Основы политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 14:57, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить и показать основы политологии
Задачи:
Изучить предмет политологии;
Рассмотреть основные положения политического учения Платона;
Рассмотреть источники власти и природу демократии;
Изучить общие признаки и функции государства;
Раскрыть основные понятия и механизм избирательной компании.

Файлы: 1 файл

политология реферат 1.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО клиента:

 

Тема работы / вариант:

 

Дисциплина:

Политология


 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политология представляет собой интегральную дисциплину, которая изучает политику во всех ее проявлениях, а также является базой для развития для других политических наук. Политология обобщает и систематизирует политические знания, изучает политическое сознание и политические институты, рассматривает политику, как в статике, так и в динамике, анализирует политические процессы на разном уровне. А также занимается изучением политических субъектов, выясняет природу политической власти в обществе и технологию ее осуществления.

Актуальность изучения политологии имеет большое значение так, как политические знания необходимы любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку он взаимодействует с другими людьми и государством.

Цель работы: изучить и показать основы политологии

Задачи:

  1. Изучить предмет политологии;
  2. Рассмотреть основные положения политического учения Платона;
  3. Рассмотреть источники власти и природу демократии;
  4. Изучить общие признаки и функции государства;
  5. Раскрыть основные понятия и механизм избирательной компании.

Объект исследования. Политика и политическая деятельность.

Предмет исследования: политические процессы

Методы исследования: изучение, анализ, систематизация данных об основах политологии.

Теоретическая базой контрольной работы послужила современная литература следующих авторов: Зеленков М.Ю., Мухаев Р.Т., Лавриненко В.Н., внесших существенный вклад в исследование темы данной работы.

 

  1.   Предмет политологии

Политология представляет собой науку о политике. В политологии существуют различные точки зрения на ее предмет.

В античное время предметом политологии выступала вся деятельность государства, связанная с политикой.

В современных условиях одни политологи определяют предмет политологии как политик, другие же утверждают, что предметом политологии выступает политическая сфера жизнедеятельности людей [2, c. 12].

Предметом изучения политологии выступают закономерности становления, функционирования и изменения политической власти по следующим направлениям:

- политическая власть  ее сущность, принципы, формы, институты;

- государство: формы государственного устройства и проблемы политических режимов;

- политическое лидерство;

- политические партии  и их движение;

- современные избирательные  системы;

- содержание, форма и  структура политических процессов;

- формирование и развитие политической культуры.

Таким образом, предметом изучения политологии является государство и другие политические явления, которые в первую очередь связаны с отношениями социальных субъектов по поводу политической власти, гражданских прав и свобод.

 

  1. Основные положения политического учения Платона

Платон (427-347 до н.э.) – это величайший философ античности. Он создал 34 диалога, среди них можно выделить диалоги о политике: «Политика», «Государство», «Законы».

Платон считал, что в роли механизма обеспечения жизни общества как единого целого, который добивается общего согласия, выступает государство [3, c. 43].

По мнению Платона, государство возникло из следующих потребностей людей:

  1. потребность преодоления хаоса и определенной организации жизни общества;
  2. потребность в установлении социальной справедливости между людьми.

Основой создания идеального государства Платон считал справедливость, которой посвящено произведение «Государство». Справедливость является следствием мудрости и добродетели для ее осуществления необходимо воспитывать людей в духе понимания и справедливости в отношении каждого человека к другим людям и государству. Необходимо бороться с несправедливостью, так как несправедливые люди, получившие в свои руки власть, будут ее использовать в своих целях. Тем самым у несправедливости получится больше власти, чем у справедливости. Следовательно, необходимо воспрепятствование несправедливому захвату, а также использованию власти.

Основополагающими добродетелями идеального государства, по мнению Платона, являются: мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость [4, c. 92].

Платон характеризовал мудрость как основа принятия здравых решений, которые способствуют осуществлению руководства над внутренними и внешними отношениями. Данные решения должны принимать философы. Мужественность он отнес к воинам и стражам государства, так как их основная цель это ревностное служение государственной пользе. Рассудительность и благоразумие характерно для земледельцев и ремесленников. Рассудительность должна проявляться в подчинении чувств и страстей человека его разуму в интересах общества и непосредственно государства. Справедливость является общей добродетелью для всех людей, которая проявляется в том, что каждый человек находится на своем месте и делает для общества и государства в целом максимум полезного.

Платон выделял правильные типы государств – это монархия и аристократия и неправильные – тимократия, олигархия, демократия, тирания.

Рассмотрим его мнение по данным типам устройства государства более подробно (таблица 1).

Таблица 1. Характеристика типов государств по Платону

№ п/п

Тип государства

Характеристика по Платону

Искаженные типы государств

1.

Тимократия

тип власти, при котором правящие люди будут вечно воевать. Данный тип достаточно близок к идеальному типу, но характеризуется стремлением обладать богатством, которое и губит идеальный строй. Данный строй переходит в следующий тип государства – олигархия.

2.

Олигархия

тип государства, при котором вся власть принадлежит меньшинству, у которых имеются скопления богатств. Олигархия основана на имущественном цензе. В последствие она переходит к демократии.

3.

Демократия

тип государства, при котором вся власть принадлежит народу, бедным. Они уничтожают некоторых своих противников, либо изгоняют их, а остальных уравнивают в гражданских правах. Демократия ведет к разрушению социального порядка, которая порождает хаос, так как каждый человек имеет свою правоту. Данный хаос можно преодолеть только посредством тирании.

4.

