Особенности формирования гражданского общества в нашей стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Что такое демократия? Термин проис¬ходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» — народ и «kratos» — власть, форма правления, при которой власть находится в руках народа. Древний мир знал только непосредственную демократию, когда народ (рабы, разумеется, за народ не считались) сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного “народоправства”.
Позднее понятие демократии было распространено на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускалось, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работа по политологии.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

Самостоятельная работа

по дисциплине:

Политология

по теме:

1.Демократия - это рискованная  форма развития? Да или нет?

2.Особенности формирования гражданского общества в нашей стране.

 

 

 

Исполнитель: студентка

Специальность:

Государственное и муниципальное управление

Группа: ГМУ -13 ТД

Ударцева Ольга  Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

  1. Демократия – это рискованная форма развития? Да или нет?

Что такое  демократия? Термин происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» — народ и «kratos» — власть,  форма  правления, при которой власть находится в руках народа. Древний мир знал только непосредственную демократию, когда народ (рабы, разумеется, за народ не считались) сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного “народоправства”.

Позднее понятие  демократии было распространено на все  формы государства, в котором  народу принадлежит верховенство в  установлении власти и контроль над  нею. При этом допускалось, что свою верховную власть народ может  проявлять как непосредственно, так и через представителей.

    В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях: прямая, представительная, конституционная, социальная.

Демократическая форма  правления хороша своими показателями: честные и свободные выборы; система избрания законодательной власти; система избрания исполнительной власти, свобода печати; свобода деятельности оппозиционных групп и организаций; правительственные санкции. Демократия представляет собой образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность.  Благодаря достоинствам  демократии большинство стран мира предпочло ее тоталитарным и авторитарным формам правления. При демократии сила отодвинута на задний план и оставлена про запас в качестве последнего аргумента, а конфликты разрешаются путем соглашений, компромиссов, судебных разбирательств

Но у демократии есть оборотная сторона. Когда страна не готова к демократии, различные свободы на практике оказываются потаканием низменным  инстинктам представителей определенной части общества. Свобода коммерции оборачивается дикой спекуляцией и разворовыванием национальных богатств. Свобода слова, печати - продажностью средств массовой информации. Запустению предаются все сферы общественной жизни. И тогда измученные подобной «демократией» люди начинают мечтать о «железном порядке».

Ставя вопрос о недостатках  демократии, и признав, что нет  и не может быть совершенной демократии, я все-таки хочу согласиться со словами  У.Черчилля, который говорил что «демократия — ужасная форма правления, если не считать всех остальных». Разумеется, так оно и есть: несмотря на все недостатки, демократия самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных.

Не правы те, кто  представляют демократию идеальным  политическим режимом. На практике демократия не является властью народа. Можно отметить, что при демократии существует реальное неравенство людей и их способностей, преимущество статусов институтов власти перед статусом личности. Народ нигде не правит,  управляют правительства, чиновники и бюрократы. В целом демократическая форма правления характеризуется не отсутствием элит, а наличием множества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей различными способами. Предпочтение избирателей, как ни странно, определяется не столько преимуществами одной элиты перед другими, сколько бюджетом партии, коалиции, объединения в котором состоит данный политический класс, так как с увеличением расходов на пропаганду и агитацию увеличивается число голосов избирателей. Несовершенство данной системы определяет состав парламента, который в свою очередь определяет политику страны на несколько лет. Но, возможно, одним из самых существенных противоречий демократии является то, что, несмотря на провозглашение и даже законодательное закрепление равенства в распределении прав и полномочий граждан, демократия не в состоянии обеспечить это равноправие на деле. В силу этого, к примеру, рядовой гражданин и владелец контрольного пакета акций «Лукойл» в действительности обладают разным весом при демократическом принятии решений. Иными словами, демократия не может уничтожить преобладающего влияния на власть групп, объединений или отдельных граждан, владеющих важнейшими экономическими, информационными, силовыми и иными ресурсами.

