Основные этапы в истории развития политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:38, реферат

Описание работы

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.
Американский политический философ Л. Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

Основные этапы в истории  развития политологии

Для выявления истоков политической науки многие исследователи обращались к истории античной мысли. Так, к  миру политического пристальный  интерес проявляли такие выдающиеся философы как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими были созданы фундаментальные  трактаты: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика», «Государь», популярные у современных политологов.

Американский политический философ  Л. Страусс пытался обосновать мысль о том, что античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и таким образом «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова».

Политология, как самостоятельная  наука стала возможна в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения  мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что  по времени совпало с Новым  и Новейшим периодами истории, а  точнее с периодами формирования и капиталистического общества. Важно  подчеркнуть, что мир политического  в собственном смысле слова - это  исторический феномен, его формирование и выделение из целостного человеческого  социума произошли на определенном этапе исторического развития и  тесно связаны с процессами формирования и вычленения гражданского общества. История политологии - это, по сути. Процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического  и методического арсенала. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Под традицией в данном случае подразумеваются формы организации  науки, системы теорий и идей, методы аргументации, методологии, технические  приемы и т.д.

В истории Запада формирование политического  знания отличалось высокой степенью развития. Особенно это характерно для периодов Нового и Новейшего  времени. В целом формирование политического  знания было тесным образом связано  с процессами становления и изменения  конкретных политических систем, режимов, отношений. Большую роль при этом играло политическое знание, которое  в той или иной мере отражалось затем на развитии политической практики. Подобная взаимосвязь хорошо прослеживается в истории стран Запада в периоды  Нового и новейшего времени, в  формировании и развитии их государственной  системы. И в самом деле трудно себе представить формирование и утверждение современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и т.д.

Можно выделить три крупных этапа  в истории формирования и развития политологии.

Первый период - предыстория от античности до Нового времени. Его главное  значение состоит в накоплении и  передаче от поколения к поколению  политического и политико-философского знания. Этот период предстален Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями древности и Средневековья.

Второй период - с начала Нового времени до середины ХIХ в. - характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном понимании и, соответственно, истоко их научного анализа.

В третий период, охватывающий 1880-1890-е  гг. и первые десятилетия ХХ в., политическая наука уже окончательно сформировалась и утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами, заняв подобающее ей место в исследовательских и учебных программах вузов и научно-исследовательских институтов.

3. Античные истоки политической науки

Первоначально в рамках общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В античном и средневековом мирах имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общего комплекса всех общественных явлений. Основополагающие аспекты жизни воспринимались человеком античности в их целостности, без различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии т.д. носили целостно-синкретический характер; поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени эпохи ученый смотрел  на себя не как на специалиста в  какой-либо области знания, а как  на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. К концу V в. имело место определенное разграничение отдельных областей знания, например арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Трактаты Аристотеля по физике, физиологии, этике, политике, риторике в течение многих веков рассматривались не иначе как подразделы своеобразной единой энциклопедии по философии. Разделение интеллектуального труда по различным отраслям знания произошли значительно позднее, чем в сфере материальной деятельности.

Таким образом, об обществе и мире политического, как самостоятельных  сферах жизни людей, тем более  об отделении государства от отдельного общества не могло быть и речи. Дело в том, что у античных и средневековых  авторов понятия «гражданское общество», «политическое сообщество», «государство»  выступали в качестве синонимов  и взаимозаменяемых терминов. В этом смысле всю античную философию можно  назвать политической, т.е. общественной. Иначе говоря, речь может идти отнюдь не о политической науке в строгом  смысле слова, а о философии или  о науке, об обществе-государстве  в лице полиса, что далеко не однозначно содержанию, которое мы вкладываем в понятие «государство».

