Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

В российской и зарубежной литературе эти движения часто называют новыми социальными движениями. И такое определение вполне правомерно. Правда, выступления сторонников мира, борцов за гражданские права, а также права женщин и национальных меньшинств, происходили и раньше. Однако сегодняшние демократические движения в большинстве своем носят качественно иной характер. От прежних их отличают не только несравненно большая активность, масштабы деятельности, Целенаправленность в отстаивании выдвигаемых требований, но и принципиально новые задачи, которые они ставят перед собой.

Содержание работы

1.Введение
2.Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества
3.Государственная власть и виды политических режимов
4.Укажите, каково соотношение политической идеологии и политической психологии. Охарактеризуйте основные виды политических идеологий, существующих в современной России.
5.Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 43.70 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение

2.Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества

3.Государственная власть и виды политических режимов

 4.Укажите, каково соотношение политической идеологии и политической психологии. Охарактеризуйте основные виды политических идеологий, существующих в современной России.

5.Заключение

6. Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

         На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние  политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В борьбу за мир, демократию и социальный прогресс включаются все более широкие слои населения стран. Эта тенденция находит отчетливое выражение в активизации массовых демократических движений, превратившихся в важный фактор общественно-политической жизни многих капиталистических государств.  
          В российской и зарубежной литературе эти движения часто называют новыми социальными движениями. И такое определение вполне правомерно. Правда, выступления сторонников мира, борцов за гражданские права, а также права женщин и национальных меньшинств, происходили и раньше. Однако сегодняшние демократические движения в большинстве своем носят качественно иной характер. От прежних их отличают не только несравненно большая активность, масштабы деятельности, Целенаправленность в отстаивании выдвигаемых требований, но и принципиально новые задачи, которые они ставят перед собой.  
         Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все решения по общественно-политическим вопросам самодержавец принимает лично. В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС, которая регулировала все стороны жизни Советского Союза. 
          В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда политический процесс выражается в реальном разделении властей, в политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий, объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет небольшое количество сторонников в России. 
 
          Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития. Поэтому тема: «Политическая жизнь. Особенности политической жизни современного российского общества» - актуальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества

 

У истоков современной политической философии стояли уже античные мыслители и, в частности, Платон и Аристотель. Однако идея личности, представление о правах и свободах, сформированные социальные институты, ценности и идеи гражданского общества появились намного позже. К рубежу 18-19 веков сформировано капиталистическое общество и его основные атрибуты: частная собственность, рыночная экономика, парламентаризм, правовое государство, разграничение политики и социальной сферы, специфические социально-экономические функции. Именно данный период социально-политической истории человечества можно считать периодом окончательного оформления проблемно-предметной сферы политической философии.

Основное направление политической философии - это, конечно же, онтология мира политической реальности: природа государства и власти вообще. Исследование феномена власти очень многое может приоткрыть и в природе самого человека.

Общество - это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Общественные отношения делятся на различные сферы, одной из которых является политическая.

Ведущее звено политической сферы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни.

Феномен власти влияет на все стороны человеческого бытия. Л.Фейхтвангер, говоря о природе политической власти, заметил: "Власть даже пустого человека наполняет содержанием". Стремление получить власть является наиболее знаковым мотивом социальной активности человека, зачастую скрываемым за декларациями социальной полезности его амбиций.

Каким же образом соотносятся понятия «власть» и «политика»?

Существует такое определение природы политики: захват, удержание и использование власти.

Понятие власти же трактуется по-разному. В научной литературе существуют разные подходы к пониманию власти, например:

  1. Власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов.
  2. Власть - то, что способствует достижению, реализации определенных целей.

Из этих определений можно сделать вывод, что власть всегда основана на принуждении и на подчинении одних людей другим.

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Зачем вообще существует власть? Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. И удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь кары законов. Поэтому возникает необходимость в том, что бы кто-нибудь руководил обществом и вел его к цели. Таким именно руководителем и является государство и власть. Даже в обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей. Политика состоит в том, чтобы их найти.

Управление любым обществом всегда очень сложно, хотя бы потому, что каждый в этом обществе стремиться лишь к собственному благу, удовлетворению лишь собственных потребностей. В этом случае власть должна устраивать если не всех в обществе, то большинство. Поэтому ещё древние учёные пришли к выводу, что править должны лучшие люди страны, знающие добро и зло.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность, т.е. признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Исторически сформировались несколько типов легитимности:

  • Легальный тип - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;
  • Идеологический - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;
  • Традиционный – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;
  • Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;
  • Персональная легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;
  • Политическая целесообразность– соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются:

  • Рост степени принуждения;
  • Ограничение прав и свобод;
  • Запрещение политических партий и независимой прессы;
  • Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
  • Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) 

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

 

Государственная власть и виды политических режимов

 

Государство – это ведущее звено политической сферы жизни общества, основной институт политической сферы. Его возникновение обусловлено потребностью человеческого общества в управлении. Споры о происхождении государства и права ведутся с древних времён, и выливаются в создание различных теорий, которых насчитывается не одна сотня. К числу наиболее известных и распространённых теорий можно отнести следующие:

  • теологическую (божественную)
  • патриархальную
  • договорную
  • насилия
  • психологическую
  • расовую
  • органическую
  • материалистическую (классовую)

 

 

1. Теологическая или божественная  теория восходит своими истоками  к древнему миру. Основной смысл теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Она утверждает, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

2. Патриархальная теория  происхождения государства и  права берет свое начало еще  в Древней Греции. Родоначальником  ее считается Аристотель. Теория исходит из того, что государство происходит из семьи, является результатом её разрастания. Государственная власть есть ни что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

3. Договорная теория (теория  договорного происхождения государства  и права) объясняет происхождение  государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Власть монарха является производной не от божьего провидения, а от самих людей.

4. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Само существование государства – это тоже насилие, т.к. в нём всегда большинство господствует над меньшинством. По мнению многих сторонников этой теории, государство возникает вследствие завоевания сильного племени более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов.

5. Психологическая теория  государства и права. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

6. Расовая теория берет  свое начало еще в эпоху  рабовладения, когда в целях оправдания  существующего строя развивались  идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую и низшую расы. Первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Органическая теория. Суть  теории: общество и государство  представлены как организм, и  поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Информация о работе Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества