Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:26, реферат
Чтобы охватить различные аспекты человеческого развития культурная политика должна значительно измениться, расширить свою базу, исходя прежде всего из понимания того, что устойчивое развитие и расцвет культуры взаимосвязаны, и что человеческий потенциал должен формироваться, исходя из признания важности включения аспектов культуры в стратегии развития. Необходимо такое обновление культурной политики, чтобы в обществе различные субъекты могли активно участвовать в ее построении и организации культурной жизни, сами формировать пути развития людских ресурсов.
Государство и культура
Чтобы охватить различные аспекты человеческого развития культурная политика должна значительно измениться, расширить свою базу, исходя прежде всего из понимания того, что устойчивое развитие и расцвет культуры взаимосвязаны, и что человеческий потенциал должен формироваться, исходя из признания важности включения аспектов культуры в стратегии развития.
Необходимо такое обновление культурной политики, чтобы в обществе различные субъекты могли активно участвовать в ее построении и организации культурной жизни, сами формировать пути развития людских ресурсов.
Одним из итогов Межправительственной конференции в Стокгольме было принятие плана действий по реализации культурной политики. В частности, обозначены принципы, которые должны быть положены в основу действий правительств по реализации целей культурной политики, рассматриваемой как важнейшая составляющая стратегий развития. В плане подчеркивается ответственность правительств за создание условий, которые бы способствовали бы наиболее полной реализации культурных прав человека.
Задачи!
- превращение политики
в области культуры в один
из ключевых элементов
- поощрять творчество
и участие в культурной жизни,
обеспечивая различным
- укреплять политику и
практическую деятельность с
целью сохранения наследия и
содействия развитию индустрии
культуры, что предполагает широкий
спектр мер, начиная от
- содействовать культурному
и языковому разнообразию в
информационном обществе, создавая
коммуникационные сети, способные
удовлетворять разнообразные
- выделять более значительные
людские и финансовые ресурсы
на развитие культуры, в том
числе на национальном и
Культура не может
отождествляться с
Государство так или иначе всегда должно заявлять о своих интересах в сфере культуры. В разные периоды и в разных странах объем культурной политики, осуществляемой государством, различен. В том случае, если в обществе есть налаженная система регуляции сферы культуры со стороны бизнеса и общественных организаций, объем культурной политики, осуществляемый государством, невелик. Умеренный характер имеют и направления этой деятельности, как правило, связанные с поддержкой творчества, защитой национальной культуры или противостояния негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры, с административной децентрализацией в сфере культуры, сохранением культуры прошлого, поддержкой новаторства и обновлением культуры, налаживанием взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и на межгосударственном уровне .
Общеизвестно, что культура в определенной степени менее других сфер поддается процессу регулирования, и способы ее регулирования весьма специфичны по сравнению с другими сферами. Деятельность государства, включенного в культурный процесс, проистекает противоречиво, в частности, вызывает деформацию культурного процесса под влиянием вмешательства власти.
Увлечение идеей
культуры, механически рассматриваемой
как инструмент производимых в обществе
изменений, может привести к желанию
полного властвования над культурой:
тоталитарное государство прямо
ставит культуру себе на службу, пытается
осуществить абсолютный контроль над
этой сферой, подчинить ее своим
государственно-партийным
Тем ли занимается государство? Унифицирующая функция государства, которое должно отвечать за многообразие культурного развития
Важной стороной методологии, в соответствии с которой должны определяться приоритеты государственной культурной политики, является подход, который учитывает нелинейность развития культуры. Каждая из подсистем культуры может развиваться по собственному пути, с разной силой оказывая воздействие на состояние системы культуры и метасистемы социального бытия в целом. Поэтому принципиальное значение для культурной политики имеет понимание разнонаправленности и темповых различий динамических изменений в сфере культуры, выявление механизмов и факторов влияющих на разные уровни культуры.
