Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 22:25, реферат
Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. Классическое определение демократии неразрывно связано с его этимологическим происхождением. Термин происходит от греческого слова, состоящего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление. Зародившись еще в античности, демократия дословно обозначает «власть народа» или «народовластие». Сопоставление демократической практики с концепциями демократии показывает, что последние, с одной стороны, нередко шли за эмпирическим материалом, а с другой – стремились выработать идеальную модель демократического устройства, которая учитывала бы как уже накопленный опыт исторического развития с его отрицательными и положительными последствиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные принципы демократии. 4
2. Либеральные концепции демократии. 7
3. Плюралистические концепции демократии. 9
4. Коллективистские концепции демократии. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 15
7) автономия ассоциаций:
для реализации своих
В международной политической культуре и теории имеются разнообразные варианты концепции плюралистической демократии и ее практической реализации. В частности, американский политолог А. Лейпхарт обосновывает тип демократии, названный им сообщественной демократией. Это, по определению автора, «особая форма демократии», позволяющая достичь и поддерживать стабильное демократическое правление в условиях многосоставных (плюральных) обществ — полиэтнических, многонациональных.
Элитарная теория демократии. Сторонники данной теории выступают против переоценки традиционных либеральных идеалов (в частности, И. Шумпетер). Они исходят из того, что в реальности, даже в условиях достижения господства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, - демократической элитой. Концепция элитарной демократии по сути своей утверждает, что в действительности идеал народовластия в современную эпоху (как и прежде) не реализуется в полной мере. Народ представляет в системе политической власти господствующая или господствующие элиты. Демократия же в таком случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их деятельности по осуществлению власти и управления.
Модель партиципаторной демократии (Н. Пулантзас, К. Пэйтман, Б. Барбер) связана с обоснованием необходимости широкой демократизации современной западной демократии, формированием нового типа гражданина, созданием разветвленной сети ячеек местного самоуправления и реорганизацией политических партий в массовые движения. В конечном счете, эта модель направлена на установление режима прямой, или непосредственной демократии.
Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше — от парламентов и партий.
Коллективистские концепции
основой власти считают народ
как единое целое. Они относятся
к идентитарному типу демократии.
Идентитарная (идентичность, тождество)
демократия строится на основе социально-гомогенной
модели структуры общества, иначе
говоря, на признании социального
единства, о котором так много
говорили и писали ученые и политики
в советское время. Идентитарная
демократия характеризуется господством
единой, общенародной государственной
воли над волей отдельных граждан.
Здесь исключается
Ярким примером идентитарной
демократии является социалистическая
(марксистско-ленинская) модель демократии.
Одним из главных элементов марксистско-
Другое принципиальное положение социалистической концепции заключается в понимании демократии как государства, где управляет сам народ. Действительное поголовное участие масс в управлении государством, самоуправление народа — вот что означает социалистическая демократия. Социалистическая концепция, обосновывая классовую природу демократии, увязывает политическую демократию с социальной; более того, последняя рассматривается в качестве условия и гарантии политической демократии.
Социалистическая теория
демократии в основе своей оказалась
противоположной политической практике
авторитарного режима, апеллирующего
к этой теории. Тем самым она потеряла
свое признание среди значительной части
ее бывших сторонников.
В современной политической науке идет
поиск новых форм демократии. Американский
политолог Дж. Сартори — один из известных
зарубежных теоретиков демократии — предлагает
идею «вертикальной демократии».
Ее смысл — анализ «меньшинства» как понятия
теории демократии, обозначающее политическую
контролирующую группу.
Французский политик и
политолог М. Рокар считает реальность
взаимосвязей между выборными лицами,
средствами массовой информации и избирателями
сердцевиной современной
Канадский философ проф. М. Бунге, развивая идею «третьего пути» общественного устройства (в противоположность капитализму и социализму), предлагает концепцию «интегральной технодемократии». Этот строй основан на науке; он должен расширить существующую политическую демократию (народное представительство и соучастие), экономическую (кооперативная собственность и самоуправление), культурную (культурная автономия вместе с универсальным доступом к культуре и образованию на протяжении всей жизни).
Анализ современных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Демократия сопровождает всю человеческую историю — от первобытного общества и до наших дней, так как имеет корни в самой природе человека, в его прирожденных и приобретаемых в процессе социализации позитивных (конструктивных) и негативных (деструктивных) свойствах. Главное заключается в том, что она отвечает стремлению человека к самореализации, стимулирует инициативу самим простором для ее проявления, обеспечивает свободу творчества во всех сферах человеческой жизни. Но с другой стороны, демократия открывает возможности для реализации эгоистических и эгоцентристских стремлений человека, используется сильными и ловкими, способными увлекать массу, для оттеснения от власти скромных и более разумных.
До настоящего времени
ни одна демократическая страна в
мире не располагает современной
моделью политической системы, самоуправлением
трудящихся, не наблюдается здесь
и отмирание правящих элит. А пока
все это в исторической перспективе,
люди должны быть терпимыми друг к
другу, разрешать конфликты мирными
средствами и одновременно пробовать
формировать общественно-
Но каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы в распоряжении человечества нет. Не доведенная до крайности (анархии), демократия лучшим образом обеспечивает социальное развитие, сглаживает и разрешает неизбежные в общественной жизни напряжения и расхождения, создает атмосферу взаимного доверия и терпимости. Демократия — единственно нормальный способ жизнедеятельности общества и человека.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.