Оглавление
Введение
1. Основные принципы государственной
энергетической политики согласно
Федеральному закону «Об энергосбережении»
2. Энергетическая стратегия
России на период до 2020 года
2.1 Задачи и приоритеты
энергетической стратегии
2.2 Энергетическая безопасность
2.3 Энергетическая эффективность
2.4 Бюджетная эффективность
энергетики
2.5 Экологическая безопасность
энергетики
3. Основные сходства и
различия принципов энергетической
политики России и США
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Для долгосрочного
стабильного обеспечения экономики
страны и населения всеми видами
энергии необходима научно обоснованная
и воспринятая обществом и
институтами государственной власти
долгосрочная энергетическая политика.
Энергетический сектор обеспечивает
жизнедеятельность всех отраслей национального
хозяйства, консолидацию субъектов Российской
Федерации, во многом определяет формирование
основных финансово-экономических показателей
страны. Природные топливно-энергетические
ресурсы, производственный, научно-технический
и кадровый потенциал энергетического
сектора экономики являются национальным
достоянием России. Эффективное его использование
создает необходимые предпосылки для
вывода экономики страны на путь устойчивого
развития, обеспечивающего рост благосостояния
и повышение уровня жизни населения.
В данной работе
дается обзор основных принципов
энергосберегающей политики России
на основе Федерального закона "Об энергосбережении"
и Энергетической стратегии России
на период до 2020 года. Также приводится сравнение
этих принципов с принципами энергетической
политики США.
1. Основные
принципы государственной энергетической
политики согласно Федеральному
закону «Об энергосбережении»
Россия располагает
значительными запасами энергетических
ресурсов и мощным топливно-энергетическим
комплексом, который является базой развития
экономики, инструментом проведения внутренней
и внешней политики. Роль страны на мировых
энергетических рынках во многом определяет
ее геополитическое влияние.
Основные принципы энергосберегающей
политики России изложены в Федеральном
законе об энергосбережении и Энергетической
стратегии России до 2020 года.
Рассмотрим Федеральный
закон об энергосбережении. Он был
принят Государственной Думой 13 марта
1996 года. В настоящее время действует редакция
закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон
регулирует отношения, возникающие
в процессе деятельности в области
энергосбережения, в целях создания
экономических и организационных
условий для эффективного использования
энергетических ресурсов.
Объектом государственного
регулирования в области энергосбережения
являются отношения, возникающие в
процессе деятельности, направленной
на:
- эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, прибора для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
В статье 4 даны
основные принципы, на которых основывается
энергосберегающая политика государства:
- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
- включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их энергоэффективности;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
- заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Таким образом,
в федеральном законе "Об энергосбережении"
даются общие сведения о нормативном
регулировании энергосбережения в
Российской Федерации, делается упор на
эффективности использования энергетических
ресурсов, государственном надзоре
за их добычей, переработкой и потреблением,
а также на внедрении энергоэффективных
технологий.
2. Энергетическая
стратегия России на период
до 2020 года
2.1. Задачи
и приоритеты энергетической
стратегии
Следующий документ,
определяющий энергосберегающую политику государства - Энергетическая
стратегия России на период до 2020 года.
Стратегия является документом, конкретизирующим
цели, задачи и основные направления долгосрочной
энергетической политики государства
в рассматриваемом периоде времени с учетом
складывающихся внутренней и внешней
ситуаций в энергетическом секторе и его
роли в обеспечении единства экономического
пространства Российской Федерации, глобализации
энергетических рынков, тенденций политического,
макроэкономического и научно-технологического
развития страны.
Главной задачей
Энергетической стратегии России является
определение путей достижения качественно
нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности
его продукции и услуг на мировом
рынке на основе использования потенциала
и установления приоритетов развития комплекса,
формирования мер и механизмов государственной
энергетической политики с учетом прогнозируемых
результатов ее реализации.
Приоритетами
Энергетической стратегии являются:
- полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны;
- минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.
Главным средством
решения поставленной задачи является
формирование цивилизованного энергетического
рынка и недискриминационных
экономических взаимоотношений
его субъектов между собой и с государством. При этом
государство, ограничивая свои функции
как хозяйствующего субъекта, усиливает
свою роль в формировании рыночной инфраструктуры
как регулятора рыночных взаимоотношений.
Основными факторами,
сдерживающими развитие комплекса,
являются:
- высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-ти раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;
- сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
- деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающего роста спроса;
- отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
- отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особенно газовой промышленности;
- отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
- сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;
- высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует о продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточной степени отсталую структуру всей экономики России;
- отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.
Основными факторами,
которые будут определять развитие
ТЭК в первой четверти XXI века, являются:
- динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
- масштабы реализации ресурсе- и энергосберегающих технологий, как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;
- состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международное энергетическое пространство;
- устой<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-famil