Основные проблемы культурной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:26, реферат

Описание работы

Чтобы охватить различные аспекты человеческого развития культурная политика должна значительно измениться, расширить свою базу, исходя прежде всего из понимания того, что устойчивое развитие и расцвет культуры взаимосвязаны, и что человеческий потенциал должен формироваться, исходя из признания важности включения аспектов культуры в стратегии развития. Необходимо такое обновление культурной политики, чтобы в обществе различные субъекты могли активно участвовать в ее построении и организации культурной жизни, сами формировать пути развития людских ресурсов.

Файлы: 1 файл

Основные проблемы культурной политики в россии.docx

— 22.70 Кб (Скачать файл)

Государство и  культура

Чтобы охватить различные  аспекты человеческого развития культурная политика должна значительно  измениться, расширить свою базу, исходя прежде всего из понимания того, что устойчивое развитие и расцвет культуры взаимосвязаны, и что человеческий потенциал должен формироваться, исходя из признания важности включения аспектов культуры в стратегии развития.

Необходимо такое обновление культурной политики, чтобы в обществе различные субъекты могли активно  участвовать в ее построении и  организации культурной жизни, сами формировать пути развития людских  ресурсов.

Одним из итогов Межправительственной конференции в Стокгольме было принятие плана действий по реализации культурной политики. В частности, обозначены принципы, которые должны быть положены в основу действий правительств по реализации целей культурной политики, рассматриваемой  как важнейшая составляющая стратегий  развития. В плане подчеркивается ответственность правительств за создание условий, которые бы способствовали бы наиболее полной реализации культурных прав человека.

Задачи!

- превращение политики  в области культуры в один  из ключевых элементов стратегии  развития; для чего необходимо  учитывать специфику условий  той или иной страны, осуществлять  широкий подход к национальной  культурной политике, а также  более тесное партнерство государства  с гражданским обществом по  включению культурной политики  в стратегии развития;

- поощрять творчество  и участие в культурной жизни,  обеспечивая различным сообществам  равные возможности, поддерживая  локальные культурные инициативы  и плюралистическое управление  разнообразием;

- укреплять политику и  практическую деятельность с  целью сохранения наследия и  содействия развитию индустрии  культуры, что предполагает широкий  спектр мер, начиная от повышения  эффективности учебных программ  для подготовки соответствующих  специалистов и привлечения местных  сообществ к участию в программах  по защите культурного наследия, до реституции культурных ценностей,  а также реализацию новых схем  получения средств для развития  культуры, имея в виду туризм  и охрану авторских прав;

- содействовать культурному  и языковому разнообразию в  информационном обществе, создавая  коммуникационные сети, способные  удовлетворять разнообразные культурные  и образовательные потребности  людей; поощряя участие СМИ  в решении таких вопросов как  развитие местных, региональных  и национальных культур и языков, изучение и охрана культурного  наследия, сохранение культурных  традиций, развитие плюралистических  средств массовой информации;

- выделять более значительные  людские и финансовые ресурсы  на развитие культуры, в том  числе на национальном и региональном  уровне, разработать такие механизмы  привлечения средств, которые  обеспечили бы поддержку развития  культуры бизнесом, осуществлять  прибыльные культурные проекты.

 

Культура не может  отождествляться с идеологической практикой

Государство так или иначе всегда должно заявлять о своих интересах в сфере культуры. В разные периоды и в разных странах объем культурной политики, осуществляемой государством, различен. В том случае, если в обществе есть налаженная система регуляции сферы культуры со стороны бизнеса и общественных организаций, объем культурной политики, осуществляемый государством, невелик. Умеренный характер имеют и направления этой деятельности, как правило, связанные с поддержкой творчества, защитой национальной культуры или противостояния негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры, с административной децентрализацией в сфере культуры, сохранением культуры прошлого, поддержкой новаторства и обновлением культуры, налаживанием взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и на межгосударственном уровне .

