Органы Федеральной службы безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить предпосылки появления Федеральной службы безопасности РФ и проанализировать результаты деятельности ФСБ РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1.История развития системы органов безопасности России…………….5
Глава 2.Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Основные направления. Результаты деятельности……………………………..………......9
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральская государственная  юридическая академия

Институт Прокуратуры

Кафедра судебной деятельности

 

 

Курсовая работа на тему:

«Органы Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

 

                                                                                  Выполнила: Веде Ю.В.,              

                                                                                  студентка гр. 103 ИП УрГЮА

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                 доцент Зайцева И. И.

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1.История развития системы  органов безопасности России…………….5

Глава 2.Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Основные направления. Результаты деятельности……………………………..………......9

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение                                                                        

Рассмотрение вопросов правового  положения того или иного органа власти является весьма трудоемким, но необходимым процессом. Деятельность Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности является важной для государственной  целостности и неприкосновенности Российской Федерации в целом, что  в свою очередь свидетельствует  об актуальности данной темы.

Вопросы правового регулирования  деятельности российских специальных  органов обеспечения безопасности всегда привлекали внимание не только специалистов, но и самого широкого круга граждан. Такой интерес  во многом обусловлен тем, что это  регулирование длительное время (более  полувека) осуществлялось закрытыми  нормативными правовыми актами, что  создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг этих органов.

Завеса секретности приоткрылась лишь в 1991 г., когда был принят Закон  СССР «Об органах государственной  безопасности в СССР». Однако не все  правовые аспекты деятельности органов  безопасности получили огласку, и это  вполне понятно, поскольку некоторые  из них приоткрывают организацию, тактику  и методы контрразведывательной, оперативно – розыскной и разведывательной деятельности, а также используемые при этом силы и средства. Вместе с тем отпали преграды, препятствующие освещению наиболее общих вопросов деятельности названных органов  и их правового регулирования.

Именно поэтому интересно исследование правовых основ организации управления в системе специальных органов  обеспечения безопасности. Ведь именно правовая база является тем элементом  безопасности, который «дает жизнь» силам и средствам, создающим  и поддерживающим состояние защищенности личности, общества, государства.

В настоящее время управление в  органах безопасности считается  одним из важнейших факторов повышения  эффективности различных видов  служебной деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: органами безопасности, их подразделениями, сотрудниками подразделений, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.

Цель курсовой работы: выявить предпосылки  появления Федеральной службы безопасности РФ и проанализировать результаты деятельности ФСБ РФ.

Задачи:

Во-первых, изучить необходимую  литературу по данной теме;

Во-вторых, проследить хронологию развития органов безопасности России

В-третьих, изучить правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности РФ

В-четвертых, на основе анализа деятельности сделать вывод о работе органов  ФСБ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития системы органов безопасности в России.

 

20 декабря 1917г. постановлением  Совета Народных Комиссаров для  борьбы с контрреволюцией и  саботажем в Советской России  была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс.

Задачи комиссии: 
1. Преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажнические попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили. 
2. Предание суду Революционного Трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними. 
3. Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения. Комиссия разделяется на отделы: 
I) информационный, 2) организационный отдел (для организации борьбы с контрреволюцией по всей России) и филиальный отдел, 3) отдел борьбы.1

6 февраля 1922г. ВЦИК  принял постановление об упразднении  ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР.2

2 ноября 1923г. Президиум  ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р.Менжинский, возглавлявший ОГПУ до 1934г.3

10 июля 1934г. в соответствии  с постановлением ЦИК СССР  органы государственной безопасности  вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г.Ягода. С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И.Ежов. С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П.Берия.

3 февраля 1941г. НКВД  СССР был разделен на два  самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел -Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н.Меркулов. В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.

15 марта 1946г. НКГБ был  преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.С.Абакумов. В 1951 - 1953гг. пост министра государственной безопасности занимал С.Д.Игнатьев. В марте 1953г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.

7 марта 1953г. было принято  решение об объединении Министерства  внутренних дел и Министерства  государственной безопасности в  единое МВД СССР во главе с С.Н.Кругловым.

13 марта 1954г. создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.  
С 1954 по 1958гг. руководство КГБ осуществлял И.А.Серов, 
с 1958 по 1961гг. - А.Н.Шелепин,  
с 1961 по 1967гг. - В.Е.Семичастный,  
с 1967 по 1982гг. - Ю.В.Андропов,  
с мая по декабрь 1982г. - В.В.Федорчук,  
с 1982 по 1988гг. - В.М.Чебриков,  
с 1988 по август 1991гг. - В.А.Крючков,  
с августа по ноябрь 1991г. - В.В.Бакатин. 
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).4

28 ноября 1991г. Президент  СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного  положения о Межреспубликанской службе безопасности".  
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.)5

6 мая 1991г. председатель  Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин  и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

26 ноября 1991г. Президент  РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ  «О преобразовании КГБ РСФСР в Агентство Федеральной безопасности РСФСР.» Возглавил АФБ - В.В.Иваненко с ноября 1991 по декабрь 1991г.6

24 января 1992г. Президент  РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ  «Об образовании Министерства безопасности Российской Федерации на базе упраздняемых Агентства Федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанской службы безопасности. 
Министр - В.П.Баранников с января 1992г. по июль 1993г., 
Н.М.Голушко с июля 1993г. по декабрь 1993г.7

21 декабря 1993г. Президент  РФ Б.Н.Ельцин подписал Указ  «Об упразднении Министерства  безопасности и о создании Федеральной службы контрразведки.» Директор - Н.М.Голушко с декабря 1993г. по март 1994г.,  
С.В.Степашин с марта 1994г. по июнь 1995г.8

3 апреля 1995г. Президент РФ Б.Н.Ельцин  подписал Закон "Об органах  Федеральной службы безопасности  в Российской Федерации"9, на основании которого ФСБ является правопреемником ФСК. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Федеральная  служба безопасности Российской Федерации. Основные направления. Результаты деятельности.

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система  органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению  безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью  федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление федеральной  службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности через  указанный федеральный орган  исполнительной власти и его территориальные  органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности назначается  на должность и освобождается  от должности Президентом Российской Федерации10.

Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О Федеральной  службе безопасности РФ» , другие федеральные  законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность федеральной  службы безопасности осуществляется также  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.11

Деятельность федеральной  службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

законность;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

гуманизм;

единство системы органов  федеральной службы безопасности, а  также централизация управления ими;

конспирация, сочетание гласных  и негласных методов и средств  деятельности.12

К органам федеральной  службы безопасности относятся: федеральный  орган исполнительной власти в области  обеспечения безопасности; управления(отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам  РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности в Вооруженных  Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах  управления (органы безопасности в  войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности по пограничной  службе (пограничные органы) ; другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности; авиационные  подразделения, центры специальной  подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные  учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские  и военно-строительные подразделения  и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения  деятельности федеральной службы безопасности.13

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные  органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области  обеспечения безопасности и находятся  в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения  безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в  войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе  подразделения, непосредственно реализующие  основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

В органах Федеральной  службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение  политической агитации и предвыборных кампаний.14

Информация о работе Органы Федеральной службы безопасности в Российской Федерации