Основные концепции демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:25, реферат

Описание работы

Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. Классическое определение демократии неразрывно связано с его этимологическим происхождением. Термин происходит от греческого слова, состоящего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление. Зародившись еще в античности, демократия дословно обозначает «власть народа» или «народовластие». Сопоставление демократической практики с концепциями демократии показывает, что последние, с одной стороны, нередко шли за эмпирическим материалом, а с другой – стремились выработать идеальную модель демократического устройства, которая учитывала бы как уже накопленный опыт исторического развития с его отрицательными и положительными последствиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные принципы демократии. 4
2. Либеральные концепции демократии. 7
3. Плюралистические концепции демократии. 9
4. Коллективистские концепции демократии. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 15

Файлы: 1 файл

основные концепции демократии.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

7) автономия ассоциаций: для реализации своих многообразных  прав, включая и вышеперечисленные,  граждане имеют также право  создавать относительно независимые  ассоциации и организации, включая  независимые политические партии и группы по интересам.

В международной политической культуре и теории имеются разнообразные  варианты концепции плюралистической демократии и ее практической реализации. В частности, американский политолог  А. Лейпхарт обосновывает тип демократии, названный им сообщественной демократией. Это, по определению автора, «особая форма демократии», позволяющая достичь и поддерживать стабильное демократическое правление в условиях многосоставных (плюральных) обществ — полиэтнических, многонациональных.

Элитарная теория демократии. Сторонники данной теории выступают против переоценки традиционных либеральных идеалов (в частности, И. Шумпетер). Они исходят из того, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, - демократической элитой. Концепция элитарной демократии по сути своей утверждает, что в действительности идеал народовластия в современную эпоху (как и прежде) не реализуется в полной мере. Народ представляет в системе политической власти господствующая или господствующие элиты. Демократия же в таком случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.

Модель партиципаторной демократии (Н. Пулантзас, К. Пэйтман, Б. Барбер) связана с обоснованием необходимости широкой демократизации современной западной демократии, формированием нового типа гражданина, созданием разветвленной сети ячеек местного самоуправления и реорганизацией политических партий в массовые движения. В конечном счете, эта модель направлена на установление режима прямой, или непосредственной демократии.

Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и  она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в  западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше — от парламентов и партий.

 

  1. КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ.

Коллективистские концепции  основой власти считают народ  как единое целое. Они относятся  к идентитарному типу демократии. Идентитарная (идентичность, тождество) демократия строится на основе социально-гомогенной модели структуры общества, иначе  говоря, на признании социального  единства, о котором так много  говорили и писали ученые и политики в советское время. Идентитарная демократия характеризуется господством  единой, общенародной государственной  воли над волей отдельных граждан. Здесь исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается  легитимность конфликта интересов.

Ярким примером идентитарной демократии является социалистическая (марксистско-ленинская) модель демократии. Одним из главных элементов марксистско-ленинской  концепции является признание идеи демократии как составной части  учения о социализме. Отсюда ее коллективистский характер, примат общего над индивидуальным, личным, отрицание мировоззренческих  и социальных различий, с необходимостью обусловливающих постоянно обновляющееся  соглашение, в чем суть современной  политической демократии.

Другое принципиальное положение  социалистической концепции заключается  в понимании демократии как государства, где управляет сам народ. Действительное поголовное участие масс в управлении государством, самоуправление народа — вот что означает социалистическая демократия. Социалистическая концепция, обосновывая классовую природу демократии, увязывает политическую демократию с социальной; более того, последняя рассматривается в качестве условия и гарантии политической демократии.

Социалистическая теория демократии в основе своей оказалась  противоположной политической практике авторитарного режима, апеллирующего к этой теории. Тем самым она потеряла свое признание среди значительной части ее бывших сторонников. 
В современной политической науке идет поиск новых форм демократии. Американский политолог Дж. Сартори — один из известных зарубежных теоретиков демократии — предлагает идею «вертикальной демократии». Ее смысл — анализ «меньшинства» как понятия теории демократии, обозначающее политическую контролирующую группу.

Французский политик и  политолог М. Рокар считает реальность взаимосвязей между выборными лицами, средствами массовой информации и избирателями сердцевиной современной демократии. В этом направлении, по его мнению, происходит становление «новой формы  демократии», свидетелями чего мы являемся. Ее составляющими выступают всеобщее избирательное право и свободная  информация. Новую форму демократии М. Рокар называет «информационной демократией».

Канадский философ проф. М. Бунге, развивая идею «третьего пути»  общественного устройства (в противоположность  капитализму и социализму), предлагает концепцию «интегральной технодемократии». Этот строй основан на науке; он должен расширить существующую политическую демократию (народное представительство и соучастие), экономическую (кооперативная собственность и самоуправление), культурную (культурная автономия вместе с универсальным доступом к культуре и образованию на протяжении всей жизни).

Анализ современных теоретических  концепций демократии показывает многообразие подходов к определению и характеристике демократии, что, безусловно, связано  с реальным многообразием ее практических, форм существования, а также идеолого-мировоззренческими позициями исследователей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Демократия сопровождает всю человеческую историю — от первобытного общества и до наших  дней, так как имеет корни в  самой природе человека, в его прирожденных и приобретаемых в процессе социализации позитивных (конструктивных) и негативных (деструктивных) свойствах. Главное заключается в том, что она отвечает стремлению человека к самореализации, стимулирует инициативу самим простором для ее проявления, обеспечивает свободу творчества во всех сферах человеческой жизни. Но с другой стороны, демократия открывает возможности для реализации эгоистических и эгоцентристских стремлений человека, используется сильными и ловкими, способными увлекать массу, для оттеснения от власти скромных и более разумных.

До настоящего времени  ни одна демократическая страна в  мире не располагает современной  моделью политической системы, самоуправлением  трудящихся, не наблюдается здесь  и отмирание правящих элит. А пока все это в исторической перспективе, люди должны быть терпимыми друг к  другу, разрешать конфликты мирными  средствами и одновременно пробовать  формировать общественно-политическую жизнь в своих странах так, чтобы она соответствовала интересам  абсолютного большинства.

Но каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной  формы в распоряжении человечества нет. Не доведенная до крайности (анархии), демократия лучшим образом обеспечивает социальное развитие, сглаживает и разрешает неизбежные в общественной жизни напряжения и расхождения, создает атмосферу взаимного доверия и терпимости. Демократия — единственно нормальный способ жизнедеятельности общества и человека.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

  1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.: ил.
  2. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003
  3. Ирхин Ю.В. Политология. Учебник д. вузов – М.: Экзамен, 2005 – 456с.
  4. Пугачев В.П., Соловьев А.И.. Введение в Политологию: Учебник для студентов высших учебных  заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.
  5. Радугин А.А. Политология. Учеб. пособие для вузов: М.: Центр, 2001.
  6. Хомелева Р.А. Политология. – СПб.: Издательский дом «Нева». – 2005. – 448 с.

 

 


Информация о работе Основные концепции демократии