Основные политические идеологии современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 01:20, автореферат

Описание работы

Цель работы – изучить основные политические идеологии современности.

Задачи работы:

1. Определить сущность идеологии, историю формирования понятия «идеология», функции идеологии в политике.

2. Раскрыть историю возникновения и развития современных политических идеологий неолиберализма, неоконсерватизма и социал-демократии.

Содержание работы

Введение 3

1. Роль идеологии в политике 4

2. Сущность и особенности современных политических идеологий неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии 10

Заключение 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

5726 Основные политические идеологии современности.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

 

Введение

      Важной  проблемой политической науки является выяснение роли идеологии в политике, жизнедеятельности государства и других политических институтов, формировании политического сознания граждан, складывании и поддержании баланса социально-политических интересов, общественного согласия, обеспечении национальной безопасности.

      Принципиальное  значение, прежде всего применительно  к условиям России, имеет осмысление современного отечественного идеологического  процесса, характеристика основных разновидностей идеологии, прежде всего в политической форме их проявления, раскрытие необходимости, сущности, содержания российской государственной идеологии как фактора политики.

      Идеология имеет множество различных форм выражения содержания, многообразна в своих конкретных видовых проявлениях. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских. Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.

      Цель  работы – изучить основные политические идеологии современности.

      Задачи  работы:

  1. Определить сущность идеологии, историю формирования понятия «идеология», функции идеологии в политике.
  2. Раскрыть историю возникновения и развития современных политических идеологий неолиберализма, неоконсерватизма и социал-демократии.
  3.  
  4. Роль идеологии в политике

      Обращаясь к рассмотрению основных политических идеологий современности, необходимо вначале определить само понятие «идеология»: его значение в разных интерпретациях в политической науке и в самом политическом процессе, а также уровни и функции идеологии.

      Вплоть  до конца XVIII века понятия «идеология»  сформулировано не было. Но это не значит, что не было самой идеологии –  ведь в ней как в централизующей и государствообразующей системе  мировоззрения нуждались все  известные общества. Сейчас некоторые  исследователи пришли к выводу, что до этапа европейской секуляризации (эпохи Просвещения) роль государственной идеологии на протяжении многих веков с успехом выполняла религия [3, с. 254].

      Известный исследователь идеологического  процесса – немецкий философ XIX века Карл Манхейм (Маннгейм) – относит зарождение понятия «идеология» к работам английского мыслителя Френсиса Бэкона (учение об «идолах разума»), а также обнаруживает ряд высказываний об идеологическом «искажённом сознании» в работах Н. Макиавелли и Ю. Юма [7].

      Среди учёных, занимавшихся историей идей непосредственно  до возникновения соответствующего термина «идеология», называют также  целый ряд французских просветителей XVIII века: Кондельяка, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри.

      Впервые термин «идеология» был введён в обращение французским философом эпохи позднего Просвещения Антуаном Дестютом де Трасси в его работе «Этюд о способности мыслить» (1796). Позже де Трасси концептуализировал учение об идеологии в своём фундаментальном четырёхтомном труде «Элементы идеологии» (1801-1815), где определил её как «новую эмпирическую науку об идеях, о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления» [3, с. 255]. Де Трасси подчёркивал, что идеология, как учение об идеях, позволяет «установить твёрдые основы для политики и связанных с ней областей» [8, с. 161].

      Де  Трасси считал, что идеология: 1) анализирует  причины и законы формирования идей; 2) служит теоретической основой  для политической, нравственной, педагогической наук; 3) учит правильному мышлению политических деятелей.

      Отсюда  основные функции идеологии по де Трасси: 1) быть теоретическим фундаментом  политической и экономической жизни; 2) быть руководством для политической деятельности руководителей государства [3, с. 255].

      Одним из самых известных учёных-философов, занимающихся проблематикой идеологии в середине XIX века, стал Карл Маркс. Он «видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений» [11, с. 334].

      «По К. Марксу, идеология включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства». Отсюда в марксизме, как в классовом учении, понятие «идеология» по сей день «используется в трёх смыслах: 1) ложного, извращённого сознания; 2) вида теоретического сознания; 3) всей совокупности сознания определённого класса» [10, с. 92].

      Феномен политической идеологии исследовался в течение ХХ века и на Западе – данной проблематикой с самых разных ракурсов занимались в разное время В. Парето, Д. Истон, А. Конноли, П. Рикерт, Р. Михельс, У. Матц, Ю. Хабермас, Г. Лассуэлл и многие другие представители политической науки.

      Д.В. Ольшанский определяет идеологию как «систему взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т.д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений» [8, с. 160].

