Основные политические партии в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

В советской же юридической науке эти проблемы, как правило, рассматривались специалистами государственного (конституционного) права зарубежных стран, однако, с классовых, марксистско-ленинских позиций.
Позднее появились исследования, касающиеся статуса политических партий в России как субъектов права. Они в большинстве случаев основывались на разработке общего правового статуса общественных объединений.
Цель данной работы – рассмотреть основные политические партии в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и функции политической партии 5
2. Политические партии в Российской Федерации 9
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Проблема правового  статуса политической партии это, прежде всего, проблема политической партии в  ее социально-юридическом аспекте, в контексте устройства и осуществления  государственной власти. 

Принятый 11 июля 2001 г. Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях» закрепил правовой статус политических партий, создал основу правового механизма их функционирования и послужил базой для проведения партийной реформы в Российской Федерации. Между тем, процесс правовой институционализации политических партий в России в полной мере не завершен. Он находится сегодня в стадии становления. Соответственно ощутима потребность в теоретическом исследовании не только правового статуса политических партий, но и особенностей данного процесса. В пользу этого говорит и относительная новизна феномена правовой институционализации российских политических партий для отечественной науки и практики. 

На основе вышеизложенного  можно сделать вывод, что всесторонняя комплексная общетеоретическая научная разработка вопросов социально-правового развития политических партий и их юридического положения в России имеет значительную актуальность. 

В отличие от юридической  науки зарубежных стран, особенно стран, которым присуща западная модель демократии с ее неотъемлемым принципом многопартийности, в отечественной юриспруденции вопросы социально-правового развития политических партий и их правового статуса, правовой институционализации политических партий в России еще мало изучены и не получили должной разработки в контексте современных демократических реформ в России. 

В советской же юридической  науке эти проблемы, как правило, рассматривались специалистами  государственного (конституционного) права зарубежных стран, однако, с классовых, марксистско-ленинских позиций.  
Позднее появились исследования, касающиеся статуса политических партий в России как субъектов права. Они в большинстве случаев основывались на разработке общего правового статуса общественных объединений.

Цель данной работы –  рассмотреть основные политические партии в Российской Федерации.

Работа состоит из введения, основных вопросов темы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  и функции политической партии

 

 

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции, Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 века нет даже упоминания о политических партиях.

Этимологически "партия" означает "часть", "отдельность", элемент политической системы. Существует множество подходов к определению сущности политических партий:

- понимание партии как группы  людей, придерживающихся одной  идеологической доктрины (Б. Констан);

- трактовка политической партии  как выразителя интересов определенных  классов (марксизм);

- институциональное понимание  политической партии как организации,  действующей в системе государства  (М. Дюверже).

Другие подходы к определению  партий:

- партия - носитель идеологии;

- партия - длительное объединение  людей;

- цель партии - завоевание и осуществление власти;

- партия стремится заручиться  поддержкой народа.

Грани между партиями и другими  политическими объединениями носят  нечеткий характер и зачастую стираются.

Партии, как правило, не однородны  и имеют внутри себя фракции – группы, выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

По характеру доктрин партии делятся на: революционные, реформаторские, консервативные, реакционные.

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

- государственные (партийная идеология  становится государственной, партия  формирует государственную систему  управления);

- авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

- парламентские (действующие в  конкурентных политических системах).

Существует классификация  партий по критерию организационной  структуры:

- централизованные;

- децентрализованные;

- кадровые;

- массовые;

- партии с формально  определенными принципами членства;

- партии со свободным  членством.

По виду партийного руководства  партии бывают:

- коллективного руководства;

- личностного руководства;

- харизматического руководства;

- консенсуального руководства.

Политические партии в современных обществах выполняют  следующие функции:

  • представительство - выражение интересов определенных групп населения;
  • социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
  • идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;
  • участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
  • участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

В современной политической истории различают четыре типа партийных  систем:

1. Буржуазно-демократическая  партийная система.

Сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В  своей деятельности руководствуется следующими правилами:

- в обществе идет  легальная борьба за власть;

- власть осуществляет  партия или группа партий, которые  обеспечили себе поддержку парламентского  большинства;

- постоянно существует  легальная оппозиция;

- между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

2. Социалистическая (фашистская) партийная система:

- существует только  одна легальная партия;

- партия руководит  государством на всех уровнях  государственного аппарата.

Возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

3. Авторитарная  партийная система.

Такой тип правления  является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а  не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

Данный опыт классификации  основан именно на том, что партии заявляют, в отличие от того, что  они реально делают. В мире современной  российской политики ничто не называется своим собственным именем: политические взгляды, которые декларируют партии, не соответствует их названиям, действия партий не соответствуют их политическим взглядам, а сами взгляды ничего не говорят об интересах тех лиц, которые их демонстрируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политические  партии в Российской Федерации

 

 

По состоянию на 2 марта 2013 года, в соответствии с Федеральным законом № 95 «О политических партиях», зарегистрировано 7 политических партий: «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Патриоты России», «Правое Дело», «Справедливая Россия», «Яблоко».

1. «Единая Россия».

Вопрос о месте «Единой  России» в классификации партий является, пожалуй, самым интересным. «Единая Россия» - это устойчивая структура, созданная несколькими аморфными движениями, такими как «Единство», «Отчество - Вся Россия» и более мелкими. Важным составным элементом партии являются губернаторы, а также те политические деятели, которые начинали свою карьеру в составе движения «Наш Дом - Россия» (НДР).

На первый взгляд «Единая Россия» - партия, которую президент Путин формирует по своему образу и подобию и наполняет каким ему угодно содержанием. Однако действительность гораздо интереснее.

Предвыборная программа  «Единой России» составлена из популистских лозунгов, сформулированных так искусно, что после одного-двух прочтений вспомнить оттуда практически ничего невозможно. При внимательном же рассмотрении среди стандартных обкатанных клише удается выделить следующее: в случае прихода «Единой России» к власти сохраняется президентская республика, причем объем полномочий президента если и будет пересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения; номенклатурный капитализм остается неизменным; полного пересмотра результатов приватизации не предвидится; при некоторой либерализации экономики (снижение налогов, поощрение мелкого производителя) контроль со стороны государства ужесточается и т.д.

Во внутренних вопросах России «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем  не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российский парламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партия станет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчас говорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольности бюрократии и поддержке всех президентских инициатив. Тем более, на выборах 2003 года «Единая Россия» набрала большинство голосов, а вместе с депутатами - одномандатниками её фракция составляет около половины Государственной Думы, что позволяет партии лоббировать свои интересы и принимать угодные ей и президенту законы практически беспрепятственно.

2. Либерально-демократическая партия России.

Изучение результатов выборов  по регионам обнаружило интересную корреляцию между «Единой Россией» и ЛДПР.

В тех регионах, где «Единая Россия» набирала больше среднероссийского показателя, "росло" и ЛДПР, причем часто - на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели «Единой России» неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. Притом, что нельзя с уверенностью говорить ни об электорате нынешней «партии власти», ни о численности этого электората, можно предположить, что по некоторым признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди, голосующие за "сильную руку", за национал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).

Предвыборные тезисы ЛДПР - это тезисы «Единой России», только изложенные утрированно. В свое время ЛДПР была леворадикальной партией, блокировавшейся в Госдуме по многим вопросам с КПРФ. Именно ЛДПР принадлежала и идея амнистии участникам событий 1993 г. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше превращалась в коммерческую структуру, соответственно, при оппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.

В целом можно сделать  вывод, что электорат ЛДПР - это  потенциальный левый и радикально-националистический электорат (не случайно из ЛДПР вышла, Национал большевистская партия), который  не "охвачен" соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях с криминалом, тогда как это характерно для многих партий.

3. «Яблоко».

Информация о работе Основные политические партии в Российской Федерации