Тирания

наихудший тип государства, так как власть тиранов проявляется в насилии. Тирания приводит к тому, что интерес одного индивида заменяет интересы всего общества, следовательно, государственная цель является личной целью.

Идеальные формы правления

5.

Монархия или республика

являются идеальными для осуществления правления. Они выступают залогом политической стабильности. Управление таким типом государства  осуществляется философами, мудрость которых способствует справедливости.


Таким образом, идеальное государство, образует, по мнению Платона, такие формы как монархия и республика, основанные на мудрости философов и справедливости. Идеальное государство является достижимым, но не вечным, так как человек может меняться в худшую сторону. Следовательно, происходит круговорот пяти видов государственного устройства: монархию или республику сменяет тимократия, ей на смену приходит олигархия, далее следует демократия, которая приводит к тирании.

Платон также считал, что идеальное государство невозможно построить без законов, которые направлены на наведение порядка, а также обеспечение условий для развития личности, совершенствование отношений между людьми, между личностью и обществом и государством.

Таким образом, основные учения Платона заключались в следующем: государство возникает вследствие потребностей преодоление хаоса и социальной справедливости. Идеальное государство строится на мудрости, мужестве, рассудительности и справедливости. Идеальные типы государств, для осуществления управления являются монархия и республика. Идеальное государство не может существовать безе законов.

 

  1. Источники власти и природа демократии

В широком смысле, демократия представляет собой общественную систему, которая основана на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида.

В узком смысле демократия является формой государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть [7, c. 83].

В самом простом понимании демократия это власть народа.

Источниками власти при демократии выступает сам народ, который избирает своих представителей и наделяет их правом решать любой вопрос, оперируя собственным мнением.

Рассмотрим, как осуществляется и функционирует демократический политический режим, представленный на рисунке 1.


 








 







Рисунок 1. Характеристика демократического политического режима

Демократия требует от человека гражданской идентичности, то есть восприятия человеком самого себя как члена общества, который выбирает путь совместно с другими людьми.

Основополагающая демократии – это законность действий граждан, включая лидеров верхнего эшелона.

Рассмотрим наиболее распространенные формы демократии, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Формы демократии

№ п/п

Форма демократии

Характеристика

1.

Прямая демократия

характеризуется тем, что форма народовластия основана на принятии политических решений непосредственно всеми гражданами без исключения, например, на референдуме.

2.

Плебисцитарная демократия

форма народовластия, характеризующаяся наличием сильных авторитарных тенденций, в рамках которых лидер режима использует одобрение масс как основное средство легитимации (добровольное согласие народа с властью) своих политических решений. Примером может послужить военная демократия, основанная на элементах общинного и родоплеменного строя.

3.

Представительная (плюралистическая)

форма народовластия, характеризующаяся тем, что граждане участвуют в принятии политических решений не лично, а через своих представителей, которых они выбрали, и которые ответственны перед ними.

4.

Цензовая демократия

форма народовластия, характеризующаяся тем, что избирательное право принадлежит ограниченному кругу граждан. В зависимости от характера ограничений цензовая демократия может быть элитарной и классовой: пролетарская, буржуазная демократия.


Таким образом, демократия – это политический режим, при котором вся власть сосредоточена у народа. Народ выступает в качестве источника власти. Политическая власть осуществляется на добровольном согласии народа с властью в соответствии с принятыми законами, которые наделяют граждан широкими возможностями для реализации своих потребностей и интересов. Выделяют несколько разновидностей форм демократии: прямая, плебисцитарная, представительная, цензовая. Несмотря на то что данные формы демократии имеют существенные различия, современный этап политического развития характеризуется их постепенным сближением и интеграцией. Основным элементом демократического строя выступает система партиципации, которая характеризуется народным волеизъявлением. Данная система опирается на различные институты, но подразумевает образование основных ветвей власти в ходе всеобщих, тайных, преимущественно прямых выборов. А также решение наиболее важных государственных вопросов в ходе референдумов, действие региональных органов местного самоуправления. Одно из важнейших характеристик партиципации является соблюдение свободы слова, печати, деятельности общественно-политических организаций. Следовательно, демократия как система народовластия может быть универсальной основой политического развития человечества в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

  1. Общие признаки и функции государства

Государство представляет собой организацию политической власти, которая содействует преимущественному осуществлению конкретных интересов, таких как классовых, религиозных, общечеловеческих, национальных и т.п. в пределах определенной территории.

Рассмотрим структуру государства, представленную на рисунке 2.



 







 

 

Рисунок 2. Схема структуры государства

Рассмотрим общие признаки государства:

  1. Государство – это единая территориальная организация политической власти, которая осуществляется по всей стране. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивают институт гражданства, в котором проявляется сущность государства для каждого индивида. Для того чтобы осуществить власть на определенной территории, необходимо установить государственные границы, которые отделяют одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой исполнительной, законодательной, судебной властью [6, c. 296].
  2. Государство является организацией политической власти, которая обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые призваны управлять обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, судебной, исполнительной власти. Для того, чтобы поддерживать нормальные условия существования общества государство может применять принуждение, осуществляя посредством органов насилия, а именно армия, служба безопасности и порядка.
  3. Государство организует общественную жизнь на основе право. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, которые имеют обязательный характер. Требования правовых норм государство осуществляет посредством таких органов, как суды и администрация.
  4. Государство – это суверенная организация власти, которая выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственно власти проявляется в: обязательности ее решений для населения; возможность отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в обладании исключительными правами такими как, право издания закона, которые носят для населения обязательный характер; наличие специальных средств воздействия на население.
  5. Государство является системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность.

Информация о работе Основы политологии