Особенности политических партий сегодняшней России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом. Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразных научных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Формирование политических партий
1.1 Понятие, основные признаки и структура политических партий……...5
1.2 Происхождение партий и процесс их становления……………………..8
2. Особенности политических партий сегодняшней России
2.1 Становление многопартийности в России……………………………...12
2.2 Современные политические партии. Программы некоторых современных политических партий…………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………..21

Файлы: 1 файл

политология1.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.

Политические партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Они явились продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждого конкретного государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  политических партий сегодняшней  России

2.1 Становление  многопартийности в России

 

Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном преобразовании отголосков тоталитарной политической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями в совершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть - демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.

Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть − от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола, часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушает гражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.

Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР "об общественных объединениях". Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.

Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти.

Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам − около 1-1,5 тыс. человек).

Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри − и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, а также призывы М.С. Горбачева к созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.

Волна "народофронтовского" движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания − подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.

Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.

К этому периоду относится появление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.

1988 − 1990 годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов "народные фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постояннодействующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.

В конце 1990 − первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой-весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика в формировании партий, когда первоначально складывается руководство, которые затем ищет потенциальных членов и избирателей.

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.

Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множество элементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (в т. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственных участников, соревновавшихся за депутатские мандаты.

После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей.

Однако, как показала практика, эта возможность была практически сведена на "нет" отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партии зачастую оказались изолированы от механизма принятия государственных решений, получив минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.

Таким образом, появление множества партий в России еще не свидетельствует о наличии многопартийной системы. Речь может идти лишь о ее становлении и законодательном оформлении. Серьезным препятствием на этом пути является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества.

Нельзя представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.

 

2.2 Современные  политические партии. Программы  некоторых современных политических  партий

 

Согласно информации с вебсайта Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 19 апреля 2012 года, в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", было зарегистрировано 7 политических партий:

    • Единая Россия
    • КПРФ
    • ЛДПР
    • Справедливая Россия
    • Патриоты России
    • РОДП "Яблоко"
    • "Правое дело"

Партия Единая Россия создана 1 декабря 2001г. Лидером партии является Владимир Путин. Председатель Правительства Российской ФедерацииДанная партия является консервативной, официальная идеологическая платформа партии, описывается её лидерами как центризм и консерватизм предполагает государственническую позицию. Партия поддерживает курс действующего правительства и президента. Стратегическая цель "Единой России" "Российская газета" Федеральный выпуск №4514 от 09. 11. 07. - строительство России как великой державы на основе исторических традиций и самобытных культурных ценностей ее народов, лучших достижений мировой цивилизации.

Партия КПРФ - левая политическая партия в РФ, самая массовая партия из левых партий РФ, образованная по инициативе партии КП РСФСР и КПСС. Партия образовалась в феврале 1999года. Председатель партии − Геннадий Андреевич Зюганов. Цель: построение в России обновленного социализма 21 века.

Либерально-демократическая партия России (сокращёно ЛДПР) − политическая партия в Российской Федерации. Создана 14 декабря 1992 года. Является прямым наследником Либерально-демократической партии Советского Союза. Председателем партии является Владимир Жириновский. Несмотря на своё название, по мнению многих политологов ЛДПР не придерживается идей либеральной демократии. В социальной сфере партия придерживается идей национализма и патриотизма, а в экономической сфере они придерживаются теории смешанной экономики. С момента своего существования позиционирует себя как оппозиционная партия.

"Патриомты Россими" (Политическая партия "Патриоты России") − умеренно левая политическая партия в Российской Федерации, созданная в результате откола от КПРФ. Зарегистрирована как Политическая партия "Патриоты России" в июле 2005 г. Главная стратегическая цель партии − создание в Российской Федерации общества равных возможностей, гармонично сочетающего политическую стабильность, социальную справедливость и устойчивое экономическое развитие. Партия стремится к объединению всех оппозиционных сил страны на базе патриотизма, основываясь на социалистических, социал-демократических и центристских взглядах на развитие общества и государства. Партия отвергает радикализм, экстремизм, шовинизм и национализм в любых их проявлениях. Лидер партии - Геннадий Семигин. председатель Народного правительства

Всероссийская политическая партия "Правое дело" − правоцентристская российская политическая партия, созданная 16 ноября 2008 года на основе трёх партий, декларировавших либеральную направленность (Гражданская сила, Демократическая партия России, Союз правых сил). С сентября 2011 года руководителем партии является Андрей Дунаев. Идеология: либерализм, неолиберализм, либерал-консерватизм.

"Справедлимвая Россимя" (СР, эсеры) − левоцентристская политическая партия в России, придерживающаяся идеологии социал-демократии и модернизированного социализма. Председатель партии с 2011 года − Николай Левичев, руководитель фракции в Государственной думе − Сергей Миронов, который может отменить любое решение любого органа партии, включая председателя партии. Идеология: социал-демократия, демократический социализм.

Россимйская объединённая демократимческая памртия "Ямблоко" − официально зарегистрированная социал-либеральная политическая партия современной России. Идеология: социальный либерализм, социал-демократия. Лидером партии является Сергей Митрохин.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Политическая партия − одно из важных достижений цивилизации,необходимый для нормальной общественной жизни политический институт.

Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль − агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

Партии выступают существенным элементом политической системы общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания.

Информация о работе Особенности политических партий сегодняшней России