      Ю.Г. Волков в статье, обосновывающей потребность  современного российского государства  в национальной идеологии, акцентирует  внимание на её функциях: «Идеология –  это определённая система философских, научных, художественных, нравственных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире и роли человека в нём, которая организует, регулирует, интегрирует и направляет деятельность индивидов во всех сферах жизни общества» [3, с. 254].

      Современный российский учёный А.И. Соловьёв определяет уже конкретно политическую идеологию, синтезировав различные подходы к этому понятию: «Это определённая доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или её использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям» [11, с. 335]. Соловьёв подчёркивает, что одна из важнейших функций идеологии – стабилизация вертикальных связей в обществе (взаимоотношений между элитами и «низами»).

      В ряде изданий можно встретить  также определение политической идеологии как «специфической формы политического сознания, системы взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования» [10, с. 92].

      Рационально оценивая идеологический инструментарий, выделяют функции идеологии:

  • ориентационную (сюда же можно отнести и психологический феномен социализации);
  • мобилизационную (по Волкову это две функции – программно-целевая и футурологическая) – ориентирующую общество на достижение конкретных целей;
  • интегративную (интегрирующую) – объединяющую;
  • амортизационную (что-то вроде «опиума для народа», гасящего потенциальную социальную напряжённость);
  • защитную – выражения и защиты интересов определённой социальной группы (обычно эта последняя функция касается идеологии оппозиционных политических партий и организаций, но никак не государственной идеологии) [10, с. 92-93].

      Ю.Г. Волков, помимо вышеперечисленных, выделяет также:

    • познавательную (когнитивную);
    • оценочную;
    • социально-организующую функции идеологии [3, с. 261-262].

      А.И. Соловьёв также обращает внимание на обратную пропорциональную зависимость между степенью интегрированности во власть социальной группы и элементами утопии в её идеологии [11, с. 337]. Поэтому целесообразно подчеркнуть эту зависимость (официальная идеология прагматична, идеология оппозиции утопична по определению – для завоевания симпатий населения).

      Традиционно выделяют три уровня политической идеологии:

      1) теоретико-концептуальный;

      2) программно-политический;

      3) актуализированный. 

      Теоретико-концептуальный уровень – это основа основ каждой идеологии. Он определяет все ключевые моменты идеологии класса, партии, группы, государства. Его часто можно выразить в форме ёмкого лозунга (например, «Свобода – равенство – братство» как девиз радикалов французской революции 1789 года или «Православие – самодержавие – народность» как формула консервативного политического режима Николая I в России во второй четверти XIX века).

      По  сути дела это уровень политической философии группы, выражающей основные ценностно-смысловые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества. Наличие таких представлений свидетельствует об уровне интеллектуальной рефлексии данной группы, о ее способности предложить собственные принципы интерпретации мира политики, создать систематизированную, логически стройную и достоверную картину действительности.

      Поскольку многие группы по-разному интерпретируют одни и те же принципы, то здесь основное внимание уделяется иерархиизации данных представлений. Например, как подчеркивает Э. Арбластер, «и либералы и социалисты... хотят свободы и равенства». Но при этом «их разделяет характер выбора между свободой и равенством в конфликтной ситуации, а также их соотношение с другими ценностями: справедливостью, безопасностью, собственностью...» [3].

      Программно-политический уровень идеологии представляет собой уже не просто картину мира и систему ценностей, но является зафиксированной программой партии или другой политической организации.

      На  данном уровне функционирования политической идеологии идеалы поверяются на свою жизнеспособность, поэтому к идеологии  предъявляются особые требования: осознавать важное значение тех или иных проблем  общественной жизни, артикулировать интересы граждан, воплощать их в политическую волю. Поскольку этот уровень содержит в себе оценки текущих политических событий, действий правительства, то здесь могут как сближаться представители разных политических идеалов, так и отдаляться сторонники одной и той же партии. При этом между концептуальным и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия, в результате чего некоторые принципы, как писал Б. Чичерин, нельзя узнать в оформлении их «самых рьяных обожателей».

      Актуализированный уровень по своей сути близок к феномену социализации – он определяет меру освоения гражданами конкретных идеологических установок, показывает, насколько востребованными являются политические «правила игры» в реальной жизни [11, с. 337-338].

      Данный  уровень может отличаться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Манхейм). Те же системы политических требований и воззрений, в которых ставятся задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие, не способны повлиять на мировоззренческие представления граждан и выступают как «частные» (Н. Пуланзас).

      Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения, ведет к деидеологизации политики. В то же время насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе.

      Таким образом, политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, то орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти.

      По-разному  оценивалась и оценивается роль политической идеологии в обществе, причем оценки располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти», не имеющей связи с реальностью и потому не обладающей сколько-нибудь серьезным весом в политике, до признания ее открытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, пронизывающей все политическое пространство.

Информация о работе Основные политические идеологии современности