Основные направления внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:12, реферат

Описание работы

В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В соответствии с первым, политическая система - это искусственно созданная, теоретическая конструкция, позволяющая выявить и описать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому политическому образованию: в качестве политической системы может выступать партия, государство, профсоюз, политическая культура и т.д.

Файлы: 1 файл

политическая система.docx

— 23.56 Кб (Скачать файл)

Понятие политической системы.

Различные политические явления  неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную  самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление категории “политическая  система” неразрывно связано с развитием  системного анализа общества Т.Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана американским политологом Д.Истоном (р.1911) в 50-60-е годы XX в. Затем она получила развитие в трудах Г.Алмонда, К.Дойча и др.

В современной науке понятие  политической системы имеет два  взаимосвязанных значения. В соответствии с первым, политическая система - это  искусственно созданная, теоретическая  конструкция, позволяющая выявить  и описать системные свойства различных политических явлений. Эта  категория отражает не саму политическую реальность, а является средством  системного анализа политики. Она  применима к любому политическому  образованию: в качестве политической системы может выступать партия, государство, профсоюз, политическая культура и т.д. Во втором, более конкретном значении, термин “политическая система” означает реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. В этом смысле политическая система - это социально-политический механизм, посредством которого принимаются  и проводятся в жизнь обязательные для всех властные решения, обеспечивающие функционирование и развитие общества как единого организма, управляемого политической властью. Этот механизм включает государство, а также партии, средства массовой информации, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Понятие политической системы  по содержанию значительно шире категории  государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений, Это позволяет широко использовать его для сравнения политического  строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.

 
Основные концепции политической системы.

– Введение в научный обиход понятия  “политическая система” означало в рассмотрении политики переход  от анализа формальной структуры  институтов к их взаимодействию и  пониманию целостности политики как самостоятельной сферы. Внимание к процессам в противовес вниманию к структурам позволяло выявить  факторы, обеспечивающие стабильность и изменчивость системы.

– Теория систем была реакцией на крайний  эмпиризм, господствовавший в обществознании, на практику “расщепленного” рассмотрения тех или иных элементов политической жизни. Теория систем зародилась в биологии в 20-х гг. ХХ в. Прошли десятилетия, прежде чем системный подход стал использоваться в общественных науках. В социологии применение системного подхода связано  с именем Т.Парсонса.

Теорию систем в политологию  ввел американский политолог Д.Истон. В ряде своих работ, особенно в монографии “Системный анализ политической жизни” (1965 г.) он исследовал условия, необходимые для самовыживания политической системы, и проанализировал четыре категории: политическую систему, окружающую ее среду, реакцию и обратную связь. Используя некоторые положения структурно-функционального подхода Парсонса, Истон вывел, что системный анализ политической жизни основан на понятии “системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны”. Такой анализ предполагал, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать.

Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляется по принципу “входа-выхода”: она взаимодействует  с окружающей средой - всем остальным  обществом - через “вход” - каналы влияния  среды на политическую систему и  “выход” - обратное воздействие системы  на среду. Д.Истон различает два типа “входа”: требование и поддержка. Требование - это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. К ним относятся, например, требования повышения заработной платы, увеличения ассигнований на социальную сферу и т.д. Истон считает, что требования ослабляют политическую систему. Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Формами проявления поддержки могут считаться уплата налогов, выполнение воинского долга, уважение государственных институтов, проведение демонстраций в поддержку режима, выражение патриотизма и т.д.

Политическая система выполняет  по отношению к среде ряд функций: определения целей, задач, программы  деятельности общества, мобилизации  ресурсов на достижение поставленных целей, интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей  и ценностей и т.д. Следовательно, система может рассматриваться  с точки зрения не только сохранения, изменения, адаптации, но и взаимодействия структур, выполняющих определенные функции.

Изучение политической системы  с точки зрения выполняемых ею функций легло в основу функционализма как метода анализа. Основной вклад  в развитие функционализма принадлежит  американскому политологу Г.Алмонду. Он исследовал негативные последствия практики переноса западных систем в развивающиеся страны в 50-60-х гг. Попав в иную, чем на Западе, социально-экономическую и культурно-религиозную среду, политические институты не смогли выполнить многие функции, и прежде всего добиться стабильного развития общества. На основе анализа подобной практики стали развиваться сравнительные исследования, которые возглавил Г.Алмонд. Оценивая различные политические системы, важно было определить перечень основных функций, которые способствовали эффективному социальному развитию.

