Основные политические идеи и концепции XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:09, реферат

Описание работы

Анри Бенджамен Констан де Ребек. Его взгляды менялись с течением времени. Изначально он был на стороне республиканской формы правления, позднее склонялся к конституционной монархии. Но неизменным оставалось его отношение к свободе. Политическая свобода является лишь условием для свободы гражданской (право любого индивида выбирать любой образ жизни и следовать ему, не спрашивая на то дозволения государства).ядро гражданской свободы – права человека (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати и собраний, свобода выбора профессии и места жительства, неприкосновенность собственности и невмешательство государства в экономику). Границей политической власти, независимо от того, кому она принадлежит, служат права человека. Обеспечить их может сила общественного мнения и соответствующее устройство власти.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ XIX ВЕКА.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)
  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ XIX ВЕКА.

 

 Либерализм во Франции. Важнейшим течением французской политической мысли в первой половине XIX века становится либерализм. Экономический подъем, который переживала стране в то время, объективно способствовал дальнейшему укреплению позиций буржуазии. Последняя хотя и согласилась с монархической формой правления. Но требовала установления четких пределов королевской власти.

Анри Бенджамен Констан де Ребек. Его взгляды менялись с течением времени. Изначально он был на стороне республиканской формы правления, позднее склонялся к конституционной монархии. Но неизменным оставалось его отношение к свободе. Политическая свобода является лишь условием для свободы гражданской (право любого индивида выбирать любой образ жизни и следовать ему, не спрашивая на то дозволения государства).ядро гражданской свободы – права человека (неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати и собраний, свобода выбора профессии и места жительства, неприкосновенность собственности и невмешательство государства в экономику). Границей политической власти, независимо от того, кому она принадлежит, служат права человека. Обеспечить их может сила общественного мнения и соответствующее устройство власти.

Прерогативы монарха по Констану весьма обширны, но связаны с правилом контрасигнатуры: любой королевский указ должен быть скреплен подписью соответствующего министра, который и принимает на себя всю полноту ответственности. За разделение властей, впервые высказался и независимости муниципальной власти.

Либерализм в Англии (утилитаризм). Иеремия Бентам. Общественный договор – фикция, государство возникает путем насилия, а привычка к повиновению делает его прочным. В качестве главного принципа разумной системы права провозглашается утилитарность (полезность). Критерий полезности – обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей. Бентам пытается строить отношения между людьми, политическую и правовую систему на началах полезности, разумного эгоизма. Подразделял все право на гражданское, уголовное и конституционное.

Разработал конституционный кодекс, состоящий из 4 частей:

      1. основополагающие политические принципы – над властью должен стоять суд; суверенная учредительная (народ) и действующая (законодательная и исполнительная) власти.
      2. оценка трех классических форм управления – монархия абсурдна; аристократия основана на ложных принципах; демократия хотя и не совершенна, но единственно приемлема.
      3. анализ механизма плохого управления – посвящено коррупции, иллюзиям и искусственным почестям власти.
      4. правила организации и деятельности новых учреждений – юридическая техника – необходимо создать четко действующую систему учреждений и  правовых норм; законодательство является мощным средством воздействия на общество, борьбы со злом.

 

Утопический социализм. Когда начали вскрываться пороки капитализма, захотелось социального равенства, справедливости и свободы, получают распространение идеи утопического социализма. Классиками утопического социализма XIX в. считаются К.А. де Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. Их роднят идеи обязательности труда, справедливого распределения, коллективизма, гармоничного развития личности. Все утописты убеждены, что справедливое общество можно построить без социальных потрясений и классовой борьбы, путем просвещения и мирных преобразований.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон. История проходит три фазы: теологическая (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное общества), метафизическая (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивная (будущий общественный строй, основанный на науке). Общество будущего – промышленное общество, основанное на научно и планово организованной крупной промышленности. Нет ничего важнее, чем исполнение общего плана работ. Все должно быть подчинено интересам промышленности и научному прогрессу. Поэтому политика, как наука об обществе, должна превратиться в науку о производстве, об организации промышленности, об основных принципах централизованного руководства единым хозяйством. Выделяет три класса в обществе: 1) ученые; 2) собственники, за исключением входящих в первый класс; 3) неимущие. Позднее стал выделять всего два класса: 1) паразиты (дворяне, военные, государственные чиновники и юристы, их должно быть очень мало); 2) промышленники (все остальные).

