Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:45, реферат
В советской же юридической науке эти проблемы, как правило, рассматривались специалистами государственного (конституционного) права зарубежных стран, однако, с классовых, марксистско-ленинских позиций.
Позднее появились исследования, касающиеся статуса политических партий в России как субъектов права. Они в большинстве случаев основывались на разработке общего правового статуса общественных объединений.
Цель данной работы – рассмотреть основные политические партии в Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность и функции политической партии 5
2. Политические партии в Российской Федерации 9
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Содержание:
Введение
Проблема правового статуса политической партии это, прежде всего, проблема политической партии в ее социально-юридическом аспекте, в контексте устройства и осуществления государственной власти.
Принятый 11 июля 2001 г. Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях» закрепил правовой статус политических партий, создал основу правового механизма их функционирования и послужил базой для проведения партийной реформы в Российской Федерации. Между тем, процесс правовой институционализации политических партий в России в полной мере не завершен. Он находится сегодня в стадии становления. Соответственно ощутима потребность в теоретическом исследовании не только правового статуса политических партий, но и особенностей данного процесса. В пользу этого говорит и относительная новизна феномена правовой институционализации российских политических партий для отечественной науки и практики.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что всесторонняя комплексная общетеоретическая научная разработка вопросов социально-правового развития политических партий и их юридического положения в России имеет значительную актуальность.
В отличие от юридической науки зарубежных стран, особенно стран, которым присуща западная модель демократии с ее неотъемлемым принципом многопартийности, в отечественной юриспруденции вопросы социально-правового развития политических партий и их правового статуса, правовой институционализации политических партий в России еще мало изучены и не получили должной разработки в контексте современных демократических реформ в России.
В советской же юридической
науке эти проблемы, как правило,
рассматривались специалистами
государственного (конституционного)
права зарубежных стран, однако, с классовых, марксистско-ленинских
позиций.
Позднее появились исследования, касающиеся
статуса политических партий в России
как субъектов права. Они в большинстве
случаев основывались на разработке общего
правового статуса общественных объединений.
Цель данной работы – рассмотреть основные политические партии в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, основных вопросов темы, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность и функции политической партии
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции, Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 века нет даже упоминания о политических партиях.
Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:
- понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан);
- трактовка политической партии
как выразителя интересов
- институциональное понимание
политической партии как
Другие подходы к определению партий:
- партия - носитель идеологии;
- партия - длительное объединение людей;
- цель партии - завоевание и осуществление власти;
- партия стремится заручиться поддержкой народа.
Грани между партиями и другими
политическими объединениями
Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции – группы, выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
По характеру доктрин партии делятся на: революционные, реформаторские, консервативные, реакционные.
По месту и роли партий в политической системе они делятся на:
- государственные (партийная
- авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);
- парламентские (действующие в
конкурентных политических
Существует классификация партий по критерию организационной структуры:
- централизованные;
- децентрализованные;
- кадровые;
- массовые;
- партии с формально
определенными принципами
- партии со свободным членством.
По виду партийного руководства партии бывают:
- коллективного руководства;
- личностного руководства;
- харизматического руководства;
- консенсуального руководства.
Политические партии
в современных обществах
В современной политической истории различают четыре типа партийных систем:
1. Буржуазно-демократическая партийная система.
Сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами:
- в обществе идет легальная борьба за власть;
- власть осуществляет
партия или группа партий, которые
обеспечили себе поддержку
- постоянно существует легальная оппозиция;
- между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.
2. Социалистическая (фашистская) партийная система:
- существует только одна легальная партия;
- партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата.
Возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.
3. Авторитарная партийная система.
Такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.
Данный опыт классификации основан именно на том, что партии заявляют, в отличие от того, что они реально делают. В мире современной российской политики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют.
2. Политические партии в Российской Федерации
По состоянию на 2 марта 2013 года, в соответствии с Федеральным законом № 95 «О политических партиях», зарегистрировано 7 политических партий: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Патриоты России», «Правое Дело», «Справедливая Россия», «Яблоко».
1. «Единая Россия».
Вопрос о месте «Единой России» в классификации партий является, пожалуй, самым интересным. «Единая Россия» - это устойчивая структура, созданная несколькими аморфными движениями, такими как «Единство», «Отчество - Вся Россия» и более мелкими. Важным составным элементом партии являются губернаторы, а также те политические деятели, которые начинали свою карьеру в составе движения «Наш Дом - Россия» (НДР).
На первый взгляд «Единая Россия» - партия, которую президент Путин формирует по своему образу и подобию и наполняет каким ему угодно содержанием. Однако действительность гораздо интереснее.
Предвыборная программа «Единой России» составлена из популистских лозунгов, сформулированных так искусно, что после одного-двух прочтений вспомнить оттуда практически ничего невозможно. При внимательном же рассмотрении среди стандартных обкатанных клише удается выделить следующее: в случае прихода «Единой России» к власти сохраняется президентская республика, причем объем полномочий президента если и будет пересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения; номенклатурный капитализм остается неизменным; полного пересмотра результатов приватизации не предвидится; при некоторой либерализации экономики (снижение налогов, поощрение мелкого производителя) контроль со стороны государства ужесточается и т.д.
Во внутренних вопросах России «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российский парламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партия станет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчас говорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольности бюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, на выборах 2003 года «Единая Россия» набрала большинство голосов, а вместе с депутатами - одномандатниками её фракция составляет около половины Государственной Думы, что позволяет партии лоббировать свои интересы и принимать угодные ей и президенту законы практически беспрепятственно.
2. Либерально-демократическая пар
Изучение результатов выборов по регионам обнаружило интересную корреляцию между «Единой Россией» и ЛДПР.
В тех регионах, где «Единая Россия» набирала больше среднероссийского показателя, "росло" и ЛДПР, причем часто - на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели «Единой России» неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. Притом, что нельзя с уверенностью говорить ни об электорате нынешней «партии власти», ни о численности этого электората, можно предположить, что по некоторым признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди, голосующие за "сильную руку", за национал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).
Предвыборные тезисы ЛДПР - это тезисы «Единой России», только изложенные утрированно. В свое время ЛДПР была леворадикальной партией, блокировавшейся в Госдуме по многим вопросам с КПРФ. Именно ЛДПР принадлежала и идея амнистии участникам событий 1993 г. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше превращалась в коммерческую структуру, соответственно, при оппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.
В целом можно сделать
вывод, что электорат ЛДПР - это
потенциальный левый и
3. «Яблоко».
Информация о работе Основные политические партии в Российской Федерации