Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 01:20, автореферат
Цель работы – изучить основные политические идеологии современности.
Задачи работы:
1. Определить сущность идеологии, историю формирования понятия «идеология», функции идеологии в политике.
2. Раскрыть историю возникновения и развития современных политических идеологий неолиберализма, неоконсерватизма и социал-демократии.
Введение 3
1. Роль идеологии в политике 4
2. Сущность и особенности современных политических идеологий неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии 10
Заключение 16
Список литературы 17
Оглавление
Введение
Важной проблемой политической науки является выяснение роли идеологии в политике, жизнедеятельности государства и других политических институтов, формировании политического сознания граждан, складывании и поддержании баланса социально-политических интересов, общественного согласия, обеспечении национальной безопасности.
Принципиальное значение, прежде всего применительно к условиям России, имеет осмысление современного отечественного идеологического процесса, характеристика основных разновидностей идеологии, прежде всего в политической форме их проявления, раскрытие необходимости, сущности, содержания российской государственной идеологии как фактора политики.
Идеология имеет множество различных форм выражения содержания, многообразна в своих конкретных видовых проявлениях. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских. Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.
Цель работы – изучить основные политические идеологии современности.
Задачи работы:
Обращаясь к рассмотрению основных политических идеологий современности, необходимо вначале определить само понятие «идеология»: его значение в разных интерпретациях в политической науке и в самом политическом процессе, а также уровни и функции идеологии.
Вплоть
до конца XVIII века понятия «идеология»
сформулировано не было. Но это не значит,
что не было самой идеологии –
ведь в ней как в централизующей
и государствообразующей
Известный исследователь идеологического процесса – немецкий философ XIX века Карл Манхейм (Маннгейм) – относит зарождение понятия «идеология» к работам английского мыслителя Френсиса Бэкона (учение об «идолах разума»), а также обнаруживает ряд высказываний об идеологическом «искажённом сознании» в работах Н. Макиавелли и Ю. Юма [7].
Среди
учёных, занимавшихся историей идей непосредственно
до возникновения соответствующего
термина «идеология», называют также
целый ряд французских
Впервые термин «идеология» был введён в обращение французским философом эпохи позднего Просвещения Антуаном Дестютом де Трасси в его работе «Этюд о способности мыслить» (1796). Позже де Трасси концептуализировал учение об идеологии в своём фундаментальном четырёхтомном труде «Элементы идеологии» (1801-1815), где определил её как «новую эмпирическую науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления» [3, с. 255]. Де Трасси подчёркивал, что идеология, как учение об идеях, позволяет «установить твёрдые основы для политики и связанных с ней областей» [8, с. 161].
Де Трасси считал, что идеология: 1) анализирует причины и законы формирования идей; 2) служит теоретической основой для политической, нравственной, педагогической наук; 3) учит правильному мышлению политических деятелей.
Отсюда основные функции идеологии по де Трасси: 1) быть теоретическим фундаментом политической и экономической жизни; 2) быть руководством для политической деятельности руководителей государства [3, с. 255].
Одним
из самых известных учёных-
«По К. Марксу, идеология включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства». Отсюда в марксизме, как в классовом учении, понятие «идеология» по сей день «используется в трёх смыслах: 1) ложного, извращённого сознания; 2) вида теоретического сознания; 3) всей совокупности сознания определённого класса» [10, с. 92].
Феномен политической идеологии исследовался в течение ХХ века и на Западе – данной проблематикой с самых разных ракурсов занимались в разное время В. Парето, Д. Истон, А. Конноли, П. Рикерт, Р. Михельс, У. Матц, Ю. Хабермас, Г. Лассуэлл и многие другие представители политической науки.
Д.В. Ольшанский определяет идеологию как «систему взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т.д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений» [8, с. 160].
Ю.Г. Волков в статье, обосновывающей потребность современного российского государства в национальной идеологии, акцентирует внимание на её функциях: «Идеология – это определённая система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире и роли человека в нём, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества» [3, с. 254].
Современный российский учёный А.И. Соловьёв определяет уже конкретно политическую идеологию, синтезировав различные подходы к этому понятию: «Это определённая доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или её использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям» [11, с. 335]. Соловьёв подчёркивает, что одна из важнейших функций идеологии – стабилизация вертикальных связей в обществе (взаимоотношений между элитами и «низами»).
В ряде изданий можно встретить также определение политической идеологии как «специфической формы политического сознания, системы взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования» [10, с. 92].
Рационально оценивая идеологический инструментарий, выделяют функции идеологии:
Ю.Г. Волков, помимо вышеперечисленных, выделяет также:
А.И. Соловьёв также обращает внимание на обратную пропорциональную зависимость между степенью интегрированности во власть социальной группы и элементами утопии в её идеологии [11, с. 337]. Поэтому целесообразно подчеркнуть эту зависимость (официальная идеология прагматична, идеология оппозиции утопична по определению – для завоевания симпатий населения).
Традиционно выделяют три уровня политической идеологии:
1) теоретико-концептуальный;
2) программно-политический;
3) актуализированный.
Теоретико-концептуальный уровень – это основа основ каждой идеологии. Он определяет все ключевые моменты идеологии класса, партии, группы, государства. Его часто можно выразить в форме ёмкого лозунга (например, «Свобода – равенство – братство» как девиз радикалов французской революции 1789 года или «Православие – самодержавие – народность» как формула консервативного политического режима Николая I в России во второй четверти XIX века).
По сути дела это уровень политической философии группы, выражающей основные ценностно-смысловые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества. Наличие таких представлений свидетельствует об уровне интеллектуальной рефлексии данной группы, о ее способности предложить собственные принципы интерпретации мира политики, создать систематизированную, логически стройную и достоверную картину действительности.
Поскольку многие группы по-разному интерпретируют одни и те же принципы, то здесь основное внимание уделяется иерархиизации данных представлений. Например, как подчеркивает Э. Арбластер, «и либералы и социалисты... хотят свободы и равенства». Но при этом «их разделяет характер выбора между свободой и равенством в конфликтной ситуации, а также их соотношение с другими ценностями: справедливостью, безопасностью, собственностью...» [3].
Программно-политический уровень идеологии представляет собой уже не просто картину мира и систему ценностей, но является зафиксированной программой партии или другой политической организации.
На данном уровне функционирования политической идеологии идеалы поверяются на свою жизнеспособность, поэтому к идеологии предъявляются особые требования: осознавать важное значение тех или иных проблем общественной жизни, артикулировать интересы граждан, воплощать их в политическую волю. Поскольку этот уровень содержит в себе оценки текущих политических событий, действий правительства, то здесь могут как сближаться представители разных политических идеалов, так и отдаляться сторонники одной и той же партии. При этом между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате чего некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей».
Актуализированный уровень по своей сути близок к феномену социализации – он определяет меру освоения гражданами конкретных идеологических установок, показывает, насколько востребованными являются политические «правила игры» в реальной жизни [11, с. 337-338].
Данный уровень может отличаться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Манхейм). Те же системы политических требований и воззрений, в которых ставятся задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие, не способны повлиять на мировоззренческие представления граждан и выступают как «частные» (Н. Пуланзас).
Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. В то же время насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе.
Таким образом, политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, то орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти.
По-разному оценивалась и оценивается роль политической идеологии в обществе, причем оценки располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти», не имеющей связи с реальностью и потому не обладающей сколько-нибудь серьезным весом в политике, до признания ее открытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, пронизывающей все политическое пространство.
Информация о работе Основные политические идеологии современности