Общественно-политическое значение реформ 60-х- 70-х гг. XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

В политической сфере важными факторами модернизации стали: развитие европейской государственности и оформление национальной идеологии, образование Германской империи, Итальянского королевства, завершение гражданской войны 1861-1865гг. в США торжеством единства страны. Во второй половине ХIХ в. завершился процесс создания политических партий, оформились многие общественные организации, в ряде развитых стран утвердились элементы гражданского общества.
На этом фоне в России во второй половине ХIХ в. только начиналась модернизация. Важное место в этом процессе занимали великие реформы 60-70-х годов. Масштабные по своему характеру и последствиям, реформы знаменовали существенные изменения всех сторон жизни российского общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…2
1. Причины проведения буржуазных реформ, их содержание, противоречивость:
Предпосылки…………………………………………………………….3
Крестьянская реформа ………………………………………………….3
Земская реформа………………………………………………………...5
Судебная реформа……………………………………………………....6
Военная реформа…………………………………………………….….7
Реформа в области образования и печати……………………………..7
2. Попытки модернизации политического уклада России.…………......9
3. Общественно-политическое значение реформ 60-х- 70-х гг. XIX в...12
Заключение…………………………………………………………………….13
Список источников и литературы……………………………………..……..14

Файлы: 1 файл

история.docx

— 401.33 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………...…2

1. Причины проведения буржуазных реформ, их содержание,  противоречивость:

    • Предпосылки…………………………………………………………….3
    • Крестьянская реформа ………………………………………………….3
    • Земская реформа………………………………………………………...5
    • Судебная реформа……………………………………………………....6
    • Военная реформа…………………………………………………….….7
    • Реформа в области образования и печати……………………………..7

2. Попытки модернизации политического уклада России.…………......9

3. Общественно-политическое значение реформ 60-х- 70-х гг. XIX в...12

Заключение…………………………………………………………………….13

Список  источников и литературы……………………………………..……..14

 

 

 

Введение

 

Вторая  половинная 19 в. Вошла в мировую историю с такими  понятиями, как «капитализм», «индустриальное общество», «классовое самосознание. В передовых государствах Запада утвердилось индустриальное общество. Определяющую роль в этом процессе сыграла промышленная революция, которая завершилась в 70-е годы во Франции, Германии, Австрии (в Англии – в 30-е годы.) Технические изобретения и научные открытия последней трети ХIХ в. привели к созданию новых отраслей промышленности. В передовых державах продукция промышленности стала превосходить по объему продукцию сельского хозяйства. В Англии это произошло уже к началу 20-х гг., в Германии, США, Франции – в 60-80-е годы. Усиливалась неравномерность развития. США и Германия, модернизировав производство, в 70-80-е годы обогнали Англию по многим важным показателям. Вторая половина ХIХ в. применительно к Западной Европе стала временем падения влияния аристократии, роста буржуазии и появления пролетариата. Рабочий класс не только увеличивался количественно, но и превращался в мощный фактор общественной жизни. Маркс К., увидев в пролетариате силу, призванную «похоронить» капитализм, выдвинул идею о его особой исторической миссии.

В политической сфере важными факторами модернизации стали: развитие европейской государственности  и оформление национальной идеологии, образование Германской империи, Итальянского королевства, завершение гражданской  войны 1861-1865гг. в США торжеством единства страны. Во второй половине ХIХ в. завершился процесс создания политических партий, оформились многие общественные организации, в ряде развитых стран утвердились элементы гражданского общества.

На этом фоне в России во второй половине ХIХ в. только начиналась модернизация. Важное место в этом процессе занимали великие реформы 60-70-х годов. Масштабные по своему характеру и последствиям, реформы знаменовали существенные изменения всех сторон жизни российского общества.

 

 

1.

Причины проведения буржуазных реформ, их содержание, противоречивость.

 

В середине ХIХ в. отставание России от капиталистических государств, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшалось, а возрастало. Поэтому главной целью внутренней политики Александра II (1855-1881 гг.) было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Александр II смог понять необходимость коренных преобразований и выступить в качестве главной реформаторской силы. Толчком к реформам, их ускорителем было позорное поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.). Александр II смог понять, что коренные преобразования необходимы ради сохранения и усиления мощи государства, и что в числе этих реформ самой крупной и первой по времени должна быть отмена крепостного права.  Сегодня большинство исследователей считают, что реформы были обусловлены не столько революционными выступлениями масс, сколько целым комплексом причин и, прежде всего угрозой превращения России во второстепенную державу.