Социологический позитивизм. Школа позитивизма ставила перед собой задачу ограничиться изучением реальных фактов и явлений, не посягая на раскрытие причин и сущностей, недоступных человеческому разуму.

Огюст Конт. Выдвигает точку зрения и трех стадиях развития общества:

    1. теологическая – все явления рассматриваются как следствие сверхъестественных сил;
    2. метафизическая – явления объясняются разного рода отвлеченными сущностями;
    3. позитивистская – человеческий ум отказывается от исследования происхождения и внутренних причин явлений.

Признает наличие классов в обществе, отрицательно относиться к их борьбе и призывает их к солидарности. Позитивная политика не признает никаких прав, кроме права исполнять свой долг. Все члены общества выполняют определенные общественные и частные функции. Собственность представляет собой общественную функцию. Обладание капиталом расценивал как положительное явление, обеспеченные люди должны считаться настоящими общественными деятелями. Организация управления обществом следующая: неимущие избирают имущих, оставляя за собой право нравственного и воспитательного воздействия на общество.

Герберт Спенсер. Проводит аналогию политически организованного общества с человеческим организмом. В противоречии этому, пытался соединить органическую теорию со свободой индивида в государстве. Личные цели уступают место общественным. Но личность – главное начало, государство создано для того, чтобы обеспечить права личности, оно оберегает индивида.

Западноевропейский анархизм. Анархизм как тип политического сознания возник с появлением государственности и развивался в виде идей и движений на протяжении всей последующей истории. Его брали на вооружение различные социальные группы (чаще угнетенные и эксплуатируемые), недовольные существующими порядками. Каждое восстание и революция народных масс возрождали на новой исторической основе идеи безгосударственного общества, золотого века, общинного строя., коммуны и т.д. Однако законченной теоретической доктриной анархизм стал только в середине XIX в., выражая интересы и страх за свое будущее разоряющейся мелкой буржуазии в условиях быстрого роста капиталистических государств и поляризации общества на буржуа и пролетариев.

Мировоззренческой основой анархизма стали доведенные до крайности индивидуализм и субъективизм, когда абсолютно самодовлеющая личность противопоставляется государству, а проблема свободы личности решается путем тотального отрицания всех государственных форм. Родиной анархизма в Западной Европе считаются Германия и Франция.

Научный социализм. К. Маркс и Ф. Энгельс. Основа марксизма – материалистическая интерпретация истории, исторический материализм.

Производственные отношения или способ производства определяют весь строй жизни общества и его развитие. По отношению к способу производства иные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом. Производительные силы развиваются и периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки. Тогда происходит ломка устаревших производственных отношений, возникает новый способ производства, который будет существовать до тех пор, пока сохранится соответствие между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями. Таков экономический механизм исторического развития. Оно предстает как смена способов производства (античный – феодальный – буржуазный или капиталистический). Но буржуазный строй не вечен, устарел, необходима промышленная революция. Частная форма мешает, это ведет к экономическим кризисам.

Концепция классовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, представления об истории и современном состоянии как непрерывной череде классовых противоречий и конфликтов – второй важнейший вклад марксизма в методологию политической мысли, не менее важный, чем материалистическая интерпретация истории.

Призрак коммунизма бродит по Европе. История всех обществ – история классовой борьбы. Исполнительная власть современных государств – комитет по ведению общих дел буржуазии. Буржуазия готовит себе могильщика в виде пролетариата, ее падение и победа пролетариата неизбежны. Пролетариат использует свое политическое господство, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, увеличить сумму производительных сил. И финал: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Смена общественного строя путем революции, первоочередная задача – завоевание власти. Цель революции – уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъем производства, культуры и благосостояния. Это задачи общественные, классовые. С ними тесно связаны человеческие измерения коммунизма – расцвет личности, ее гармоническое существование в обществе.

Коммунизм, по замыслу Маркса и Энгельса, позволяет преодолеть то социальное, религиозное, политическое, психологическое отчуждение, которое человек испытывает при буржуазном строе, в царстве частной собственности, капитала, денег и товара, когда общество, государство, механизм экономической жизни и политической власти выступают по отношению к нему как внешняя сила, на которую он не может повлиять, хотя во всех этих процессах, казалось бы, участвует, формально свободен и может проявить свою волю.

 


Информация о работе Основные политические идеи и концепции XIX века