Общеизвестно, что  культура в определенной степени  менее других сфер поддается процессу регулирования, и способы ее регулирования  весьма специфичны по сравнению с  другими сферами. Деятельность государства, включенного в культурный процесс, проистекает противоречиво, в частности, вызывает деформацию культурного процесса под влиянием вмешательства власти.

Увлечение идеей  культуры, механически рассматриваемой  как инструмент производимых в обществе изменений, может привести к желанию  полного властвования над культурой: тоталитарное государство прямо  ставит культуру себе на службу, пытается осуществить абсолютный контроль над  этой сферой, подчинить ее своим  государственно-партийным потребностям. Однако исторический опыт показывает, что культура обладает особым свойством  как многомерная и многоаспектная целостность. Она живет в системе  многообразных и взаимообусловленных  связей с внешним миром, существует как нечто целое, сформировавшееся под влиянием сложных взаимодействий между людьми, ситуаций, различного рода обстоятельств, и не может полностью  отождествляться с идеологической практикой.

Тем ли занимается государство? Унифицирующая функция  государства, которое должно отвечать за многообразие культурного развития

Важной стороной методологии, в соответствии с которой  должны определяться приоритеты государственной  культурной политики, является подход, который учитывает нелинейность развития культуры. Каждая из подсистем  культуры может развиваться по собственному пути, с разной силой оказывая воздействие  на состояние системы культуры и  метасистемы социального бытия в целом. Поэтому принципиальное значение для культурной политики имеет понимание разнонаправленности и темповых различий динамических изменений в сфере культуры, выявление механизмов и факторов влияющих на разные уровни культуры.

Очень часто бывает так, что органы культуры на местах занимаются сохранением традиционной культуры, памятниками культуры, а  также политикой, касающейся искусства, прежде всего академических жанров. Это само по себе очень важно. Плохо  же то, что, обращая свои взоры на классику и народное творчество, органы управления сферой культуры часто выпускают  из своего внимания те области, в которых  сегодня наиболее интенсивно проявляется  культурная динамика, и которые являются массово востребованными. Иногда от наиболее решительно настроенных исследователей культуры доводится слышать, что  культура - это вовсе не то, чем  занимаются организации культуры. В  том числе, по их мнению, высокие  формы культуры вовсе не требуют  преимущественного внимания - они выживут в силу своей престижности, - в той мере, в какой выживет сообщество в целом. Такого рода резкие утверждения акцентируют специфику роли государства в жизни общества, выражающуюся в необходимости учитывать в государственной политике формы культуры, которые играют наибольшую роль в процессах социальной регуляции.

Когда-то государство  провело грань между той культурой, которая является государственным  делом, и той, которая находится  за его рамками, и до сих пор  претендует на то, чтобы в своей  деятельности делить культуру на "достояние" и "не достояние". От того, что многое, вызывающее массовый интерес, не попадало под "государственное дело", вырастали  плоды неразумной политики, которая  не учитывала спонтанно возникающих  интересов. Не раз такого рода политика позволяла большим слоям культуры "уходить" в черный рынок, следуя альтернативным путям предложения  культурных услуг. Кстати во многом именно в связи с вопросом о "достоянии" встает комплексный вопрос о том, что такое культурная достаточность  и какое отношение к ней  имеет государственный заказ. Здесь  многое упирается в другие вопросы - оценку интересов людей, жизненных  установок, особенностей взаимодействия с каналами культуры.

Государство в соответствии со своими функциями должно формировать  культурную жизнь общества в целом: с одной стороны, оно должно проводить  собственную культурную политику, а  с другой, призвано выполнять сверхзадачу  согласования культурных потребностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества. Будучи неспособным поддерживать слишком большой разброс в тех картинах мирах, которые формируют в обществе различные субкультуры, оно тем самым заранее поддерживает процессы унификации. В то же время в задачах государства - одновременно и учет гетерогенного характера и многообразия культуры, по сути поощрение культурного многообразия и его регулирования как первейшего условия выживания культуры.