4. Политическая мысль Средневековья

В течение всего Средневековья  сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности  некому единому началу. Не ограничиваясь  одними только философскими и эстетическими  категориями, литературой, изобразительным  искусством и музыкой, культурное начало пронизывало так же право, хозяйство  всю практическую деятельность. В  свою очередь сама культура и все  сферы общественной жизни были пронизаны  политическим или государственным  началом. И человек воспринимал  свое социальное окружение как нечто  целостное.

Феодальная система не знала  аппарата государства, существующего  самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме  привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках соей сферы деятельности. Это был  период преобладания частного права. Все  права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек стал зависеть от своего господина, и такое подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. Палата лордов и палата общин в Великобритании, генеральные штаты во Франции состояли не из представителей народа, а выражали исключительно интересы отдельных сословий, корпораций, профессий и т.д. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но , по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

После принятия христианства императором  Византийской империи Константином постепенно христианская теология приобрела  политическое значение. Религия стала  стержнем культуры и мировоззрения  феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей превратились в прикладные отрасли  богословия. Чуть ли не с самого начала акцент был сделан на постулате о  божественном происхождении власти и необходимости покорности и  недопустимости сопротивления ей. Эта  установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную  религию. Церковь утверждала, что  она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная  обязанность земных государей состоит  в том, чтобы подчиняться главе  христианской церкви.

На исходе Средневековья постепенно возникла идея о двойной истине - богословской и философской, религиозной  и научной. Постепенно формировалась  мысль о необходимости разграничения  сфер деятельности церкви и государства.

 

 

5. Формирование основ  политической науки в Новое  время

Качественные изменения с позиции  возникновения политической науки  произошли в связи с переходом  от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная  с Нового времени можно вести  речь о мире политического и гражданском  обществе, как о самостоятельных  подсистемах человеческого социума

В контексте данных изменений протекал подспудный процесс диверсификации и возникновения новых научных  дисциплин. Уже в середине века право, теология и медицина существовали как  самостоятельные дисциплины в университетах. Но философия продолжала охватывать подавляющую часть знаний о природе  и обществе. Такой точки зрения продолжали придерживаться и ряд  мыслителей Нового времени.

Вместе с тем процесс сегментации  единой философии и рождения новых  научных дисциплин приобрел необратимый  характер. К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука. Этот процесс происходил на фоне всевозрастающего интереса к таким ключевым проблемам как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет; права и свободы человека; формы правления и т.д.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Сильный импульс развитию политической теории, идеи конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а так же вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих эти теориям и идеям, был дан эпохой просвещения, а затем Великой французской революцией.

Во второй половине ХVIII - начале ХIХ вв. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности. Так создавались предпосылки формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной профессионально исследовать и анализировать мир политического.

Процесс вычленения собственно политологии  со своим понятийно-категориальным аппаратом методологическими принципами и системой аргументации протекал в  общем контексте развития науки  Нового времени. Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы  свети политику к науке с целью  создания механизма разрешения или  смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов. Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится общепринятым в западном обществознании.

Утверждалось, что в социальных и политических реальностях будут  обнаружены законы и закономерности. Создавалась методология анализа  общественно-политических явлений, разрабатывались  новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес  к методам формально-правового  анализа, юридической логике и сравнительно-правовому  анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.

ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма.

Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического  представительства, юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и  сравнительное правоведение . Как бы подытоживая эти тенденции и процессы известный французский историк А. Д. Токвиль в середине ХIХ в. пришел к выводу о необходимости создать «новую политическую науку для нового мира». С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

6. Завершение процесса  формирования и утверждения политологии

Процесс выделения политологии  из общей системы социальных и  гуманитарных наук занял несколько  десятилетий в конце ХIХ - начале ХХ в.Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.

Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине ХIХ - начале ХХ в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители нерманской политической науки и политической философии М.Хасбах, М.Вебер, К Шмитт и др. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871г., когда Э.Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913г. когда была опубликоана книга А.Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике. Между этими датами было опубликовано множество работ, составиших основы французской политической науки.

Информация о работе Основные этапы в истории развития политологии