Общество, политическая власть, государство. Политическая Система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 18:02, реферат

Описание работы

Каждый учебный курс включает фундаментальные понятия, знание которых есть
условие и предпосылка его изучения. В курсе правоведения такими понятиями
являются понятия "общество", "власть", "государство" (а также "право", "личность,
"человек", которые рассматриваются несколько позже). Они представляют своего
рода его "каркас", "несущую конструкцию".

Файлы: 1 файл

ОБЩЕСТВО.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

Теория насилия (Л.Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) исходит из того, что государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д. При кажущейся логичности такого подхода упускается из виду, что само завоевание приобретает смысл лишь на той ступени истории, когда человек стал создавать в процессе труда прибавочный продукт. Поэтому в основе данной теории лежат все-таки экономические факторы, а не сам по себе факт завоевания.

Патриархальная теория, согласно Филмеру и Михайловскому, исходит из того, что власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи. Теория явно не в ладах с логикой и историческими фактами. Если бы государство вырастало из семьи, то в мире должно было бы быть столько же государств, сколько семей составляло их основу. Кроме того, история свидетельствует, что процесс разложения родового строя шел не от семьи к государству, а от родовой общности к моногамной семье.

Теория общественного договора (Г.Гроций, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Радищев и др.) исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. Для этого часть своих врожденных и неотчуждаемых естественных прав люди передали правительству, которое народ мог свергнуть путем восстания, если оно в нарушение договора узурпирует власть и будет угнетать его. Это было по сути идеологическим оправданием буржуазных революций, назревавших в Европе в ХVII - ХVIII в.в., когда данная теория получила наиболее широкое распространение. Сегодня она вошла составной частью в доктрину правового государства3. Ее влияние прослеживается на примере Конституции РФ 1993 г. Вместе с тем теория общественного договора также имеет ряд уязвимых моментов. Так, человек, обладающий естественными правами, для нее неисторичен: во все эпохи истории он создан по типу буржуа. Кроме того, история не знает фактов заключения таких договоров. Концепция исходит лишь из презумпции их заключения.

Марксистская, или классовая теория государства исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Эта теория оказала большое влияние на развитие науки о государстве и праве. Однако научные данные, накопленные за более чем столетний период с момента выхода классической работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", внесли в нее существенные коррективы. Так, они не подтверждают последовательность процесса общественного разделения труда, описанного Ф. Энгельсом. Современная наука считает рубежом, отделяющим догосударственную эпоху от государственно-организованного общества, неолитическую революцию. Она произошла 10 - 12 тыс. лет назад и состояла в переходе от экономики присваивающей, характерной для родового общества, к экономике производящей. Процесс становления государства, описанный Ф. Энгельсом, современная наука рассматривает лишь как один из возможных путей его становления, получивший название европейского пути. Наряду с ним выделяется так называемый восточный путь, который отражает значительно более ранние стадии этого процесса и не связан с расколом общества на классы. В его основе лежит обособление функций по управлению делами общины от самой общины. Справедливости ради, следует признать, что Ф. Энгельс предвидел возможность такой модели становления государства, но эта идея не получила развития в его работах. Если европейский путь становления государства есть, по сути, движение от собственности к власти, то в условиях восточного пути развитие идет в обратном порядке: от власти - к собственности. При этом указанный процесс предполагает ряд промежуточных неразвитых форм государства, таких как протогосударство, раннее государство и т.д. Вполне возможно предположить, что восточный путь в условиях Европы лишь предваряет процесс, описанный Ф. Энгельсом. Однако доказательств такого предположения пока недостаточно.

Государство в любом случае возникает в процессе общественного разделения труда. Появление на известной стадии истории людей, профессионально занимающихся управлением, т.е. осуществлением властных функций, было столь же естественным, как появление ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

4. Понятие и сущность  государства

Различия между терминами "понятие" и "сущность" состоят в том, что первое из них призвано отразить характерные признаки того или иного процесса или явления, а второе - лишь наиболее важные, глубинные их признаки и свойства, обычно не воспринимаемые с помощью органов чувств. Для их выявления требуется научный анализ.

Государство можно определить как особую организацию публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию4.

Вопрос о сущности государства долгое время был предметом острой идеологической борьбы. Так, марксизм видел сущность государства в том, что оно является орудием политического господства того или иного класса. Отсюда оно определялось как комитет по управлению общими делами господствующего класса; как машина для подавления одного класса другим и т.д. Вместе с тем марксистская теория (по крайней мере, теоретически) признавала, что государство помимо классовых осуществляет и общесоциальные функции.

Опыт истории свидетельствует, что классовое подавление посредством государства имело место в течение многих веков. Представляется, что в основе антагонизма классов лежит неспособность общества обеспечить всем его членам достойное существование. Поэтому по мере накопления общественного богатства этот антагонизм постепенно исчезает. Об этом свидетельствует, в частности, опыт современных высокоразвитых государств.

Классовой концепции государства противостоит множество других, возникших в разные периоды истории и рассматривающих государство как организацию для выполнения общих дел (концепции мыслителей древности Платона, Демокрита, Цицерона, современные теории плюралистической демократии, государства всеобщего благоденствия, социального и правового государства и т.д.).

Термин "государство" можно понимать двояко - и как некую организацию, структуру, аппарат для проведения в жизнь властных велений, и как властную деятельность в рамках этого аппарата. Таким образом, государственную власть можно рассматривать в статике и в динамике.

Государственную власть отличает такой важный признак, как суверенитет. Под ним понимают верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее во вне. Верховенство государственной власти означает, что в пределах государственных границ никто, кроме государства, не вправе издавать законы, т.е. акты высшей юридической силы, обязательные для всего населения страны. Внешняя независимость государства означает, что оно является самостоятельным субъектом международного права. (Подробнее об этом см. Гл. 32.)

Важным условием функционирования государственной власти является ее легитимность. Последняя определяется обычно как основа (атрибут) такой правительственной власти, которая поддерживается убеждением правящих и управляемых в правомерности властных функций правительства. Поэтому легитимность власти предполагает справедливость ее осуществления. Узурпация власти есть антипод легитимности5.

По мнению немецкого социолога М.Вебера, легитимный порядок и легитимная власть предполагают соответствие социальных действий подвластных и властвующих высшей идее, существующей в обществе6. Таковой могут быть традиция, воля бога, справедливость, естественное право и т.д.

Легитимная власть предполагает возможность принуждения. Вместе с тем последнее может быть и нелегитимным. По сути теоретическим "обоснованием" такого ее варианта является марксистско-ленинская концепция государства как машины для подавления одного класса другим. При таком его понимании нет места для признания власти "своей". Не случайно само понятие "легитимность власти" было изъято из научного словаря советской теории государства и права.

Государство - сложное и многоаспектное явление. Поэтому его изучение может вестись под разными углами зрения. Это может быть его внутренняя структура, отражающая способы его организации, устройство высших органов государства, территориальная организация власти, основные направления и способы осуществления власти и т.д. В процессе взаимодействия государства с обществом на первый план выступают то одна, то другая сторона его характеристики. Для их обозначения, помимо указанных, используются такие понятия, как "функции государства", "формы государства", "механизм государства". Одни из них (сущность, формы) являются в своей основе философскими, а другие (функции, механизмы) заимствованы из таких наук, как физика или математика. Это говорит о том, что проблема государства, будучи по сути философской, имеет немало технических моментов (организация власти, ее структура и т.д.).

Власть государства распространяется на определенную территорию в пределах его границ с проживающим на ней населением. Такой аспект его характеристики важен при сопоставлении понятий "государство" и "страна". Так, рассматривая государство сквозь призму населения и территории, его, по сути, отождествляют со страной. С другой стороны, территория, не обладающая суверенитетом, может рассматриваться только как страна (колониальная, полуколониальная и т.д.), но не как самостоятельное государство.

5. Функции государства

Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства.

Для классификации функций государства используют различные основания.

 

 Внутренние и внешние функции. Так, наиболее распространенным является деление их по предмету, или по характеру тех социальных сфер, в которых они проявляются. С этой точки зрения, их следует разделить на внутренние и внешние. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства.

Внутренние его функции можно разделить на:

политическую. Политическая функция государства состоит в охране существующего общественного и государственного строя. Способы ее осуществления зависят от уровня развития общества, степени его демократизма. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации, здесь могут использоваться и методы прямого насилия, и деятельность государства в рамках закона.

экономическую. Экономическая функция призвана обеспечить условия функционирования данного способа производства - охрану обусловленных им форм собственности, создание благоприятных условий для развития экономики и т.д. В современном мире экономическая функция является в известной мере и внешней, поскольку рыночная экономика - категория интернациональная.

идеологическую. Идеологическая функция призвана идеологически обосновать данный общественный и государственный строй, политику государства и т.д. С этой целью могут использоваться доктрины церкви, концепции национального социализма, государства благоденствия и т.д.

социальную. Социальная функция имеет своей целью обеспечить минимум социальной справедливости в обществе путем перераспределения национального богатства в пользу социально незащищенных слоев населения (инвалидов, престарелых, безработных и т.д.). Государство, осуществляющее эту функцию, получило название социального государства.

экологическую. Экологическая функция государства направлена на борьбу с загрязнением окружающей среды, являющейся следствием современного экономического развития промышленности. Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что она отнесена к числу глобальных проблем человечества.

Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне. Еще несколько десятилетий назад в структуру внешних функций эксплуататорских государств включались и захватнические войны. Однако современное международное право рассматривает агрессивную войну как преступление против человечества.

2. Основные и неосновные  функции. Функции государства могут  подразделяются также на основные  и неосновные. Такая классификация  строится на критериях значимости  тех или иных функций в системе  функций государства, а также  степени "включенности" аппарата  государства в их осуществление. Например, функция обороны страны  предполагает решение задач не  только оборонительного характера, но также связанных с образованием  и воспитанием молодежи, развитием  экономики, науки и т.д. В их  решении участвуют многие органы  государства. В то же время  уличное движение регулирует  лишь соответствующая инспекция  в структуре МВД.

3. Постоянные и временные  функции. Функции также подразделяют  на постоянные и временные. Такое  деление весьма условно, поскольку  всякие функции, как и само  государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно  рассматриваются функции, вытекающие  из природы данного государства. К временным функциям относят  такие, которые, возникнув, прекращают  свое действие в течение обозримого  отрезка времени. Так, в советское  время в качестве временной  рассматривалась функция ликвидации  эксплуататорских классов, осуществлявшаяся  советским государством в переходный  период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера  таких функций обычно приводят  функции борьбы со стихийными  бедствиями природного или техногенного  характера.

4. Функции по формам  их осуществления. Наконец, функции  государства можно классифицировать  по формам их осуществления. С  этой точки зрения, они подразделяются  на правотворческую, правоисполнительную  и правоохранительную.

6. Форма государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Форма государства - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

 

 Монархия есть форма правления, где главой государства является монарх. Он получает власть в порядке наследования или по праву родства, осуществляет ее пожизненно и не несет ответственности за свои действия в качестве главы государства. Истории известны также выборные монархии. Вспомним хотя бы, что правление династии Романовых в России начиналось с избрания на престол царя Михаила. Монархия как форма правления возникает вместе с появлением государства и отражает специфику разных исторических эпох. Поэтому классификация монархий представляет известную сложность. С точки зрения объема полномочий монарха, монархии можно разделить на неограниченные и ограниченные. При этом ограниченные монархии - это явление европейское и не известное Востоку, где органы при монархе, например, исламский совет (шура) имели обычно лишь совещательный характер.

Информация о работе Общество, политическая власть, государство. Политическая Система общества