Смысл культурной деятельности государства - не в отрицании "плохой" культуры и приобщении к "хорошей". Важнейшая функция  государственных органов сферы  культуры - создать условия для  развития культурных процессов, включив  финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинно культурную форму (также продемонстрировать успехи в этой сфере на местном  или каком-либо другом уровне). В  дальнейшем - постоянно повышать уровень  культурного предложения, "переводить" потребителей на новый культурный уровень.

За удовлетворение каких культурных потребностей отвечает государство?

Важнейшим аспектом, нуждающимся в подробном обсуждении, является анализ вопроса о том, за удовлетворение какого вида культурных потребностей людей "отвечает" государство, так ли безусловны все предпринимаемые  государством усилия, направленные на сохранение наследия, потенциала творчества и пр.? Находятся ли в соответствии культурные потребности и культурные предложения? Ведь в это же время  ряд динамично развивающихся  сфер, явно претендующих на немаловажную роль в культуре ХХI века, оказываются без должного внимания. Такого рода противоречия необходимо в первую очередь анализировать в изменившихся условиях.

Интенсивное развитие тех или иных форм культуры не исключает ненужности или отрицания других. Культуры не бывает много, и каждый человек в  обществе должен получить возможность  удовлетворять свои культурные потребности, а в идеале - иметь возможность  свободного заказа для самореализации в той или иной культурной сфере. В нормальном обществе культурные потребности  населения должны отслеживаться  и в соответствии с ними строиться  культурная политика. При этом надо иметь в виду, что определенные культурные потребности могут и не получать четкой формулировки, поэтому нуждаются в специальных исследованиях.

Изучение потенциального спроса имеет  важнейшее значение в современных  условиях. При этом если спроса нет, то вполне достижимой целью является его формирование, связанное с  умением воздействовать на глубинные  процессы, под влиянием которых культурная потребность получает свое развитие. Мы сегодня являемся свидетелями, когда  формирование потребности происходит очень быстро и долго удерживается. К сожалению, самые яркие примеры  формирования такого рода спроса дает не деятельность государства, а шоу-бизнес, использующий самые различные технологии: реклама, promotion и т.д.

Все большее значение в культуре приобретает маркетинг, включающий подробное изучение аудитории, различные  социальные и возрастные группы людей, и более того - "выращивание" своей публики, при этом маркетинг  в культуре применяется отнюдь не только при продаже образцов массовой развлекательной продукции. Новые  рыночные стратегии культурных институтов требуют многоступенчатых маркетинговых  программ в искусстве и культуре. Специалисты считают, что менеджер культуры должен умело использовать то, что движет современным человеком, используя в том числе и не только чисто культурные мотивы, которые могут привлечь тех, у кого уже имеются развитые культурные потребности, но и социальные, например, "снобистские" мотивы посещения культурных программ, желание идти в ногу со временем и др. Маркетинговая деятельность в сфере культуры должна определять лицо культурного института и структуру его культурных продуктов, а также увеличивать культурную аудиторию посредством информации о данном институте и рекламы культурных проектов . Это в значительной степени будет влиять на возможности данной организации участвовать в получении необходимых ресурсов, которые сегодня не сводимы к бюджетным, и могут быть получены в результате конкуренции с другими организациями.

В свете новых представлений  о взаимосвязи культуры и развития проблема удовлетворения культурных потребностей начинает приобретать важный ракурс с точки зрения не просто необходимости  учета всего их многообразия. Очень  важной становится проблема обеспечения  функционирования сферы культуры в  соответствии с неуклонно растущим социальным спросом. С методологической точки зрения важнейшей проблемой  деятельности государства становится поддержание культурного плюрализма, который только и может обеспечить максимальное удовлетворение культурных интересов и потребностей всех социально  значимых групп и слоев общества. При этом государство не должно пытаться обеспечить полный охват услуг, расширять  свою деятельность в сфере культуры, - это ведет к нерациональному  использованию ресурсов и усилению нагрузки на бюджет. Удовлетворение потребностей за рамками однородного спроса, дифференцированность доступа к благам и услугам коллективного пользования могут находиться за пределами государственного сектора и быть связаны с использованием преимуществ хозяйствования в других секторах экономики.


Информация о работе Основные проблемы культурной политики в России