Основные принципы энергосберегающей политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:42, реферат

Описание работы

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Содержание работы

Введение
1. Основные принципы государственной энергетической политики согласно Федеральному закону «Об энергосбережении»
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года
2.1 Задачи и приоритеты энергетической стратегии
2.2 Энергетическая безопасность
2.3 Энергетическая эффективность
2.4 Бюджетная эффективность энергетики
2.5 Экологическая безопасность энергетики
3. Основные сходства и различия принципов энергетической политики России и США
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основные принципы энергосберегающей политики государства.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Основные принципы государственной  энергетической политики согласно  Федеральному закону «Об энергосбережении»

2. Энергетическая стратегия  России на период до 2020 года

2.1 Задачи и приоритеты  энергетической стратегии

2.2 Энергетическая безопасность

2.3 Энергетическая эффективность

2.4 Бюджетная эффективность  энергетики

2.5 Экологическая безопасность  энергетики

3. Основные сходства и  различия принципов энергетической  политики России и США

Заключение

Список литературы

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для долгосрочного  стабильного обеспечения экономики  страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и  институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

В данной работе дается обзор основных принципов  энергосберегающей политики России на основе Федерального закона "Об энергосбережении" и Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Также приводится сравнение этих принципов с принципами энергетической политики США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  принципы государственной энергетической  политики согласно Федеральному  закону «Об энергосбережении»

Россия располагает  значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Основные принципы энергосберегающей  политики России изложены в Федеральном  законе об энергосбережении и Энергетической стратегии России до 2020 года.

Рассмотрим Федеральный  закон об энергосбережении. Он был  принят Государственной Думой 13 марта 1996 года. В настоящее время действует редакция закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон  регулирует отношения, возникающие  в процессе деятельности в области  энергосбережения, в целях создания экономических и организационных  условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в  процессе деятельности, направленной на:

  • эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
  • осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
  • развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
  • создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, прибора для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
  • обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

В статье 4 даны основные принципы, на которых основывается энергосберегающая политика государства:

  • приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
  • осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
  • обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
  • включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
  • сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
  • заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.

Таким образом, в федеральном законе "Об энергосбережении" даются общие сведения о нормативном  регулировании энергосбережения в  Российской Федерации, делается упор на эффективности использования энергетических ресурсов, государственном надзоре  за их добычей, переработкой и потреблением, а также на внедрении энергоэффективных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Энергетическая  стратегия России на период  до 2020 года

2.1. Задачи  и приоритеты энергетической  стратегии

Следующий документ, определяющий энергосберегающую политику государства - Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Стратегия является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства в рассматриваемом периоде времени с учетом складывающихся внутренней и внешней ситуаций в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, глобализации энергетических рынков, тенденций политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.

Главной задачей  Энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно  нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности  его продукции и услуг на мировом  рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.

Приоритетами  Энергетической стратегии являются:

  • полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
  • снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
  • повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны;
  • минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

Главным средством  решения поставленной задачи является формирование цивилизованного энергетического  рынка и недискриминационных  экономических взаимоотношений  его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.

Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:

  • высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-ти раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;
  • сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
  • деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;
  • отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
  • отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно газовой промышленности;
  • отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
  • сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;
  • высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточной степени отсталую структуру всей экономики России;
  • отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.

Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются:

  • динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
  • масштабы реализации ресурсе- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
  • состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международное энергетическое пространство;
  • устой<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-famil

Информация о работе Основные принципы энергосберегающей политики государства