Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:14, реферат

Описание работы

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….... 2
1. Понятие «избирательная система» и ее структура……………….3
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки………………………………………….....6
3. Основные параметры и особенности современной
российской избирательной системы. Политический
смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………11
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 29.54 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………….... 2

1. Понятие «избирательная система» и ее структура……………….3

2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки………………………………………….....6

3. Основные параметры и особенности современной

российской избирательной  системы. Политический

смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………11

Литература…………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и  соответствующим порядком распределения  мандатов по итогам голосования, также  предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных  странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения  мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных  систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов  государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных  систем – мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе  проявляются в многообразных  моделях избирательных систем в  различных странах. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В современной Конституции Российской Федерации закреплены лишь основы формирования федеральных институтов государственной власти: Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом буквально вскользь в ст. 130 Конституция Российской Федерации упоминает об основах избирательной системы при выборах в органы местного самоуправления. И в Конституции России нет ни одной нормы, посвященной избирательной системе при выборах в законодательные органы власти субъектов Федерации. В этой связи высказываются обоснованные предложения по совершенствованию конституционно-правового регулирования избирательной системы Российской Федерации. Способы такого совершенствования могут быть различными. Они не обязательно должны быть связаны с вмешательством в текст действующей Конституции.

Определяя даже самые общие  правовые параметры избирательной  системы, соответствующие нормы  и институты Конституции Российской Федерации тем не менее закрепляют основополагающие начала современного избирательного права Российской Федерации. Свое полноценное развитие эти начала (основы) получают в разветвленной  системе федерального и регионального  законодательства и даже в местном (муниципальном) избирательном нормотворчестве.

 

В научной литературе термин "избирательная  система", в том числе и в  российском правоведении, употребляется  обычно в двух значениях - широком  и узком.

В широком смысле избирательная  система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в  таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера  этих отношений весьма широка. В  нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так  называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся  кандидатов избран на должность или  в качестве депутата. В зависимости  от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех  же итогах голосования могут оказаться  совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой  за более выгодную для себя избирательную  систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Некоторые авторы, справедливо отмечая, что каждое понятие должно употребляться  только в одном смысле, предлагают отказаться от использования термина "избирательная система" в узком  смысле, заменив его на "способ определения результатов голосования". Однако, представляется, что такая  замена не оправданна. Ведь это понятие  не сводится только к способу определения  результатов голосования, а в  действительности представляет систему  важнейших юридических норм. Кроме  того, данный термин принят в зарубежной литературе, и отказ от него осложнит взаимопонимание российских и зарубежных правоведов.

Если попытаться дать определение  термину «избирательная система», абстрагируясь  от ее значения в узком или широком  смысле, то, по-видимому, под избирательной  системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов  и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной  власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства  многообразных интересов гражданского общества.

Несомненно, что избирательная  система, как составная часть  политической системы, сама подобно  любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический  компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент  практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие  граждан в выборах, их организацию  и проведение, взаимоотношение между  избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также  порядок отзыва не оправдавших доверие  избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться  и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в  качестве избирателя (активное избирательное  право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть  избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных  за их проведение; организацию избирательных  округов, районов, участков; регистрацию  кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение  результатов голосования.

 

2. Определение результатов выборов поданным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.  
 
Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый “избирательный метр” - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата. Пропорциональная системанаиболее распространенная избирательная система в современном мире. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет две разновидности:  
 
а) пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);  
 
б) пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).  
 
Мажоритарная система характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинствоголосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более). Такая системасуществует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют “системой первого пришедшего к финишу”. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда практикуются обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туреголосования применяется система абсолютного большинства, а во втором-относительного.Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и Даже три тура.  
 
Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки.  
 
К числу достоинств мажоритарной системы относится то, что в заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

 

 

Основные недостатки мажоритарной системы:  
 
1) значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;  
 
2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;  
 
3) две партии, набравшие равное или близкое к равному количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).  
 
Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.  
 
К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.  
 
Основные недостатки пропорциональной системы:  
 
1) возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств);  
 
2) непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;  
 
3) независимость депутатов от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов). 

 

 

3. В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют  в выборах в государственные  органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политический институт выборов  в широком смысле представляет собой  всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в  связи с формированием органов  государственной власти и местного самоуправления путем выборов. Избирательная  система - один из основных, но далеко не единственный элемент института  выборов. Она выступает главным  образом как конституционная, юридическая  основа политического института  выборов. 
Все виды избирательной системы в той или иной степени имеют негативные черты, поэтому в современных условиях первостепенное значение приобретает проведение в жизнь содержательного аспекта представительства, включающего в себя повышение политической культуры депутатского корпуса и выработку четкой функциональной концепции роли самого депутата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и обществен(

ный прогресс: энциклопедический  справочник. – М.: РОССПЭН,

2001.

2. Иванченко А.В., Кынев  А.В., Любарев А.Е. Пропорцио(

нальная избирательная система  в России: история, современное со(

стояние, перспективы. –  М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Избирательное право  и избирательный процесс в  Российской

Федерации. – М.: Норма, 2003.

4. Кынев А.В., Любарев А.Е.  Партии и выборы в современной

России: эволюция и деволюция. – М.: Новое лит. обозрение, 2011.

5. Малкин Е., Сучков Е.  Основы избирательных технологий  и

Информация о работе Основные параметры и особенности современной российской избирательной системы