Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 14:33, реферат
Цель данной работы: изучение и характеристика основных политических режимов.
Задачи, которые необходимо решить:
1. Исследовать методическую и учебную литературу по данной теме.
3. Раскрыть понятие, сущность и специфику классификаций политических режимов.
4. Охарактеризовать основные политические режимы.
Введение
1.Сущность политического режима
2. Классификация политических режимов
3. Типы политических режимов
3.1. Тоталитаризм
3.2 Авторитарные режимы
3.3 Демократические режимы
Заключение
Список используемой литературы
Характерная особенность тоталитарного режима — отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или армейские директивы приобретают силу закона. Демократические права и свободы граждан существенно ограничиваются, интересы личности оказываются подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.
3.2 Авторитарные режимы
Авторитарные режимы, выражая интересы соответствующих социальных слоев и групп, определенного политического класса, обычно содействуют развитию рыночных отношений в экономике и социуме при общем директивном контроле над ними. Эти режимы используют широкий ряд политических методов и приемов сохранения своей власти и руководства обществом. Среди них: создание соответствующей политико-правовой базы режима, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный (или направляемый) политический плюрализм, который выражается в том, что власти прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов и т.д. Характерен также контроль над основными средствами массовой информации, которые выступают апологетами режима.
«Не допуская сильной оппозиционной политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во вне-политических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, может направляться как на поддержку национального капитала, так и олигархических групп, связанных с режимом».
Особую разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых государствах Арабского Востока, где и сегодня сохраняется традиционная форма правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты государственной власти в руках монарха, занимающего трон в установленном порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.
Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Республики Корея, о. Тайвань и других «новых индустриальных стран», где после двух-трех десятилетий быстрого экономического развития «конструктивный потенциал» авторитаризма начинает исчерпываться и, по-видимому, наступает время определенных демократических реформ. Повышение образовательного и культурного уровня населения ряда, ранее экономически отсталых регионов мира, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление международных контактов в условиях глобализации — все это является стимулом к осуществлению тех или иных демократических преобразований.
3.3 Демократические режимы
Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.
Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми традициями демократии, либерализма и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических режимов:
1) признание народа в
качестве источника власти: выборность
основных органов власти и
должностных лиц, их подотчетность
избирателям; подконтрольность и
ответственность
2) провозглашение основных демократических прав и свобод; равенство всех граждан перед законом; легальное существование плюрализма во всех сферах общества (эконономической, социальной, политической, информационной и др.), наличие развитой дву- или многопартийности;
3) построение государственного
устройства по принципу «
4) создание необходимых
условий для развития «
В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить желания наиболее могущественных групп.
Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей достаточно редки. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что судьба «народных избранников» в конечном счете зависит от воли избирателей, и, для того чтобы получить или сохранить уже имеющиеся властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.
В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы, а для того чтобы воспользоваться свободой слова или печати, необходимо располагать определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права на свободу слова, но и выступать в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах наиболее могущественных социальных сил.
Мерилом действенности демократического режима является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, возможности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.
Заключение
Политический режим одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Он дает представление о сущности государственной власти, способах формирования политических институтов, стиле и методах политического управления, объемах прав и свобод человека, формах взаимодействия государства и общества.
Государственная система обеспечивает не только стабилизацию и формализацию политических отношений, но одновременно является и ареной острой борьбы за власть политических партий и группировок. Государственная политика отражает определенные идеологические ориентиры, связана с теми или иными социальными интересами. Решение задач государственной политики может достигаться совершенно разными методами, на основе тесного взаимодействия с институтами гражданского общества или, напротив, вопреки их влиянию. Для характеристики всех этих аспектов функционирования государственной системы служит понятие «политический режим».
В силу различных проблем, постоянного соперничества политическая ситуация меняется и к власти могут приходить различные политические течения, устанавливающие свой режим, следовательно политические режимы подвижны.
Разновидности политических режимов зависят от:
1. Цели и задач, которые ставят господствующие классы и их партии. Политический курс - цель, а политический режим - средство достижения цели.
2. Идеологическая направленность господствующего класса.
3. Соотношение и острота классовой борьбы.
4. Политическое сознание людей и политическая культура: более развитые страны - более демократический режим.
5. Установление политических
режимов в обществе в
6. Зависит от типа, форм правления государства, необходимости его функционирования.
Таким образом, установление и функционирование политических режимов зависит от внутренней и внешней политической среды.
В ходе становления и развития различных политических систем оформились 3 основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Демократический политический режим - форма государства, при которой народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Существуют различные концепции демократии: либеральная, коллективистская, плюралистическая, элитарная и др.
Тоталитарный политических режим характеризуется полным подчинением (тотальным контролем) всех сфер жизнедеятельности общества государством.
Авторитарный политический режим предполагает концентрацию всей полноты власти у одного лица или правящей группы. В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме не существует тотального контроля, но реальная оппозиция подавляется.
Признаки авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1) Централизация власти; 2) безапелляционный командный метод руководства, 3) безусловное повиновение. Все эти свойства сводятся к акценту на принуждение к исполнению воли правящего.
Выделяют также гибридные политические режимы, заключающие в себе черты авторитаризма и демократии. К их разновидностям относятся диктократия, демократия, делегативная демократия и др.
Список используемой литературы
1. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Эксмо. - 256 с.
2. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс) / М.Ю. Зеленков. - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
3. Кравченко В.И. Основы политологии. Учеб. пособие / В.И. Кравченко. - СПб.: СПбГУАП, 2001. - 128 с.
4. Курьянов М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с.
5. Макошев А.П. Политическая география и геополитика. Пособие / А.П. Макошев. – Горно-Алтайск: Рио Гагу, 2006. - 103 с.
6. Политология: конспект лекций / Л.К. Синяков и др. - Минск: БГУИР, 2004. -139 с.
7. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. - М.: Гардарики, 2001. - 328 с.
8. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.
9. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А. Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
10. Сахаров Г.В. Политология: курс интенсивной подготовки. Ч. 1, 2. / Г.В. Сахаров. – Витебск: УО ФПБ МИТСО, 2008. – 92 с.; 112 с.
11. Ильин М.В. Основные методологические
проблемы сравнительной
12. Голосов Г.В. Сравнительная политология: Учебник / Г.В. Голосов. - СПб.: Европейский университет, 2001. - С. 68.
13. Энлрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. Пер. с англ. / Ч. Энлрейн. - М.: Ифра-М, 2000. - С. 19.
14. Гельман В. Демократия избыточная или недостаточная? (И вновь о природе политической системы современной России) // Pro et contra. - 1998. - № 4. - С. 168.