Общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:37, доклад

Описание работы

Представительная демократия предполагает осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Она включает в себя: 1) формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др.); 2) многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др.);

Файлы: 1 файл

Общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Общественный  выбор на основе соревнования партийных  программ в условиях представительной демократии

 

Представительная демократия предполагает осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Она включает в себя: 1) формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др.); 2) многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др.); 3) разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (проводимые публично и гласно сессии, заседания представительного органа власти и др.).

Представительная демократия означает осуществление власти народом  через представительные органы, которые  избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Еше одна форма осуществления  народовластия — органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов местного значения. Самоуправление осуществляется местным населением — составной частью народа — через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне — выборы, референдумы — и через органы местного самоуправления.

Представительная демократия предусматривает делегирование и передачу гражданами с помощью выборов своих полномочий доверенным лицам в органах власти, тем самым осуществляя свое волеизъявление не по отдельным вопросам, как при прямой демократии (референдум), а по альтернативным социально-экономическим программам.

Модель представительной демократии ставит ряд вопросов, касающихся поведения участников голосования: 1) Каким образом избиратель получает информацию о вероятных действиях партий? и 2) Что определяет будет он вообще голосовать или нет?

В процессе поиска информации о партиях избиратель несет издержки, поэтому если он действует исходя из своего собственного интереса, он скорее всего откажется от участия в избирательном процессе. Кроме того мысль, что его голос не будет решающим также не будет способствовать желанию проголосовать. Однако индивидуумы не всегда действуют из своих собственных интересов, а понимают, что демократия не может функционировать, если в голосовании не будут участвовать много людей. В этом случае общественные интересы доминируют, как правило в его сознании. Кроме того, возможны разнообразные общественные санкции, которые приводят к высокому уровню участия.

На самом деле избирателям не приходится собирать информацию о кандидатах и партиях, поскольку они сами, беря на себя все издержки предоставляют ее: Через СМИ, путем организации массовых публичных мероприятий, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных материалов. Предвыборная агитация РФ предусматривает выступления, интервью, пресс-конференции, круглый стол, горячую линию, политическую рекламу. Понятно, что все это требует огромных затрат которые будут компенсированы лишь для победивших партий путем проведения с их стороны лоббирования интересов поддерживающих их финансовых групп.

Соревнование партийных  программ осложнено ассиметрией  между правящей и оппозиционными партиями, поскольку, как правило, избиратели предпочитают голосовать за первую в связи с прохождением ей испытания недавней практикой, в то время как о вероятной деятельности оппозиции можно делать выводы только из их заявлений о намерениях.

У правящей партии есть мощный административный ресурс для проведения предвыборных популистских действий. Например, она может проводить меры по уменьшению безработицы, которые в будущем скорее всего приведут к повышению темпов инфляции, но за счет временного лага общество чувствует улучшение в краткосрочном периоде, что позволяет повысить рейтинг правящей партии.

В избирательной практике используют и такой прием –  предоставляют пакет программ, который  предусматривает для одних избирателей  как основные, а другие как программы  с нагрузкой, т.е. дополнительные, а для др. избирателей наоборот.

Исходя из российской практики можно сказать, что за коммунистический блок голосуют избиратели из районов в которых преобладает аграрная ориентация, а промышленность представлена обрабатывающими и перерабатывающими отраслями, являющимися в некоторой степени депрессивными, а территории с развитыми добывающими отраслями, обладающими высоким экспортным потенциалом коммунистическим настроениям подвержены слабо. За правых голосуют территории с высокой степенью урбанизации, с высокой долей населения с высшим образованием, высокой социальной и психологической мобильностью, обладающих работой.