Демократия имеет сильные и слабые стороны, демократическая форма правления связана с целым рядом издержек, но при всем том человечество еще не придумало более эффективную и вместе с тем более соответствующую воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления.

Противоречия и проблемы развития демократии показывают, что  она представляет собой принципиально  открытое различным альтернативам и вместе с тем весьма несовершенное устройство власти. Более того, она не является единственно возможной и тем более привлекательной для всех стран и народов формой правления. К тому же ущербная, несовершенная демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические и тоталитарные режимы. И все же,  именно демократия является сегодня единственной и наиболее оптимальной формой политического согласования и обеспечения разнообразных интересов и гарантии основополагающих прав граждан. В тех странах, где элиты и рядовые граждане стремятся к соблюдению прав человека, где высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к интересам других народов, там демократия может буквально преобразить их повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному и социальному благополучию.

Демократия – это рискованная  форма развития. У людей всегда остается потребность продолжать совершенствование до бесконечности призрачного абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить.

Лично для меня демократия -  самый лучший на сегодняшний  день политический режим, и я искренне хочу, чтобы каждый из нас наслаждался  свободой, справедливостью, властью, защищая  свои права и следуя двум великим  истинам: «Первая: источник верховной власти – народ; вторая: он должен ее осуществить». (Антуан Ривароль)

 

2.Особенности  формирования гражданского общества  в нашей стране.

 

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Характерными признаками современного гражданского общества являются:

- Наличие в обществе  свободных владельцев средств  производства;

- развитость и разветвленность  демократии;

- правовая защищенность  граждан

- определенный уровень  гражданской культуры.

 Основными элементами гражданского общества являются:

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов. Основной формой участия гражданского общества в делах государства, как основного института политической власти, являются выборы и референдумы.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

В качестве точек отсчета  можно считать отмену крепостного  права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.

Реформа местного самоуправления:

  • создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
  • выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
  • часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

  • устанавливалось равенство всех перед законом;
  • вводилось разделение судебной и административной властей;
  • устанавливалась несменяемость судей;
  • вводились независимые адвокатуры;
  • вводился суд присяжных.

Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.

Революция 1905-1907 гг стала  новым этапом формирования гражданского общества: появляются политические партии, профсоюзы. Считается, что позже  в период СССР гражданское общество было несовместимо с тоталитарным государством. Однако в повышении уровня самоорганизации и гражданственности общества большую роль сыграли семья, школы, трудовой коллектив, культура, советский корпоративизм.

После распада СССР россиянам  было свойственно: "настроенческий" характер социального недовольства, низкий уровень готовности к объединению с другими людьми с целью совместного решения актуальных проблем, низкий уровень взаимного доверия. Однако в постсоветское время происходит либерализация общественного сознания, утверждение новых ценностных установок, появляется активное меньшинство.

 Складывание многопартийности  в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем  в странах Западной Европы  и США. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

В настоящее время  в России сложились, действуют некоторые  элементы гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • массовые общественные организации;
  • ассоциации производителей и общества потребителей;
  • конфессиональные общности;
  • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  • творческие союзы и организации;
  • спортивные объединения.

Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

- не обеспечивается  равенство граждан и организаций  перед законом и судом. Об  этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

- ставится под сомнение  свобода слова и прессы - через  различные формы давления на  средства массовой информации, неугодные  властям;

- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;

- наличие устойчивых  стереотипов массового политического  сознания, системы ценностей, сформированных  тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, порождают психологический дискомфорт у большей части населения;

- отсутствие у населения  адекватного понимания сущности  социально-экономических и политических  процессов;

- гражданская апатия населения;

- отсутствие политической  культуры гражданственности у  подавляющей части общества и  т.д.

- сохраняются неравные  условия доступа к образованию,  здравоохранению и культуре, что  ограничивает свободу развития  личности;

- не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.

Правовое государство  возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное  российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.

Я считаю, что современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Информация о работе Особенности формирования гражданского общества в нашей стране