 

Предпосылки реформ 60-70-х годов XIXв.



Крестьянская реформа 1861г. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке гласности: широкое обсуждение ее в печати, привлечение либеральной бюрократии и либерального дворянства к разработке реформы. Гласность возникала стихийно. Александру II пришлось лавировать между либералами и консерваторами.  Большинство сходилось на том, что крестьян нельзя оставлять без земли, в помещиков без гарантированного выкупа. 5 марта 1861 года «Манифестом» Александра II земля объявлялась помещичьей собственностью. 22 млн. помещичьих крестьян получили личную свободу и гражданские права.

Крестьяне получали права собственности на землю, но земля переходила в их руки на правах пользования, а не владения. Эту землю надо было выкупить у  помещика в свою собственность, причем выкуп был принудительным. Чтобы  уплатить выкуп, государство предоставляло  крестьянам ссуду в размере 80% от стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. Ссуду государству крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49 лет. До выплаты 20% помещику крестьянин переходил в разряд временнообязанных и должен был выполнять барщину и оброк. На практике выкупная операция затянулась на долгие годы, выкупные платежи были отменены лишь в 1907г. Размер земельного надела зависел от зоны: черноземной, нечерноземной и степной. Крестьянин должен был получить тот надел, которым он владел до реформы.

Таким образом, в отличие от стран Запада, в  России реализовывался чисто русский  вариант отмены крепостного права:

  • Принудительная покупка крестьянами наделов
  • Участие государства в процессе выкупной операции делало необходимой царскую власть, без которой не могли обойтись ни помещики, ни крестьяне;
  • Полученная земля не стала собственностью крестьян, она передавалась общине и не подлежала купле-продаже. Крестьяне, освободившиеся от помещиков, оказались в плену у общины. Реформа не создала слоя мелких собственников, а укрепила общину, передав ей собственность на землю.
  • Основная масса земли (>50%) осталась у помещиков.

Второй этап крестьянской реформы в 1863г. Касался  удельных крестьян (2 млн.), которые оказались  в лучшем положении, чем помещичьи  крестьяне.

Третий этап  реформы в 1866 г. коснулся государственных  крестьян (20 млн.). Они получали земли  без выкупа, но платили ежегодно государству «оброчную подать». Итак, личное освобождение крестьян было историческим поворотом, позволившим России совершить переход к капиталистической модернизации. Но этот переход был невозможен без политических реформ, приспособивших самодержавие к потребностям капиталистического развития.

 

 Земская реформа 1864г. стала самой крупной в области политического устройства страны. После освобождения крестьян в стране появился новый слой граждан, и нужно было организовать управление этим слоем, который раньше находился полностью под власть помещиков. Для этих целей создавались новые всесословные органы местного самоуправления – земства (губернские, уездные, а также городские думы). Избирательная системы земства строилась на либеральном принципе имущественного ценза и делилась на 3 курии – землевладельческую, городскую и крестьянскую.


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

На земских  собраниях избирались гласные. Уездный съезд из трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, последнее избирало гласных в губернское земское собрание. Земские органы делились на распорядительные и  исполнительные.

Как видим, в уездных земских собраниях  и управах крестьяне впервые  получили представительство. Теперь представители дворян и крестьян в рамках земских учреждений могли сообща решать насущные местные проблемы. Земствам запрещалось заниматься политическими функциями. В их компетенцию входили лишь хозяйственные заботы о развитии местной торговли, промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, народного образования. Благодаря земствам впервые в истории России медицина пришла к крестьянам, в деревнях появились учителя, агрономы, ветеринары. Эти первые выборные всесословные органы были «кусочком конституции», они начали играть важную роль в политической жизни страны. Земства дали либеральному движению то, чего ему так не хватало – организационную форму. Вскоре они стали очагами скрытой оппозиции правительству.