Современное общество для  решения многих социально-экономических  проблем своего функционирования и развития использует политическую систему всеобщих выборов, в которой несколько партий конкурируют в борьбе за голоса избирателей. Представительная демократия — это плюралистическая, конкурентная демократия. Благодаря ей осуществляется волеизъявление граждан при принятии государственных решений не по отдельным вопросам, а по альтернативным социально-экономическим программам. В общественном, государственном выборе наряду с избирателями и политиками (представителями законодательной и выбранной исполнительной власти) принимают участие также чиновничий аппарат (бюрократия) и заинтересованные общественные группы. Так, по мнению экспертов, лоббированием сопровождается абсолютно любой обсуждаемый в парламенте законопроект, который предполагает выделение финансирования или предоставление льгот и преференций.

Стремление  политиков к победе на выборах  и завоеванию максимально большего числа избирателей приводит к  ориентации на текущие программы  с явными выгодами и с расплывчатыми  затратами, с расчетом на их возмещение в перспективе. С точки зрения объективного анализа затрат и выгод такие программы могут привести к экономически неэффективному использованию ресурсов. Некоторые программы могут быть эффективными сточки зрения явных частных затрат и явных частных выгод, но с позиции перспективы и анализа общественных затрат и общественных выгод не оправданы. Однако политические деятели будут заинтересованы в предложении таких программ, поскольку они получат поддержку избирателей. В то же время они не будут рисковать на выборах и предлагать программы стратегического характера, требующие немедленных крупных затрат и соответственно повышения налогового бремени населения, экономический эффект от реализации которых будет получен только в долгосрочной перспективе или же получение его с трудом поддается количественной оценке. Эти программы не дают гарантий для политиков в том, что за них проголосует большинство избирателей.

Политики в  борьбе за голоса избирателей учитывают  феномен «фискальной иллюзии» граждан, который выражается в бюджетно-налоговой сфере в существовании временного лага между налоговыми поступлениями и общественными расходами, принимающими форму бесплатного предоставления социальных благ, широкого использования косвенных налогов вместо прямых и государственного долга при финансировании различных программ, предлагаемых для избирателей. Это значит, что избиратели недооценивают налоговую нагрузку и переоценивают преимущества общественных расходов. Существует и такое понятие, как политический конъюнктурный цикл принятия государственных решений политиками и партиями, стоящими у власти. Они, как правило, сразу после избрания стремятся принять непопулярные решения в расчете на получение экономического эффекта. Ориентируясь на переизбрание на новый срок, перед выборами правящие партии и политики заинтересованы в проведении популистских мероприятий и программ, дающих ощутимый краткосрочный эффект в потреблении ценой потери в инвестициях, в ущерб интересам будущего поколения.

Таким образом, по политическим соображениям, т.е. по соображениям необходимости победы на выборах, могут быть приняты программы, допускающие неэффективное распределение ресурсов. В этом также проявляются несовершенство общественного выбора и провал государственного сектора.

В этой связи  важно отметить, что социальная наука уже давно установила, что делегирование множеством лиц своих полномочий в пользу одного лица порождает феномен политического отчуждения. Тогда лицо получает право рассматривать себя как группу, говорить и действовать как целая группа и даже осуществлять принуждение по отношению к группе. То есть речь идет о легитимной монополизации представителем интересов представляемых им лиц. В результате этого социальное пространство действий представляемых лиц, доверителей не тождественно политическому пространству. Как отметил М. Вебер, представители власти могут жить «для политики и с политикой». Для профессионалов-политиков характерна двойная игра, «двойной стандарт», поэтому они «живут с политикой» при условии, что живут для политики. И как следствие этого, связь профессионалов-политиков с избирателями опосредована и детерминирована условиями соперничества со своими политическими конкурентами.

Так, в соответствии с теорией общественного выбора, по мнению Дж. Бьюкенена, на политическом рынке действует «невидимая рука», которая и направляет поведение лиц, управляющих государством, так, что они, стремясь максимизировать свое собственное благополучие и преследуя собственные интересы, одновременно реализуют интересы общества. Поэтому политическое пространство можно представить как своеобразный рынок, на котором в условиях конкурентной борьбы обеспечивается политическое равновесие.