Очень часто бывает так, что органы культуры на местах занимаются сохранением традиционной культуры, памятниками культуры, а также политикой, касающейся искусства, прежде всего академических жанров. Это само по себе очень важно. Плохо же то, что, обращая свои взоры на классику и народное творчество, органы управления сферой культуры часто выпускают из своего внимания те области, в которых сегодня наиболее интенсивно проявляется культурная динамика, и которые являются массово востребованными. Иногда от наиболее решительно настроенных исследователей культуры доводится слышать, что культура - это вовсе не то, чем занимаются организации культуры. В том числе, по их мнению, высокие формы культуры вовсе не требуют преимущественного внимания - они выживут в силу своей престижности, - в той мере, в какой выживет сообщество в целом. Такого рода резкие утверждения акцентируют специфику роли государства в жизни общества, выражающуюся в необходимости учитывать в государственной политике формы культуры, которые играют наибольшую роль в процессах социальной регуляции.
Когда-то государство
провело грань между той
Государство в соответствии со своими функциями должно формировать культурную жизнь общества в целом: с одной стороны, оно должно проводить собственную культурную политику, а с другой, призвано выполнять сверхзадачу согласования культурных потребностей и интересов всех социально значимых групп и слоев общества. Будучи неспособным поддерживать слишком большой разброс в тех картинах мирах, которые формируют в обществе различные субкультуры, оно тем самым заранее поддерживает процессы унификации. В то же время в задачах государства - одновременно и учет гетерогенного характера и многообразия культуры, по сути поощрение культурного многообразия и его регулирования как первейшего условия выживания культуры.
Смысл культурной деятельности государства - не в отрицании "плохой" культуры и приобщении к "хорошей". Важнейшая функция государственных органов сферы культуры - создать условия для развития культурных процессов, включив финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинно культурную форму (также продемонстрировать успехи в этой сфере на местном или каком-либо другом уровне). В дальнейшем - постоянно повышать уровень культурного предложения, "переводить" потребителей на новый культурный уровень.
За удовлетворение каких культурных потребностей отвечает государство?
Важнейшим аспектом,
нуждающимся в подробном
Интенсивное развитие тех или иных форм культуры не исключает ненужности или отрицания других. Культуры не бывает много, и каждый человек в обществе должен получить возможность удовлетворять свои культурные потребности, а в идеале - иметь возможность свободного заказа для самореализации в той или иной культурной сфере. В нормальном обществе культурные потребности населения должны отслеживаться и в соответствии с ними строиться культурная политика. При этом надо иметь в виду, что определенные культурные потребности могут и не получать четкой формулировки, поэтому нуждаются в специальных исследованиях.
Изучение потенциального спроса имеет важнейшее значение в современных условиях. При этом если спроса нет, то вполне достижимой целью является его формирование, связанное с умением воздействовать на глубинные процессы, под влиянием которых культурная потребность получает свое развитие. Мы сегодня являемся свидетелями, когда формирование потребности происходит очень быстро и долго удерживается. К сожалению, самые яркие примеры формирования такого рода спроса дает не деятельность государства, а шоу-бизнес, использующий самые различные технологии: реклама, promotion и т.д.
Все большее значение в культуре приобретает маркетинг, включающий подробное изучение аудитории, различные социальные и возрастные группы людей, и более того - "выращивание" своей публики, при этом маркетинг в культуре применяется отнюдь не только при продаже образцов массовой развлекательной продукции. Новые рыночные стратегии культурных институтов требуют многоступенчатых маркетинговых программ в искусстве и культуре. Специалисты считают, что менеджер культуры должен умело использовать то, что движет современным человеком, используя в том числе и не только чисто культурные мотивы, которые могут привлечь тех, у кого уже имеются развитые культурные потребности, но и социальные, например, "снобистские" мотивы посещения культурных программ, желание идти в ногу со временем и др. Маркетинговая деятельность в сфере культуры должна определять лицо культурного института и структуру его культурных продуктов, а также увеличивать культурную аудиторию посредством информации о данном институте и рекламы культурных проектов . Это в значительной степени будет влиять на возможности данной организации участвовать в получении необходимых ресурсов, которые сегодня не сводимы к бюджетным, и могут быть получены в результате конкуренции с другими организациями.
В свете новых представлений
о взаимосвязи культуры и развития
проблема удовлетворения культурных потребностей
начинает приобретать важный ракурс
с точки зрения не просто необходимости
учета всего их многообразия. Очень
важной становится проблема обеспечения
функционирования сферы культуры в
соответствии с неуклонно растущим
социальным спросом. С методологической
точки зрения важнейшей проблемой
деятельности государства становится
поддержание культурного
Информация о работе Основные проблемы культурной политики в России