 

Судебная реформа 1864г. была наиболее радикальной и последовательной из всех реформ проведенных Александром II. В основу ее была положена практика цивилизованных стран. В России был введен:

- всесословный суд. Высшим судебным органом для всех сословий был Сенат. Принцип равенства всех граждан перед законом был положен в основу нового судебного устройства;

- независимый суд, при котором ни администрация, ни губернатор не могли вмешиваться в процесс судопроизводства. Независимость судей гарантировалась их несменяемостью,

высоким материальным обеспечением и обязательным высшим юридическим образованием; размер оплаты судей был меньше, чем в Англии, но выше чем во всех других европейских странах;

- новые принципы судопроизводства: гласность, открытость, состязательность процесса (обвинитель и защитник). Репортажи из зала суда, присутствие в зале публики;

- суд присяжных заседателей, которые назначались по очереди, по спискам из числа лиц с определенным имущественным цензом. Этот суд должен был решать окончательно, по-совести и справедливости вопрос о виновности или невиновности обвиняемого. Была упрощена структура судов. Они делились на мировые, общие и военные. Мировой суд решал незначительные уголовные и гражданские дела. Решение мирового суда можно было обжаловать на съезде мировых судей данного округа.


 

3 инстанция

 

2 инстанция

 

1 инстанция

 

Общий суд  состоял из трех инстанций – окружные суды, судебные палаты и Сенат. Сенат рассматривал дела в надзорном порядке. Прокуратура стала органом судебного надзора.

Судебная  реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правовом государстве.

 

Военная реформа 1874г. сопровождалась реформированием армии:

  • отменялись рекрутские наборы, была введена всеобщая военная повинность;
  • вводились льготы, освобождающие от службы некоторые категории граждан: например, единственного сына у родителей, кормильца семьи;
  • вводились льготы, сокращающие срок службы для людей с образованием;
  • в армии были запрещены телесные наказания;
  • сократилась численность армии без снижения ее военного потенциала;
  • создавались новые рода войск, перевооружалась армия;
  • перестраивалась работа военных заводов;
  • реорганизовывалась система военного управления – вводилось 15 военных округов;
  • проводилась реформа военно-учебных заведений – открывались юнкерские училища, военные академии;

 

В результате проведения военной реформы в  России была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Действенность военной реформы была подтверждена во время успешной для России русско-турецкой войны 1877-1878гг. Европа увидела другую русскую армию по сравнению с той, которая проиграла Крымскую войну.

 

Реформы в области образования  и печати включали в себя реформирование всей системы образования и отмену цензуры для значительной части изданий. В образовании было три ступени: низшая, средняя и высшая.

Университетская реформа восстанавливала автономию университетов – право советов:

- избирать  ректора, деканов;

- определять  перечень изучаемых предметов;

- утверждать  смету расходов;

- присуждать  ученые степени;

- назначать  стипендию студентам;

- повышать  плату за обучение и т.д.

 

Реформа средней школы разделила гимназии на классические (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки) и реальные училища, готовившие выпускников в высшую техническую школу. Было также введено среднее женское образование на государственном уровне. Вся система образования, созданная в 60-70-е гг. XIXв. С небольшими изменениями, сохранялась до революции 1917г., значительно увеличила грамотность в стране (более 30% грамотных в начале ХХв.), окончательно сформировала в России разночинную интеллигенцию.

 

 

 

 

 

2.

Попытки модернизации политического  уклада России.

 

Реформы Александра II ускорили процессы индустриализации и в пореформенный период начал утверждаться в России капитализм как господствующая общественно-экономическая система. В сельском хозяйстве страны все шире применялся вольнонаемный труд, использовались сельскохозяйственные машины, улучшалась агротехника, происходило раскрестьянивание крестьян; отток в город разорившихся слоев населения и рост удельного веса зажиточных крестьян (20%). Помещики, не переведшие свои поместья на капиталистический путь развития, продавали земли и основными покупателями этих участков стали зажиточные крестьяне, которые за период 1861-1881 гг. приобрели более 6 млн. десятин частных земель.

Развитие  сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей, товарности земледелия. Если накануне реформы товарного хлеба было не более 5 % от чистого сбора, то в конце 70-ч гг. – 13%. Но в целом развитие капиталистических отношений в деревне шло медленными темпами. Более быстрыми темпами развивался капитализм в промышленности. К концу 80-х гг. в основном завершился промышленный переворот, и были созданы предпосылки для индустриализации. Появились новые отрасли промышленности: угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение и др. Добыча угля в 1861-1881 гг. увеличилась в 9 раз.

Информация о работе Общественно-политическое значение реформ 60-х- 70-х гг. XIX в