Общая характеристика избирательной системы Российской Федерации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система".
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы
5
§ 1. Понятие выборов.
5
§ 2. Понятие избирательной системы
7
§ 3. Понятие избирательного права.
9
Глава 2. Виды избирательных систем
18
§ 1. Понятие выборов.
18
§ 2. Понятие избирательной системы
22
§ 3. Понятие избирательного права.
24
Заключение
27
Список литературы

Файлы: 1 файл

КПРФ.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, аргумент в пользу мажоритарной системы о возможности представительства наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной  системы привели к ее модификации  в некоторых странах мира.

 Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

Аналогично система  передаваемого голоса применяется  в многомандатных округах (Ирландия). А в Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному15.

 

 

§ 2 .Пропорциональная избирательная система

 

Она применяется только в условиях многопартийности. В отличие от мажоритарной избирательной системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

Техника пропорциональной системы, как правило, такова: каждый субъект федерации (например, земля, автономный округ) или административно-территориальная  единица (область, департамент) рассматриваются  как избирательный округ, избирающий определенное число депутатов соответственно численности своего населения. Партии представляют списки, где число кандидатов равно или, что встречается чаще, несколько больше числа подлежащих замещению мандатов. Партия завоевывает столько мандатов, сколько раз определяемая математическим путем избирательная квота (метр) укладывается в число полученных списком партии действительных голосов. Порядок определения квоты устанавливается законом, при этом применяются различные способы (их называют по имени авторов — метод Хэра, метод д’Онтда и др.). В большинстве стран, применяющих пропорциональную систему, к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5% (так называемый “заградительный барьер”, призванный воспрепятствовать чрезмерной дробности политических групп в парламенте). Преимущество пропорциональной системы в сравнении с мажоритарной состоит в том, что при сложившейся стабильной, относительно немногочисленной партийной системе она дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Недостаток же заключается в том, что пропорциональная система делает выборы в значительной мере безличностными — многие кандидаты в партийных списках мало известны избирателям. Если в выборах участвует чрезмерно большое число политических партий и движений при высоком “заградительном барьере”, это чревато тем, что парламент не отразит в своем составе волю большого числа избирателей, проголосовавших за непрошедшие партии. Ныне во все большем числе стран пропорциональная система применяется в сочетании с мажоритарной (так называемая смешанная система).

Положение о выборах  депутатов Государственной Думы, на основе которого проводились выборы 12 декабря 1993 г., также предусматривало сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Половина численности палаты — 225 депутатов — было избрано по пропорциональной системе. Выборы проводились по общефедеральному избирательному округу, то есть вся страна рассматривалась как один избирательный округ. Учитывая масштабы России, это было весьма спорное решение, и во всяком случае партийные списки оказались чрезмерно громоздкими (для сравнения: в 1917 г. выборы в Учредительное собрание России проводились по пропорциональной системе, но страна была разбита на избирательные округа). Право выдвижения общефедеральных списков предоставлялось только зарегистрированным партиям и избирательным объединениям. Списки кандидатов были жесткими, порядок размещения в них кандидатов, а также деление списка на региональные группы определялись выдвинувшим его избирательным объединением (см. также партийные списки). Распределение мандатов по спискам производилось по методу Хэра (квота определяется путем деления всех действительных поданных голосов на число распределяемых мандатов). К распределению мандатов допускались избирательные объединения, преодолевшие пятипроцентный “заградительный барьер”: из 13 избирательных объединений, участвовавших в выборах, пять не смогли этого сделать.

Федеральный закон от 21 июня 1995 г. “О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” сохранил с небольшими модификациями смешанную  избирательную систему, примененную на выборах 1993 г. В результате на парламентских выборах в декабре 1995 г. из 43 избирательных объединений и блоков, которые смогли зарегистрировать свои списки (и тем самым участвовать на выборах в стадии голосования), пятипроцентный “заградительный барьер” преодолели лишь четыре избирательных объединения, за которые отдали свои голоса в общей сложности 50,5% участвовавших избирателей. Соответственно 49,5 % избирателей не добились желаемого результата, а их голоса оказались распределенными между избирательными движениями, за которые они не голосовали. Здесь особенно явственно проявились недостатки пропорциональной системы при несложившейся партийной системе, недостаточно строгих требованиях, предъявляемых к партиям (движениям), желающим участвовать в выборах, и высоком “заградительном барьере”16.

§ 3. Смешанная избирательная система

 

Смешанная избирательная  система — в ряде стран —  избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.На основе смешанной избирательной системы в России проходит формирование Государственной Думы: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе. В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая – по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.

Таким образом, смешанная  избирательная система, построенная  на едином принципе – сочетании  элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные  вариации, отличаясь большей или  меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов  избирателей на выборах, являясь  на первый взгляд чисто организационно-технической  процедурой, оказывает обратное воздействие  на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Французский политолог  М. Дюверже сформулировал «три социологических  закона» взаимосвязи партийной  и избирательной систем. Их основные положения таковы:

пропорциональная избирательная  система обусловливает возникновение и существование многопартийной системы, характеризующейся автономностью партий и их жесткой структурой;

абсолютная мажоритарная система способствует формированию многопартийной системы, в которой  партии занимают гибкие позиции и  стремятся к поиску консенсуса и компромисса;

относительная мажоритарная система порождает двухпартийную  систему.

Эта взаимосвязь обусловливает  воздействие избирательной системы  не только на форму демократии, но и  на ее судьбу. Многие авторы утверждают, что введение пропорциональной избирательной  системы (в чистом виде или смешанной) на ранней фазе развития демократии, в отсутствие устоявшихся сильных партий, дробит партийную систему. Фрагментарность же партийной системы, по мнению Х.Х. Линца, служит фактором, способствующим крушению молодых демократий. В связи с этим предметом не только теоретического, но и практического интереса является изучение современной российской избирательной системы. Ряд исследователей считают, что в Государственной Думе благодаря смешанной избирательной системе формируется политическая структура неустойчивого равновесия, при которой разные политические фланги не имеют решающего большинства, а центр ослаблен и не в состоянии влиять на итоги важнейших голосований. Эта ситуация особенно ярко проявилась в результате выборов в Думу в 1993 г., повторилась она и на следующих выборах17.

 

Заключение.

 

Избирательное право  образует важную составную часть  конституционного права Российской Федерации, является одним из наиболее значимых его институтов.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Избирательное право  граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Основными нормативно-правовыми актами в которых отражаются гарантии избирательных прав граждан РФ являются Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных  прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют:

      • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
      • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
      • окружные избирательные комиссии;
      • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.
      • участковые избирательные комиссии.

 

Полномочия и порядок  деятельности Центральной избирательной  комиссии Российской Федерации и  иных избирательных комиссий по выборам  в федеральные органы государственной  власти устанавливаются нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или  бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут  быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

В заключении хотелось бы добавить: избирательное право Российской Федерации требует дальнейшего  совершенствования и доработки  для обеспечения истинно демократичных  выборов в стране.

 

 

Библиографический список.

 

1.  Нормативно-правовые акты и документы

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 / СПС Консультант  Плюс

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный Закон от 12 июня 2002г. №67-ФЗ / СПС Консультант Плюс

Информация о работе Общая характеристика избирательной системы Российской Федерации.