Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:13, реферат
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.
Введение 2
1. Понятие «оппозиция» 4
2. Роль оппозиции 6
3. Системная и внесистемная оппозиция 6
4. Методы борьбы 7
4.1. Политические 7
4.2. Ненасильственный протест 7
4.3. Насильственные 8
5. Демократическая оппозиция 8
Выводы 9
Список Литературы 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Одеский Государственный Экономичесйкий Университет »
Реферат
по
дисциплине «Политология»
на
тему
«Опозиция,
ее виды и роль в
государстве»
Факультет «Финансы и кредит»
Одесса
20011
Содержание
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.
Оппозиция
в политике может осуществляться
на разных уровнях политического
властвования, в разных видах государственной
и партийной власти, внутри каждой
из них. Различают парламентскую
оппозицию, коей является организация,
как правило, по партийному критерию, фракция,
которая всеми доступными ей средствами
ведет антиправительственную деятельность,
добиваясь его отставки и своего прихода
к власти. В рамках единства государственной
власти может сложиться ситуация, при
которой две ее структуры - законодательная
и исполнительная - находятся в оппозиционном
состоянии. Способ такой оппозиционности
всегда трудный, резкий, ибо если виды
государственной власти находятся в состоянии
"войны", абсолютизации своих властных
функций, то это показатель того, что страна
неуправляема и разрешать данный конфликт
следует быстро, радикально. Внутрипартийная
оппозиция существует тогда, когда в партии
нет единства по коренным, принципиальным
вопросам ее деятельности. Дело заканчивается
расколом, уходом оппозиционеров из данной
партии; могут быть также последствия
иного рода, когда, например, партия переходит
в иное организационное и содержательное
состояние. Политическая оппозиция может
быть реальной и нереальной,
умеренной и радикальной,
конструктивной и деструктивной,
утопической и реалистической,
демократической и антидемократической
и т. д.
Об оппозиции можно говорить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это политическая партия, коалиция или движение, являющееся парламентским меньшинством, но могущее прийти к власти на следующих выборах.
В 1966 г. Р.Даль, анализируя основные параметры политической оппози-ции в западных демократиях, выделил четыре основные модели: «британ-скую», «континентальную», «скандинавскую» и «американо-швейцарскую» .
Первая модель, которую можно назвать классической, или «вестминстерской», характеризуется наличием двух достаточно хорошо организованных главных партий, поэтому оппозиция сосредоточена в одной партии. Эти партии строго соревновательны в парламенте и на выборах. Оппозиция столь резко отличима, что ее можно идентифицировать однозначно. Основное противоборство между оппозицией и правительством происходит на парла-ментских выборах и в национальном парламенте, причем парламент является рутинным, каждодневным местом противоборства. Было бы правильнее даже назвать парламент форумом, используемым для победы на следующих выбо-рах, ведь парламентские дебаты имеют целью повлиять не столько на депутатов, сколько на публику – и на будущие выборы.
В ряде государств континентальной Западной Европы оппозиция представлена несколькими партиями и потому борьба между ними носит не строго соревновательный характер, а решающим местом противоборства является коалиционный торг после выборов с целью формирования исполни-тельной власти. Соответственно и стратегия оппозиции направлена не на завоевание парламентского большинства,. Что невозможно в данных усло-виях, а на увеличение числа мест в парламенте, что дает ей дополнительные преимущества в ходе коалиционного торга.
Выделение третьей модели – скандинавской – может представляться не-сколько искусственным; здесь также большую роль играет политический торг, но существенное отличие состоит в том, что рамки его существенно расширены. По ряду ключевых вопросов переговорный процесс охватывает значительно больший круг участников, чем в предыдущей модели, включая крупнейшие ассоциации предпринимателей и работодателей, профсоюзы и т.п. Таким образом эта модель оппозиции предполагает включение механиз-мов социального партнерства.
Наконец, оппозиция в четвертой модели наиболее далека от «классической». Политические партии здесь отличаются сравнительно слабым внутрен-ним единством и децентрализованностью. Примечательной чертой стран, относящихся к этой модели, является то, что в них вообще отсутствует решающее место противоборства между оппозицией и правительством. Разделительная линия между оппозицией и правительством проходит не между партиями, а внутри них.
Исследования
политической оппозиции в незападных
демократиях, в особенности в
странах, где существует партийная
система с доминирующей партией
(Индийский национальный конгресс,
Либерально-демократическая
Р. Даль предложил объяснение понятия «оппозиция», которое можно отнести к числу «широких»: «Предположим, что А определяет курс прави-тельства в определенной политической системе по тому или иному вопросу в течение некоторого промежутка времени…Предположим, что в течение этого промежутка времени Б не может определять поведение правительства, и что Б противостоит тому курсу правительства, что определяется А. Тогда Б является тем, что мы называем «оппозицией». Заметим, что в течение неко-торого другого промежутка времени предопределять курс правительства может Б, и тогда в оппозиции окажется А.
Оппонент - участник диалога, причем как правило (необязательно) публичный и имеет противоположную точку зрения по отношению к другим участникам диалога.
