Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:40, реферат
Анархистам свойственно само собой стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации.
Одним словом, анархисты являлись агитаторами свободы и противниками какой либо государственной власти, как уже было сказано.
Со¬ци¬аль¬ную ос¬но¬ву анар¬хи¬че¬с¬ко¬го дви¬же¬ния со¬ста¬в¬ля¬ли пре¬и¬му¬ще¬ст-вен¬но низкие слои общества, группы рабочих, а так же малая часть интеллегенции.
Введение
1. Понятие анархизма
2. Михаил Александрович Бакунин
3. Пётр Алексеевич Кропоткин
4. Общее во взглядах М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина
Заключение
Список используемой литературы
Принцип равенства толкуется как уважение к личности. Оказывая нравственное влияние на личность, нельзя ломать человеческую природу во имя какого бы то ни было нравственного идеала. Мы, подчеркивает Кропоткин, ни за кем не признаем этого права; мы не хотим его и для себя. «Мы признаем полнейшую свободу личности. Мы хотим полноты и цельности ее существования, свободы развития всех ее способностей».
Характерной чертой всех работ П. А. Кропоткина является придание единичной человеческой личности особого значения. Личность — душа революции, и только учитывая интересы каждого отдельного человека и давая ему свободу самовыражения, общество придёт к процветанию.
Личную свободу, неизменно подчеркивал Кропоткин, душит государство, его военно-бюрократическая организация, система образования, воспитания и т. д. Государство - главное зло, которое делает человека рабом. Оно покровитель крепостничества, "защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда". Теоретик анархизма ставил вопрос так: либо государство раздавит личность и местную жизнь, либо оно должно быть разрушено, что будет означать возрождение новой жизни. Будущее же безгосударственное общество Кропоткин представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц - общин, территорий, автономий и пр., над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и "безначалия".
4. Общее во взглядах М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина
П. А. Кропоткин, как и М. А. Бакунин, считали, что государство возникло как преступная организация, позволяющая сильным творить насилие над слабыми. За многие века своей истории государство научилось эффективно подавлять любые восстания против своего авторитета.
Несмотря на это, в обществе во все времена наряду с «государственниками», защищавшими интересы правящих верхов, существовали «анархисты», настроенные резко отрицательно по отношению к государству. Анархистские умонастроения зародились среди народа, чтобы помочь угнетаемому большинству защититься от насилия, творимого господствующим меньшинством. Сторонники анархизма утверждают, что необходимо не просто захватить или отобрать власть, а разрушить институт государственной власти как таковой, истребить властные структуры и в первую очередь государственную машину. Если социалисты стремятся уничтожить только капитал, то они тем самым останавливаются на полпути. Задача же анархистов более радикальна: они выступают за уничтожение и капитала и государства.
Кропоткин и Бакунин были ведущими российскими теоретиками анархизма и до последнего следовали своим идеям и держались своей позиции.
П. А. Кропоткин, как и М. А. Бакунин, при общем отрицательном отношении к государству, признавал все же относительную ценность некоторых государственных форм, в частности демократической федеративной республики, которая не сосредоточивает всю власть в центре, а предполагает областную и общинную самостоятельность.
На Кропоткина, как и на Бакунина, оказали значительное влияние идеи Прудона о справедливости как «высшем законе и мере человеческих деяний», способные определять направленность деятельности и поведения людей. Из идеи справедливости выводились понятия свободы и равенства. Кропоткин писал: «... принцип, в силу которого следует обращаться с другими так же, как мы желаем, чтобы обращались с нами, представляет собой не что иное, как начало равенства, т. е. основное начало анархизма». «Равенство - это справедливость».
Идеал М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина — не воцарение безначалия, а отсутствие насилия государства над личностью, ликвидация всех форм принуждения. Свободные договоренности, добровольные конвенции должны прийти на смену принудительным законам. Свобода означает для них не вседозволенность, а действия, отвечающие собственным убеждениям личности, ее нравственным представлениям. А всем юридическим законам теоретики анархизма предпочитают всевластие закона всеобъемлющей любви всех ко всем.
Соотношение государства и человеческой солидарности у Бакунина аналогично соотношению государства и закона взаимопомощи у Кропоткина. Во многом сходятся и их представлени о необходимости индивидуальной свободы в будущем обществе. Человек у М. Бакунина не растворяется в море социума, а у П. Кропоткина сам социум человечен с самого начала. Важно уточнить, что высшее проявление нравственности связывается П. Кропоткиным именно со свободой, в отличие от простейшей нравственности, покоящейся на естественной взаимопомощи.
Позицию М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина нельзя относить к разряду деструктивных теорий, как это нередко делали. В ней отчетливо проступает дух христианского утопизма, желания скорейшего осуществления евангельского идеала любви. Этим объясняется неприязненное отношение анархической философии к государству, в деятельности которого эти начала любви совершенно отсутствуют.
Заключение.
Теоретические и практические установки анархизма опровергают те стереотипы в предоставлении об этом течении русской и мировой общественной мысли, которые навязывались нам до недавнего времени официальной литературой. Анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное.
Внимательное знакомство с этим течением и его объективный анализ приводят к несколько иным выводам. Хотя одна из Центральных идей «полнейшей свободы личности» - в значительной степени умозрительная и наивна, как и идея уничтожения всякого государства, ибо не дано убедительного ответа на вопрос, как это реально можно сделать (все ограничивается Умозрительными построениями на этот счет), тем не менее многие положения анархизма не лишены достоинств. Это идеи справедливости, равенства и свободы личности, самоуправления, а также идея федерального характера взаимоотношений Разных социальных союзов и организаций. Не случайно анархизм имел и имеет в настоящее время немало сторонников и последователей.
И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.
Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг., как уже было сказано – в борьбе с либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина, то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство».
Список используемой литературы:
1. Основные философские проблемы в трактовке русского анархизма,
Тяпин И.Н., 2004 г.
2. Анархизм и социализм, Плеханов Г. В., 1925г.
3. Суть анархизма, Поль Эльцбахер, 2009 г.
4. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность,
Стеклов Ю.М., 1927г.
5. Эволюция, революция и идеалы анархизма, Э. Реклю, 2009г.
6. Избранные сочинения: Краткая система анархизма, Э.Малатеста, 2009г.
14