Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:35, реферат
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обстоятельств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.
1Общественные организации и движения. Характерные особенности, классификация 3
2 Функции общественных организаций и движений 7
3 Динамика общественных организаций и движений 9
4 Общественные организации и движения в Республике Беларусь 12
5 Молодежные общественные организации и движения в Гомельской области 15
Список литературы 16
Содержание
1Общественные организации и движения. Характерные особенности, классификация 3
2 Функции общественных организаций и движений 7
3 Динамика общественных организаций и движений 9
4 Общественные организации и движения в Республике Беларусь 12
5 Молодежные общественные организации и движения в Гомельской области 15
Список литературы 16
1 Общественные организации и движения. Характерные черты, классификация
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обстоятельств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.
Общественная организация – это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).
Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие оюзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нетабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.
Общественные организации и движения возникают из естественной потребности современного человека быть соучастником в делах общества. Поскольку в повседневной жизни человек не может заниматься делами общества, это за него делают общественные объединения. Они освобождают человека от необходимости быть постоянным участником общественно-политической жизни, самостоятельно решать множество проблем. Цена, которую человек предпочитает отражение и удовлетворение собственных потребностей и интересов организацией, заключается в обязанности подчиняться установленным в ней правилам. Членам организации определены различные роли, которые они должны выполнять, чтобы способствовать успешному выполнению целей всей организации. Таким образом ограничивается произвольный характер поведения человека. Когда возникает необходимость, организация может требовать подчинения собственных интересов общественным; осуществления деятельности, в целесообразности которой отдельный член организации не совсем уверен; приспосабливаться к обычаям и традициям, присущих организации (это, в частности, могут быть общепринятые образцы поведения).
Отмечают, что общественные
объединения возникают
Свидетельством
Общественные объединения зачастую реализуют себя в виде формальных и неформальных организаций и общественных движений. Формальные общественные организации отличаются своей массовостью. Они создаются для реализации долгосрочных целей как по инициативе граждан, так и государственных органов. Им присущи следующие черты: четкая структура; свой устав; официальная регистрация в органах власти, деятельность в интересах общества (государства) и в рамках действующей законности; собственный административный аппарат.
На базе формальных общественных организаций часто возникают неформальные. Неформальные общественные организации могут быть как массовыми, так и локальными. Иногда их трудно отличить от хозяйственных объединений, кооперативов, хотя всем им присуще социальное направление, а также отсутствие официальной регистрации и четкой программы; независимость от официальных государственных органов, деятельность на принципах самоуправления; нетипичные программы и нетипичная деятельность. К неформальным организациям можно отнести, например, различные любительские объединения, клубы авторской и любительской песни, организации, группы оздоровительно-духовных систем.
Чтобы разобраться в широком спектре общественных объединений, надо остановиться на их топологии. Прежде всего, общественные организации и движения можно разделить на традиционные и новые. К традиционным общественным организациям и движениям относят: профсоюзные, женские, молодежные, экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, творческие, оборонные, спортивные, туристские и др. К новым социальным организациям и движениям относятся: экологические; альтернативные; общественной инициативы.Общественные организации и движения можно классифицировать по интересам или деятельностью:
-по экономическим интересам, в частности, можно выделить организации предпринимателей, работающих по найму, крестьян, представителей свободных профессий, кооперативы, потребительские союзы; -за общественно-политическими интересами различают организации культурного, гуманитарного направлений, религиозные; -по методам деятельности и правового статуса: легальные и официальные, полулегальные и неформальные (например, масонская ложа); -по месту деятельности, по месту приложения сил в структуре политической власти: лобби, самоуправляющиеся организации, которые добиваются правительственных дотаций; -по видам деятельности: экономические, образования и культуры, научные и научно-технические, опекунские, здравоохранения, природы, национальные, конфессиональные, оборонные, спортивные и туристские. Вторая половина XX века ознаменовалась настоящим всплеском, потоком массовых движений. От общественных организаций движения отличаются следующими особенностями: отсутствие четкой организационной структуры; общность интересов граждан, которые присоединяются к движениям; наличие в них групп и течений неодинаковых политических взглядов, мировоззрения, верований, отсутствие индивидуального членства. Общественно-политические движения можно разделить на две большие группы: с четко выраженным политическим содержанием и с преимущественно общедемократическим содержанием. Для политических общественных движений характерны следующие черты: они пользуются политическими средствами; принимают участие в борьбе за власть; участвуют или оказывают влияние на способы осуществления власти. Политические движения можно разделить на следующие типы: -движения, которые возникли на классовой основе, – рабочий, крестьянский, мелкобуржуазный; -движения, которые возникли на класоподибний основе, – интеллигенции, военных, доклассовых элементов; -межклассовые движения – национально-освободительные, антифашистские и т.д.; -политические движения,
выражающие отношение к -политические движения,
отличающиеся степенью и Основными разновидностями массовых демократических движений являются: антивоенные – против угрозы разрушительной войны; экологические – на защиту окружающей природы и условий существования людей, на защиту демократии, прав и свобод личности; половозрастные – женские, молодежные, детские, ветеранские и т.д.; профессиональные – ученых , врачей, инженеров, писателей и т.д.; альтернативные. Общественные организации и движения выполняют важную роль в политической системе, в общественно-политической жизни в целом. Они являются своеобразной связующим звеном между функционированием государственных органов и соответствующими действиями населения страны. |
2 Функции общественных организаций и движений
Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помагает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.
К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:
1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
3) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.
Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредством электорального представительства (через избирательные системы); прямого, функционального представительства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движений на органы власти являются следующие:
- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;
- поддержка, в том числе финансовая, на выборах близких политических партий и их кандидатов;
- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;
- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;
- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;
- забастовки, митинги, демонстрации и др.
Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby – кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, – как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.
В странах Запада сложилась широкая сеть специализированных лоббистских служб – юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с общественностью, оказывающих посреднические услуги в установлении контактов между группами интересов и государственными органами. В США и ряде европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и находится под финансовым контролем. Однако сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).
5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.