Основные тенденции изменения российской политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить политические системы современного общества, опираясь на учения мыслителей прошлого, и, опираясь на эти знания, определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. В связи целью работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие «политическая система»;
- рассмотреть функции политических систем, выявить роль государства в политической системе;
- охарактеризовать структуру политической системы;
- раскрыть основные тенденции изменения политической системы в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие политической системы 4
1.1 Системный подход к изучению политической жизни 4
1.2 Функции политической системы 6
1.3 Роль государства в политической системе 8
2. Структура политической системы 12
3. Основные тенденции изменения российской политической системы 15
Заключение 17
Библиографический список 19

Файлы: 1 файл

politologia.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

Форма правления характеризует  способ организации государственной  власти в центре и на местах. По этому  критерию выделяются монархии и республики. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Последние подразделяются на дуалистические и парламентарные. Республики бывают президентскими, парламентскими и демократическими. Выделяют также  смешанные формы республики - парламентско-президентские  и наоборот.

Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации  и конфедерации, которые различаются  по принципам и способам территориальной  организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.

По характеру политического  режима, который выражает способы  осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.

Независимо от формы государство  неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.

Все перечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскому  государству. В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской  формой правления. Соответственно и  политическая система с конституционной  точки зрения относится к разряду  демократических Пастухов В.Б. Российский федерализм: политическая и правовая практика // Общественные науки и современность. 2003.- № 3. - С. 55.. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы - государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Основные направления дальнейшего  реформирования политической системы  и государства в России связаны  с последовательным становлением в  стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

 

2. Структура политической  системы

Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения  между ними. Политическая система  складывается из подсистем трех уровней  власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или  верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном  макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо- ) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции.

На том же уровне располагаются  теневые, скрытые политические структуры  и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.

Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

Структуры среднего уровня служат связующим  звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных  центров власти обществу и его  ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении  политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок и т.д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.

Микроуровень политической системы  образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных  организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах  ее демократической организации. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется  общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная  часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур  отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем расположено  все, в принципе, общество и все  его граждане, с их политическими  взглядами, формами участия в  совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально  разделяют их по разным уровням.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в  основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом  построены и ее подсистемы, имеющие  вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические  структуры и отношения между  ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных  задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

 

3. Основные тенденции изменения  российской политической системы

С приходом к власти В. Путина были четко обозначены направления деятельности Президента и Правительства РФ, в  том числе и в отношении  политических систем субъектов Федерации. Под лозунгом усиления вертикали власти Путин начал проводить четыре типа мероприятий:

- законодательная централизация;

- административная централизация;

- финансовая централизация;

- политическая централизация.

Культ Президента В. Путина создавался политическими технологами не только для народа, но и в Администрации, в самой исполнительной ветви  власти. Культ Путина отличался от культа, например, Сталина механизмами  создания. Он создавался как собирательный  образ через привязки к конкретным ценностям (позиционирование его как  волевого, сильного человека, серьезно занимающегося спортом, а следовательно, целеустремленного и успешного в этой сфере, и т.д.). Фигура Президента становится сакральной. Примечательно, что это проявляется и в государственной администрации, где формируется своеобразная «административная мода» -- использование значков, ручек и др. с изображением Президента; портреты Путина в каждом кабинете, размер которых тем больше, чем выше пост занимающего кабинет. То есть все, что связано с Путиным, уже интегрировано в административную психологию как знак престижа.

По сути, культ Путина занимал  в массовом сознании ту нишу, которую  занимали марксистская идеология и  культ генсека. На сегодняшний день в российском обществе складывается такая же ситуация с новоизбранным  Президентом, что говорит о цикличности  развития политических систем.

Тенденция движения российской политической системы к модели со сдвигом в сторону мобилизационной элитарной системы менее предпочтительна для формирующейся политической системы России, т.к. это шаг назад к советской модели, в отличие от тенденции движения к реальному федерализму, что было бы шагом вперед к демократической, согласительной системе. От того, какая тенденция возьмет верх или будет приоритетной, зависит дальнейшее складывание российской политической системы.

 

Заключение

Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности  политического мира, о возможности  его анализа с позиций самых  разных критериев. С это точки  зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может  характеризоваться с помощью  различных показателей и иметь  различные определения и классификации.

Использование вышеупомянутых критериев  и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более  объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

Главные элементы политической системы  общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, законодательстве, и регулируют принципы формирования деятельности органов  государственной власти, права и  обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций. Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цеди и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности. Именно благодаря организации осуществляет перевод идеологической или моральной силы в материальную, к становятся правилами поведения. Организация в следствие выступает важнейшим средством формирования единой воли.

Разные системы обладают разными  механизмами сопротивления внешним  воздействиям. Внутренние кризисы, противоречивость процессов, присущих политическим системам свидетельствуют о необходимости  корректировок либо политики, либо системы. Политическое поведение деятелей должно быть исключительно внимательным к появлению кризисных явлений  и тупиковых процессов. На ранних стадиях всегда возможно их урегулировать  без серьезных потерь.

Политическая система относится  к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внешних факторов. Политология внимательно изучает  все эти влияния, дабы дать возможность  прогнозирования политических ситуаций.

 

Библиографический список

1. Скоробогацкий В.В. Социокультурный анализ власти. - Екатеринбург, 2012. - 352 с.

2. Борисов В. К. Теория политической системы. - М., 2011.- 241 с.

3. Селезнев Л.И. Политические  системы современности: сравнительный  анализ. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2005. - 254 с.

4. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2010. - 400 с.

5. Пастухов В.Б. Российский федерализм: политическая и правовая практика // Общественные науки и современность. - 2011.- № 3. - 82 с.

6. Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии.- М., 2005. - 381 с.

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%E8%F2%EE%EB%EE%E3%E8%FF

 

8. http://otherreferats.allbest.ru/political/00069705_0.html

Информация о работе Основные тенденции изменения российской политической системы