Сравнительный анализ политических систем предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического  поведения. Исходя из этого, Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами в их политическом аспекте. Таким образом, под структурой он понимал совокупность взаимосвязанных ролей.

Следуя положению Д.Истона о “системе, погруженной в среду”, которая поддерживает с ней многочисленные связи и обмены на основе ролей, Г.Алмонд утверждал, что политическая система должна эффективно осуществлять три группы функций: а) функции взаимодействия с внешней средой, б) функции взаимосвязи внутри политической системы, в) функции сохранения и адаптации системы.

Переход развитых стран к информационным технологиям, массовое внедрение компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности  общества способствовали использованию  в анализе социальных систем механистических  моделей. Первым, кто уподобил политическую систему кибернетической машине стал американский политолог К.Дойч. Он рассматривал политическую систему в контексте “коммуникационного подхода”. Политику К.Дойч понимал как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулирование целей, их коррекция осуществляются политической системой на основе информации о положении общества по отношению к данным целям; о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий.

Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества и  объема информации, поступающей из внешней среды, и информации о  собственном движении системы. На основе этих двух потоков информации принимаются  политические решения. Не углубляясь в  детали предложенной К.Дойчем модели функционирования политической системы, отметим, что она построена на решающей роли информации в жизни социальной системы. В условиях существования разветвленных коммуникационных систем информация является “нервами управления”, деятельность которых во многом определяет эффективность власти. Однако она опускает значение других переменных, в том числе тех, которые влияют на процесс передачи информации “сверху вниз”, и наоборот. Например, политическая воля, идеологические предпочтения также могут оказывать влияние на отбор информации, способы ее доведения до центров принятия решений.

Структура политической системы.

Структура политической системы - это  совокупность ее элементов и взаимоотношений  между ними. Политическая система  как целостность функционирует  благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не может быть сведена к их сумме. Для того, чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.

Политическая система может  структурироваться на основе ее ролевого понимания, и тогда она рассматривается  с точки зрения типов взаимодействия субъектов, выполняющих различные  политические роли (функции) и ориентирующихся  на конкретные образцы политического  поведения (Г.Алмонд).

Элементы политической системы  могут вычленяться на основе институционального подхода (Д.Истон). В соответствии с ним, каждый институт политической системы обслуживает определенные группы потребностей и выполняет те или иные политические функции. Так, государство выражает общие интересы, партии стремятся к представительству устойчивых групповых потребностей, группы давления лоббируют конъюнктурные интересы, вызванные конкретной ситуацией, и т.д.

Структура политической системы может  дифференцироваться, следуя принципу политической стратификации, то есть порядку, согласно которому те или иные группы принимают участие в осуществлении  власти. Так, политические элиты принимают  политические решения, бюрократия призвана выполнять решения элиты, граждане формируют институты представительной власти.

Наиболее распространен системный  способ структурирования, в соответствии с которым политическая система  состоит из подсистем, а их взаимодействие образует политическую целостность.

Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, то есть совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, государство распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические (партии, группы давления), так и неполитические, но имеющие возможности влияния на власть и общество, организации - СМИ. церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур.

Институты власти и влияния выполняют  свои роли на основе различных норм (политических, правовых, нравственных и т.д.). Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Нормы могут фиксироваться в форме законов, а могут передаваться из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов.

Следуя этим формальным и неформальным нормам, политические субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликтах, их интенсивность  и направленность составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом.

Политические взаимодействия обусловливаются  характером культурно-религиозной  среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического  поведения, политическая ментальность составляют культурную подсистему. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов.

Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей  и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.

Все подсистемы политической системы  взаимозависимы. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность  политической системы, способ ствуют эффективной реализации ее функций в обществе.

 

Типология политических систем.

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости  от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, считал Р.Арон (1905-1983), по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную (Г.Алмонд). Марксизм делит политические системы по типу общественно-экономической формации на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские (социалистические).

Некоторые из приведенных классификаций  требуют определенного объяснения.

Деление политических систем на открытые и закрытые основывается на характере  их взаимоотношений с внешней  средой. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны. Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.

Информация о работе Основные направления внешней политики РФ