Общие признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 12:32, реферат

Описание работы

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Файлы: 1 файл

Государство).docx

— 26.89 Кб (Скачать файл)

 

 Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

 

 

 

 Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство»  обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Общие признаки государства 

 

 

     Государства  разных исторических эпох и  народов мало схожи между собой.  И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому  из них, хотя у современных  государств, подверженных интеграционным  процессам, они порою достаточно  размыты. Общими для государства  являются следующие признаки:

1.     Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2.     Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3.     Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.  В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4.     Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5.     Право на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6.     Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7.     Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

 

 

 

 

 

Причины возникновения государства 

 

 

     Государство  появляется в результате разложения  родоплеменного строя, постепенного  обособления от общества вождей  и их приближенных и сосредоточения  у них управленческих функций,  ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

     развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности  в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;

     возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;

    завоевание одних народов  другими;

    демографические факторы, изменения  в производстве самого человеческого  рода. Имеется в виду, прежде всего  рост численности и плотности  населения, переход народов от  кочевого к оседлому образу  жизни, а так же запрет кровосмешения  и упорядочение брачных отношений  между родами;

    психологические (рациональные  и эмоциональные) факторы. Одни  авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом,  побуждающим человека к созданию  государства, считают страх пред  агрессией со стороны других  людей, опасение за жизнь и  имущество. Другие же (Локк) ставят  на первый план разум людей,  приведший их к соглашению  о создании специального органа  – государства, способного лучше  обеспечить права людей, чем  традиционные формы общежития;

    антропологические факторы. Они  означают, что государственная форма  организации коренится в самой  общественной природе человека, ее развитии.

 

 

 

Теократическая  концепция    

Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная  теория (Р. Фильмер)    

Предполагает  возникновение государственной  власти как власти опекунской, отеческой  в результате соединения родов в  племена, племен в общности и государства.

Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо)    

Выводит государство из соглашения между  правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка  и организации общественной жизни.     

Российская  история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских  городов-республик и приглашаемыми  на власть князьями. При нарушении  соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.

Теория  завоевания    

Объясняет возникновение государства завоеванием  одних групп населения другими.

Психологическая теория    

Видит корни  государства в идее, рожденной  человеческим гением.

Социально-экономическая  концепция возникновения государства     

Занимает  особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству  обществом.    

По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и  имущественной дифференциации, общественного  разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет  с исчезновением классов.    

Однако  история и современность не дают оптимистических оснований надеяться  на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой.

 

 

    Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:

1. Властные  системы:

 

органы  законодательной власти;

органы  исполнительной власти;

органы  судебной власти.

2. Надзорно-контрольные органы:

 

прокуратура;

полиция, милиция;

таможня служба, таможенные органы;

налоговая инспекция и налоговая полиция;

счетная палата;

органы  надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).

3. Органы  защиты:

 

вооруженные силы;

национальная  гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;

органы  безопасности;

пограничная служба, пограничные войска, пограничная  стража.    

Государство обладает рядом функций, основными  направлениями работы. Традиционно  функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

 

 

 Внутренние  функции государства.    

1. Политическая, которая включает:

 

обеспечение политической стабильности;

осуществление властных полномочий;

выработка политического курса.    

2. Экономическая  - организация, координация и регулирование  экономических процессов.    

3. Правовая , которая включает:

 

создание  и установление правовых норм;

обеспечение правопорядка;

регулирование общественных отношений и поведения  граждан;

охрана  общественного строя от экстремизма.    

4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:

 

исполнение  решений;

формирование  государственного управленческого  аппарата и его использование;

контроль  за исполнением законов;

координация деятельности различных субъектов  политической системы.    

5. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.).    

6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.    

Внешние функции государства.    

1. Внешнеполитическая, которая включает:

 

сотрудничество  с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и  прочих сферах;

обеспечение участия государства в международных  организациях.    

2. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.     

Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный  организм, имеющий многовековую историю  и постоянно развивающийся.

Форма правления  характеризует способ организации  государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных  органов, порядок взаимоотношений  их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости  от того, осуществляется ли власть одним  лицом или же она принадлежит  коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая  форма правления; во втором – республиканская

Монархии бывают:

 

Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими  полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.    

В реальности конституционные монархии мало чем  отличаются от республик.    

Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.    

Характерные признаки президентской республики.

 

президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет  министров и контролирует его  деятельность;

законодательная и исполнительная ветви власти формируются  на основе двойной системы выборов  и отчетливо разъединены;

президент и правительство избираются внепарламентским методом;

у правительства  отсутствует прямая ответственность  перед парламентом;

парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.    

Для парламентской республики характерно:

 

единая  система выборов;

победившие  партии формируют высший законодательный  орган;

парламент формирует правительство из числа  лидеров победивших партий;

правительство несет ответственность перед  парламентом;

парламент может избирать президента.    

 Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.  

По национально-территориальной  организации государства делятся  на унитарные и федеративные.    

В унитарном государстве:

 

единая  конституция и гражданство;

единая  система высших государственных  органов, права и суда, все это  действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные  государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.    

Федеративное  государство характеризуется:

 

наличием  внутри государства государственных  образований (штат, провинция, контон, республика и др.);

Информация о работе Общие признаки государства