождение общественного консенсуса, в связи с чем демократический потенциал становится бессмысленным. В результате «вместо системы политической демократии налицо реальная возможность регенерации бюрократической государственности или получения ее посттоталитарной модификации – корпоративного государства».4
В публицистике существует мнение, согласно которому Россия стоит на стыке политических режимов. Путь авторитаризма вполне близок нутру устройства нашей государственности, однако «такой режим раскалывает общество,тяготеет к теневой политике, к однопартийности, к монополизации власти и принципиально не может решить проблему ее демократической передачи».5 В связи с этим предлагаем искать адаптированные демократические процедуры.
Такая система по духу, по ментальности устраивает партийных функционеров, но это путь в застой, в тупик. Ставка на нее крупных политических игроков автоматически возрождает монополию власти, а это ведет к появлению культа вождя»6, – так считает Иванченко А. Он предлагает создать некую новую модель демократического устройства общества и государства, при которой государство создает условия, во-первых, для реального осуществления принципа разделения властей при построении механизмов реальной ответственности всех ветвей власти перед народом, а, во-вторых, осуществления принципа народовластия.
Существует и прямо противоположное мнение, суть которого состоит в том, что для России наиболее приемлемо было бы избрать авторитарный политический режим; что интересно – это мнение основывается на примерно тех же посылах, что и мнение предыдущее. Например, Бочкарев В. считает, что причинами стагнации политического режима в России можно считать следующие: неопределенность общества относительно целей и задач государства, неопределенность в отношении государственного устройства, отсутствие национальной идеи и т.д. Вывод, к которому приходит автор, таков – «путь, по которому должна эволюционировать российская государственность, – это путь от полухаотического, слабореализуемого президентского федералистского, республиканского начала к началу конституционно-монархическому в сильно модернизированном (осовремененном) его варианте».7
Гущин В. говорит о том, что в основе демократического политического режима лежит принцип диалектики, при котором «да» никогда не может представлять собой полного утверждения, а «нет» – отрицания. Демократия – это феномен, который всегда оставляет простор для выбора, место для альтернативы. Он, по мнениюавтора, хорош для переходных этапов в развитии государственности, однако содержит в себе зачатки самоуничтожения.8
В настоящее время в государстве уже нечего и некого выбирать, поэтому граждане на выборах все чаще обращаются к графе «против всех», на обратной же стороне этого явления находится высокий уровень рейтинга Президента Российской Федерации. «Авторитет одной личности на фоне абсолютной дискредитации демократических органов власти и управления не может вести никуда, иначе как к «имперскому авторитаризму».
Популярность президента и нарастающие
антидемократические протестные настроения
неизбежно сойдутся в одной точке».9 Синтезируя эти мнения можно сделать
вывод о том, что демократический политический
режим в силу своей вариативности а альтернативности
заведомо содержит в себе почву для подобных
дискуссий. Так, Александр Зиновьев считает,
что для существования реальной демократии
необходимы отнюдь недемократические
методы, поскольку в самой ее основе лежат
недемократические принципы. Он говорит
о том, что демократическое государство
должно даже против воли гражданина заставлять
его придерживаться принципа законности,
создавать правовое поле, устанавливать
общественный порядок. Бывшее советское
государство, трансформируясь в современное
демократическое, в своем развитии может
пройти сквозь некие откаты назад, поэтому,
говоря о действиях современной власти,
нельзя оценивать ее сквозь призму каких-то
единичных случаев. Сравнивая Российскую
демократию с западными, он говорит, что
и их основой являются недемократические
компоненты: «Это, например, гигантский
административно-
Марков С.А. делает прогноз относительно политического режима, который установится в ближайшем будущем в Российской Федерации. Это режим управляемой демократии. Среди его основных характеристик следующие: высокая степень использования авторитарных институтов в сочетании с демократическими; активное использование патриотической риторики; усиление роли спецслужб и армии, усиление роли государства.11
Вообще, исследуя особенности политического режима в России, мы пришли к выводу о том, что различия между политическими режимами не столь серьезны, сколь существенны различия между качественным состоянием народа, выражающемся в его психологическом, идеологическом, экономическом наследии в рамках исторического амплуа. Политический же режим представляет собой лишь форму, в которую выливается совокупность этих особенностей. Он может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным в зависимости от наполнения общества, в котором он устанавливается. И там, где он по всем позициям именуется демократическим, может на самом деле процветать режим тоталитарный. Однако восприятие его обществом дает ему оценку и характеризует как демократический. Вопрос о том, как квалифицировать его – с объективной точки зрения стороннего наблюдателя или с субъективной – народа, проживающего в его условиях, остается открытым. Вопрос, какую из этих точек зрения все-таки считать объективной: народа, проживающего в условиях данного политического режима, или стороннего наблюдателя, также составляет интерес.
Все вышесказанное можно подвести к тому, что в условиях глобализации, информатизации, при размывании границ между ранее четко разделенными понятиями, выведении средних понятий, вбирающих в себя разные признаки понятий противоположных, суть вопроса политического режима сводится уже не к правильной его квалификации и придании ему статуса манипулятивной, управляемой демократии, мнимого конституционализма или каких-либо еще средних форм, а выведении конкретных формул для сочетания в нем пусть принадлежащих различным типам политического режима, но позитивных и приемлемых для России с ее спецификой приемов и методов осуществления государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
демократический политический режим власть
После десятилетий советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима во второй половине 80 – начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму. О демократизме современной России неоднократно высказывался нынешний президент страны В. Путин.
Вместе с тем ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.
Сложный и противоречивый характер процесса становления демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.
Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.
Во-вторых, переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.
В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового социального государства - расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 годов, дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.
В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. В перспективе возможно в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.
Кроме того, гарантией роста демократизма политического режима являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.
Размещено на Allbest.ru
1 Ситников А. В. Социокультурные и религиозные предпосылки демократического перехода в России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4-го конвента РАМИ : в 10 т. Т. 3. Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог / под ред.А. Ю. Мельвиля. С. 113–122.
2 Лукашина Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М. : Юрид. лит., 2008. С. 164.
3 Ситников А. В. Социокультурные и религиозные предпосылки демократического перехода в России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях : материалы 4-го конвента РАМИ : в 10 т. Т. 3. Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог / под ред.А. Ю. Мельвиля. С. 113.
4 Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов и развития российской государственности // Государство и право. 2010. №1. – С. 113.
5 Буря Г. К демократии через традицию // Независимая газета. 2010. №2. – С. 12.
6 Иванченко А. Народовластие против олигархии // Независимая газета. 2007. №2. – С. 11.
7 Бочкарев В. Демократии примитивного популизма у нас есть. Что дальше? // Российская газета. 2009. №12. – С.2.
8 Гущин В. Вперед к имперскому авторитаризму?: Парадокс размышления о неизбежной гибели диалектики и демократии // Литературная газета. 2007. №36. – С. 4.
9 Гущин В. Вперед к имперскому авторитаризму?: Парадокс размышления о неизбежной гибели диалектики и демократии // Литературная газета. 2007. №36. – С. 4.
10 Зиновьев А. Демократы в страхе перед демократизацией // Независимая газета. 2010. №1. – С. 8.
11 Марков С.А. Манипулятивная демократия: В России сложились все условия для такого государственного условия // Независимая газета. 2010. №3 – С. 8.
Информация о работе Общая характеристика демократического политического режима