В различных политических системах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше саму возможность организованной политической оппозиции; при авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандной как некое антигосударственное явление. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде её бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (то есть партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлением и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве.
В странах Запада традиционно выделяются два основных типа оппозиции – внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода политического процесса.
Ко второму типу относятся абсолютное большинство лево- и правоцентристских партий Запада (либеральных, социалдемократических, консервативных, демохристианских). Они отталкиваются от признания незыблемости основных политических, социальных и экономических институтов общества и расходятся действующей властью главным образом в выборе путей и средств, достижения общих стратегических целей. Их деятельность находится в рамках сложившейся политической системы и не направлена на подрыв её устоев, хотя переход власти от одной партии (или коалиции партий)к другой в результате выборов в данном случае вовсе не гарантирует абсолютной преемственности политического курса.В рамках российской политической системы функционируют партии и другие образования разной ориентации - одни поддерживают действующую власть безусловно, другие - лишь частично, третьи являются откровенно оппозиционными ей и т.д. Это является нормой так как отражаются неизбежные различия во взглядах, ориентациях, социально-политических пристрастиях людей, а также это является нормой и с точки зрения теории систем. Также в России существуют политические образования, которые вообще не хотят иметь ничего общего с существующей властью и легальным порядком. Они считают возможным проявлять свою политическую активность в рамках "уличной демократии", провоцируют массовые беспорядки и т.п. это так называемая внесистемная оппозиция
Оппозиция применяет в своей деятельности самые разнообразные методы и подходы
Критика правительства в органах власти и СМИ, избирательные компании, попытки смещения правительства путем парламентских комбинаций и вынесения вотумов недоверия(в государствах с парламентским правлением), при наличии повода — организация импичмента президента.
Организация митингов, шествий и пикетирований, забастовки, акции гражданского неповиновения: блокирование транспортных коммуникаций и официальных учреждений, различные символические акции и пр. Наибольшее распространение ненасильственное сопротивление получило в XX веке. Самые известные случаи его применения: борьба за независимость Индии (ок. 1947), свержение коммунистических режимов в странах Восточной Европы (кроме Румынии- 1989), подавление августовского путча в СССР (1991), свержение режима Милошевича в Югославии (2000) и Шеварднадзе в Грузии (2003), оранжевая революция на Украине (2004).Во многих описанных случаях ненасильственные действия сочетались с точечными действиями (в том числе насильственными) спецслужб, как местных, так и иностранных.
Помимо этого, оппозиция также может применять и насильственные методы борьбы: вооруженные восстания, партизанскую войну, террористические акты, военные перевороты (путчи) и пр. Наиболее известные примеры насильственной оппозиционной деятельности — это революции в странах Европы, война за независимость и война между Севером и Югом в США, революции 1905, февраля и октября 1917 в России, деятельность сепаратистов в Северной Ирландии, Стране Басков. В ряде случаев, оппозиционные партии комбинируют легальную и насильственную политическую борьбу (теоретическое обоснование такой тактике дал Ленин).
Демократическая оппозиция — политический термин, которым называют оппозиционные партии декларирующие борьбу за введение или усиление демократических принципов устройства общества.Как правило, такие партии действуют в странах с недостаточно демократическими или совершенно недемократическими режимами; в демократических странах отношение к принципам демократии не является пунктом разногласий между правящими и оппозиционными силами. Демократическая оппозиция существует, например, в России, Беларуси, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, на Кубе и других странах. Альянсы под названием «Демократическая оппозиция» сформировались в двух республиках бывшей Югославии, Словении (1989) и Сербии (2000) для борьбы с коммунистическим режимом и режимом Милошевича; после падения последних эти альянсы стали правящими.
В
любом случае оппозиция есть свидетельство
того, что в обществе и государстве
есть иные, нежели официальные, точки
зрения, позиции, программы деятельности,
с которыми следует считаться
и, если они конструктивны, принимать
на вооружение и к исполнению. Ведь
оппозиция позволяет правящей партии,
государственно-властным структурам видеть
их недостатки, чувствовать "дыхание"
своих конкурентов. Политическая оппозиция
есть необходимый и желательный элемент
политического бытия общества. В многообразии
людских отношений политических пространства
и времени всегда были и будут слои, группы
людей, организованные и неорганизованные,
официальные и неофициальные, которые
недовольны действиями существующей политической
власти ее институтов. Они критикуют власть,
обнародуют свои программы действия, стараются
показать, по их мнению, оптимальный в
данных условиях способ и механизм деятельности
конкретного органа власти и т.п. Власть
в свою очередь, вынуждена прислушиваться
к мнению оппозиции, если оно, с ее точки
зрения, полезно и эффективно, не нарушает
стратегического политического ядра,
разработанного властями. Оппозиция способствует
плюрализации мыслей и действий, если
она конструктивна. Деструктивная оппозиция,
наоборот, занимается критиканством, популизмом,
мешает действиям властей. В демократическом
правовом обществе и государстве политическая
оппозиция конструктивна, поскольку ее
деятельность основывается на праве и
культуре, реальных интересах социальных
общностей людей.