Интересы различных  категорий лиц, принимающих государственные  решения, неодинаковы. Так, выборные представители  власти ориентированы на получение максимального количества голосов и победу на выборах (быть избранным и переизбранным). Другие заинтересованные группы (например, корпорации, профсоюзы, ассоциации и т.п.) преследуют свои цели — получить с помощью государственных органов власти крупные материальные выгоды — так называемую политическую ренту. Под политической рентой в данном случае понимаются платежи заинтересованным группам в размерах, превышающих те суммы, которые они могли бы получить при добросовестной, справедливой рыночной конкуренции.

Эффективность лоббистского давления заинтересованных групп на политических деятелей определяется тем, что политическая карьера выборных представителей власти, как правило, непродолжительна и часто ограничена периодом между выборами, что создает у них возможность использования своего политического положения для поддержки заинтересованных групп лоббистов. Политики также могут рассчитывать на приглашение в последующем занять управленческую должность в сфере делового бизнеса. При этом политические деятели отдают себе отчет, что отказ от реализации особых целей заинтересованных лоббистских групп, имеющих сильное политическое влияние, означает потерю финансовой поддержки их избирательных кампаний. Кроме того, защита интересов в концентрированном виде имеет больше шансов на успех, чем защита интересов слабоорганизованных и плохо информированных групп населения. Вместе с тем, реализуя цели лоббистов в получении материальных выгод, политические деятели могут и не потерять поддержки избирателей-нелоббистов.

Лоббизм в процессе принятия общественных решений проявляется  в том, что очень большой вес придается предпочтениям групп, интересы которых представлены в концентрированном виде, а реализация этих интересов осуществляется в ущерб интересам большинства граждан и общества в целом . В то же время распределение ресурсов в пользу лоббистских интересов может оказаться с экономической точки зрения неэффективным и представляет собой несовершенство общественного выбора, а следовательно, является одним из провалов государства.

Лоббизм впервые  появился в Англии в XVII в. Слово «лобби»  первоначально означало проходные  коридоры (вестибюли), примерно с 1640 г. им стали называть помещение вокруг залов заседания английского  парламента, где избиратели могли  встретить вышедшего из зала заседаний депутата с тем, чтобы попытаться убедить его поддержать тот или иной проект закона. К началу XIX в. за данным термином окончательно закрепился современный смысл.

Если говорить о России, то федерального закона о  лоббизме пока еще нет. Однако, по оценкам экспертов, значительное число российских граждан занимается этим видом деятельности, а с 2004 г. действует национальная ассоциация лоббистов. В настоящее время число лоббистских площадок соответствует числу государственных учреждений. И в первую очередь, это федеральные органы власти (Администрация Президента РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации). Лоббирование в этих институтах достаточно дорого, поэтому им занимаются крупные компании.

Основная федеральная  лоббистская площадка — Государственная Дума. Как известно, борьбой лоббистов сопровождается принятие федерального бюджета и других важнейших законодательных актов. В Государственной Думе сложилась группа авторитетных депутатов из 40—50 человек, которые работают не первый срок, хорошо знают друг друга и имеют широкие связи. Именно через них ведется основная лоббистская работа. Различают следующие виды лоббирования:

- отраслевое, которое выражается в защите интересов отраслей или крупных деловых объединений по отраслевому признаку, реализуется через комитеты или отраслевые межфракционные депутатские группы (МДГ);

- региональное, которое заключается в отстаивании позиций предприятий и компаний отдельного региона; осуществляется региональными МДГ;

- социатьно-политическое, которое направлено на защиту интересов политических партий и стоящих за ними деловых кругов, осуществляется через фракции;

- индивидуальное, в том числе корпоративное, которое предполагает обеспечение проталкивания конкретных интересов отдельных бизнес-структур и осуществляется по линии комитетов или отдельных депутатов.

Информация о работе Общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии