Общественно-политическая мысль Россиив 60–80-е годы XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Консервативное направление 4
2 Буржуазный либерализм 6
3 Русский «утопический социализм» 9
4Основные идейные направления в народничестве 10
5 народнические организации, их деятельность 12
Заключение 14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

                                  Контрольная работа

                   по дисциплине: История

по теме: «Общественно-политическая мысль России в 60–80-е годы XIX века»

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                      3

1 Консервативное направление                                                                                 4                                  

2 Буржуазный либерализм                                                                                         6                                                                    

3 Русский «утопический социализм»                                                                       9

4 Основные идейные направления в народничестве                                            10

5 народнические организации, их деятельность                                                   12

Заключение                                                                                                                14                                                                                                  

Список использованных источников                                                                      15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политическая  мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение  между Европой и Азией, Западом  и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении  с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического  развития. Здесь в производственных отношениях  капиталистический  способ  производства сочетался  с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая  форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция  отчетливо осознавала необходимость  освобождения народа от пут крепостничества  и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX века формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Основные  вопросы общественно-политической мысли - аграрный и судьбы самодержавия в России - в пореформенное время  все более приобретали характер злободневных проблем, требовавших  практического решения. В общественном сознании сформировалось демократическая  программа обновления России.

 

 

 

 

 

1 КОНСЕРВАТИВНОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ

 

«Дух  времени» первых пореформенных десятилетий  внес некоторые коррективы и в  идеологию самодержавия - консерватизм. В условиях осуществления социальных преобразований оно было вынуждено искать пути соответствия новым социально-экономическим отношениям, утверждавшимся в стране. Главными идеологами пореформенного самодержавия были К.П.Победоносцев и М.Н.Катков.

Это направление  не было единым в идейном отношении. Его представители высказывали  различные мысли, но для всех был  характерен ряд общих идейных установок:

- во главу угла ставилась русская национальная идея, представления о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;

- основным идеологическим принципом оставалась триединая формула - "самодержавие, православие, народность", основной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;

- отрицалась необходимость культурной и идеологической европеизации России, т. к. считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;

- подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;

- сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

В то же время некоторая часть консерваторов  осознавала неизбежность перемен. Различные  представители этого крыла консерватизма (П.А. Шувалов, И.И. Воронцов-Дашков, Н.П. Игнатьев и др.) в 60-80 гг. предлагали ограниченные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа.

Деятельность  консерваторов. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления, прежде всего потому, что  это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось  в организации, к тому же нежелательной  с точки зрения властей. Но деятельность консерваторов не сводилась к публикации книг и статей (в изданиях Каткова "Русский вестник", "Московские ведомости", Мещерского "Гражданин" и многих др.). Некоторые представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и его окружение. Особенно значительным было воздействие Победоносцева на Александра III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 БУРЖУАЗНЫЙ  ЛИБЕРАЛИЗМ

 

Широкое демократическое движение активизировало буржуазный либерализм в стране. Общественно-политическая программа русских либералов  исходила из идеи мирного, «разумного прогресса». Будучи противниками крепостного  права, убежденными сторонниками проводимых правительством буржуазных реформ, либералы выступали с критикой политического  режима, поддерживали мысль о буржуазной конституции и парламентаризме  в России. К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам.

Либеральная мысль не была единой, но характеризовалась  при этом многими общими положениями:

- необходимо утверждение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности;

- следует создавать представительные органы власти, начиная с земства - места сотрудничества представителей всех сословий, школы конституционализма, и завершая общерусским "парламентом";

- наиболее оптимальной формой государственного устройства страны либералам представлялась конституционная монархия, но переход к ней многими из них оговаривался необходимостью создания соответствующих социальных и культурных предпосылок, без которых Россия при ослаблении центральной власти, по их мнению, могла оказаться жертвой безудержной народной стихии;

- следует европеизировать Россию, распространять образование и научные знания;

- Россия должна развиваться лишь эволюционным путем с помощью реформ сверху;

- недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции;

- общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод;

- основная задача интеллигенции, с одной стороны, просвещать народ, способствуя формированию личного начала в народной среде, а с другой - воздействовать на власть, склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами.

Русский либерализм не был организационно оформлен и проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических  исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных  сановников.

Основная  его особенность заключалась  в специфике социальной базы либерализма  в России. Либеральное течение  не было связано, как на Западе, с  широкими слоями предпринимателей, и  опиралось на передовую часть  земского дворянства и интеллигенцию. Этим объясняется, в частности, то, что  до начала ХХ в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Отличало его также отношение  к самодержавию, в котором до начала ХХ века либералы видели единственную силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность.

Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали  сторонниками модернизации страны. Либеральная  мысль была широко представлена в  публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы "Отечественные записки", "Русский вестник", "Вестник Европы", "Русская мысль", газеты "Голос", "Молва", "Земство", "Русские ведомости".

В периоды  подъема общественного движения, социально-политических кризисов наиболее активная часть либералов пыталась создать организации. Так, в конце 70-х гг. сформировался Земский  союз. Кроме того, представители  этого идейного течения использовали легальные организации - Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и др.

При общности идейных установок русских либералов  в их рядах не было, да и не могло  существовать полного единства, т.к. свободомыслие являлось основополагающим их принципом.

Одним из самых влиятельных течений был  западнический либерализм (Б.Н. Чичерин, М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, П.Н. Милюков). Его представители отстаивали идею неизбежности повторения Россией западноевропейского  пути, настаивали на необходимости  изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую цивилизацию.

Российский  либерализм не был связан лишь с  западничеством. Некоторые из либеральных  деятелей, например, К.Д. Кавелин пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Представители этого течения выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины, сильной государственной власти) с либеральными ценностями (гражданским обществом, правами и свободой личности). Тем самым они пытались найти такие пути воплощения идей либерализма, которые были адекватны национальным социокультурным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РУССКИЙ  «УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»

 

Зарождение  мысли об особом пути исторического  развития России относится к 30-50-м  гг. ХIХ века. Мысль об особом, «русском», варианте экономического и социального устройства трансформировались в идею о «духовном избранничестве», мессианском историческом предназначении русского народа. Убеждения в «особом пути» во многом держались на стойкости крестьянской общины. Идеи общинного устройства общества высказывал А.И.Герцен. Их развил Н.Г.Чернышевский.

Герцен  и Чернышевский резко критиковали  существующий крепостнический и  самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Основными идейными принципами народничества являлись:

отрицание исторического  значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

- стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

- лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

- идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;

- представление о русском крестьянине как о человеке будущего, "социалисте по природе";

- критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

Основные  теоретические направления революционного народничества. В народничестве  складывались и развивались различные  направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для  достижения этой цели. Свои идейные  особенности имело каждое из них.

4 ОСНОВНЫЕ  ИДЕЙНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В НАРОДНИЧЕСТВЕ

 

Идеологи  народничества не смогли понять и правильно оценить капитализм как объективный и закономерный этап развития общества. Они считали капитализм в России регрессом, полагали, что на русской почве он лишен корней для своего утверждения, то есть отвергали капитализм как общественную систему. Народники обосновывали возможность некапиталистического пути России к социализму через крестьянскую общину. Главным носителем народнических идей была разночинская интеллигенция. Наивысшего подъема революционное народничество достигает в 70-е - начале 80-х гг. Х1Х века. В сочинениях идеологов бунтарского (М.А.Бакунин), пропагандистского (П.Л.Лавров), заговорщического (П.Н.Ткачев) направлений революционного народничества разработаны идеи социального переустройства, тактика революционной борьбы.

М.А. Бакунин  считал, что:

- главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство;

- поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское государство, считал Бакунин, - худшая форма государства, в котором пролетарии перерождаются, и его создавать нельзя;

- основное средство борьбы - революционный бунт народа. При этом, крестьянство постоянно готово к бунту и требуется не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация, призыв к бунту;

- после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

Информация о работе Общественно-политическая мысль Россиив 60–80-е годы XIX века