В XX веке в истории России
произошли три крупнейших события,
имевших этапное, судьбоносное значение
для ее политического развития, оказавших
существенное влияние на генезис
ее политико-правовой мысли: первая русская
революция (1905-1907) и создание думской
монархии; революция 1917 года; распад СССР
(1991) и становление современной
России.
Первая русская революция,
начавшаяся в 1905 году, оказала серьезное
воздействие на политическое и идеологическое
развитие страны, вызвала к жизни
необходимость принятия важных политико-правовых
документов, привела к созданию думской
монархии и многопартийной системы.
Учреждение многопартийности
в России, существование «думской»
политической трибуны с 1906 года оказало
важное влияние на развитие ее политической
мысли: она стала более структурированной,
ее основные направления нашли адекватное
отражение в программах политических
партий. Консервативно-реакционное
напрвление политической мысли отражалось
в программе партии “Союз 17 октября”,
где говорилось о том, что она поддерживает
институт конституционной монархии и
правительства, которое не зависит от
народного представительства.
До 1917 года политическая мысль
России продолжала развиваться в
традиционных направлениях: консерватизм,
либерализм, социализм. Выразителями консервативной
политической мысли выступали идеологи,
защищавшие основные самодержавно-помещичьи
принципы устройства России. Среди
них были: А.И. Гучков, князь Г.Е. Львов,
М.В. Родзянко и другие.
Важным, неотъемлемым направлением
политической мысли России стали
социал-демократические идеи и доктрины.
Сторонники умеренного крыла социал-демократии
(Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов) делали акцент
на реализации экономических требований
пролетариата, реформировании существовавшего
строя, признавали положительную роль
буржуазии в демократических преобразованиях,
полагали, что Россия должна пройти длинный
и трудный путь капиталистического развития.
Ведущим теоретиком “большевизма”
явился В.И. Ленин. К числу важнейших
положений “ленинизма” можно
отнести: учение о партии нового типа,
построенной на принципах демократического
центризма, идею о гегемонии пролетариата,
его партии в буржуазно-демократической
революции в России и возможности
ее перерастания в социалистическую,
стратегию и тактику пролетарской
партии на различных этапах революционного
процесса. Ключевой в лениниской теории
является концепция партии нового типа,
ее роли и места в Советах – органах власти
трудящихся. II Съезд Советов, на котором
большинство делегатов представляли РСДПР
и партию левых социалистов и революционеров,
в октябре принял решение о переходе к
нему государственной власти, а В.И. Ленин
был избран Председателем Совета народных
комиссаров.
К числу проблемных аспектов
учения Ленина можно отнести:
- положение о руководящей роли одной партии “нового типа” в процессе созидания нового общества; в случае нарушения в ней демократических принципов это сразу бы тяжело отразилось на всем обществе.
- Однопартийная система преполагала и одну официальную идеологию, что могло привести и привело к ее догматизации.
- Большевики придерживались”революционной” теории права, в основе которой лежала “революционная сознательность” и партийно-советская целесообразность, что вело к массовым нарушениям закона.
Ведущей и единственной с
30-х по конец 80-з гг. в СССР идеологией
являлся марксизм – ленинизм. Его
отличительной чертой являлся подход
ко всем явлениям политической жизни,
приоритет идей марксизма – ленинизма.
Рассматривались такие актуальные
вопросы политической теории, как
”руководящая роль партии”, “закономерности
развития социализма” и другие.
Определенный прогресс в
развитии политологических исследований
был достигнут после преодоления культа
личности Сталина, в период реформаторской
деятельности Н.С. Хрущева, когда начали
обсуждать пути совершенствования политической
системы общества. В 70-е гг. в научный оборот
вошли понятия политической системы общества,
политического процесса, лидерства и элиты,
разрабатывались идеи прав человека, как
главной цели конституционного закона
и демократии, выдвижения нескольких кандидатов
на одно место при выборах.
Для развития политологии
в России весьма важным явилось формирование
и успешное функционирование с 1989 г.
экспертного Совета ВАКа по политическим
наукам, что создало необходимую нормативную
базу для развития всей системы, установления
и присуждения ученых степеней по политическим
наукам и присвоения научных званий по
политологическим кафедрам.
Принципиальное значение
имеет принятие Конституции Российской
Федерации, закрепляющей принципы политического
и идеологического плюрализма в
российском обществе. За последние
годы подготовлено и опубликовано большое
количество политологических исследований
и учебной литературы.
Рубежи второго и третьего
тысячелетий стали плодотворными
для развития политической науки
в России: осуществлены переводы основных
работ зарубежных политологов, вышли
в свет интересные работы по истории
политических учений, систематически
проводятся опросы общественного мнения,
анализируется их влияние на общественную
жизнь. Важное место стали занимать
проблемы теории политики, политического
управления и другие.
Заключение.
Многовековая история
политической мысли, включая ее развитие
за последнее столетие в рамках самостоятельной
отрасли научного знания – политологии,
это длительный, сложный и противоречивый
путь подъема человечества на все
более высокие ступени самопознания
своей политической истории и
политической действительности, трудного
поиска наилучшей модели политического
устройства и развития.
На этом пути всегда складывались
различные мнения, которые нередко
сталкивались друг с другом, обеспечивая
прогресс в теории и на практике.
Русская и российская политическая
мысль отличается прежде всего своеобразием
набора и содержания поставленных и решаемых
вопросов, особенностями видения общих
для всех стран проблем, отстаиванием
в постановке некоторых вопросов, заимствованием
основополагающих идей Запада.
10 – 11 вв. - начало развития
политической мысли России. Православие,
обогащая древнейшие русские
политические представления, открыло
для Древней Руси возможность
свободного идейно-политического
диалога с Византией, Европой,
всем христианским миром.
Середина ХVII века - это период
начала формирования буржуазного общества,
период абсолютизма. К этому времени в
России сложились определенные исторические
предпосылки для складывания абсолютной
монархии как формы правления.
В период правления царя
Ивана IV Грозного в годы опричнины
была ликвидирована независимость
и экономическое могущество Новгорода,
исчезла экономическая и административная
обособленность духовных феодалов, борьба
с пережитками раздробленности
составляет основу политической истории
того времени. Говоря о политике Ивана
IV Грозного можно сказать, что монархия
ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически
характеризовалась стремлениями к самовластию
и полновластию государей. То есть монархия
как форма государственного устройства
тяготеет к наибольшей полновластности,
самостоятельности единоличного правителя.
В 17 в. происходило укрепление
позиций дворянства, падало значение
феодальной аристократии, разрушались
внутренние границы в правящем классе,
господствующий класс в целом
постепенно бюрократизировался. Табель
о рангах окончательно устранил назначение
на государственную службу по степени
родовитости и ставил на первый план
заслуги перед отечеством.
В целом, российская политическая
наука, опираясь на историческую традицию
и накопленный опыт, новейшие отечественные
исследования в теоретической и прикладной
сферах политики, имеет соответствующий
авторитет в обществе.
Список литературы.
- Белов Г.А. Политология М.: ЧЕРО, 1997 г.
- Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология , М.: Юристъ, 2000.
- Клементьев Д.С. Политология, М.; Знание, 1997.
- Панарин А.С. Политология, М.: изд. группа Проспект, 1997.
- Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.
- Указанные особенности эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности — декабристы.
- Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве как результате нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в его основание соблюдение прав человека и гражданина. В «Русской правде» П.И. Пестеля выдвигались такие далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свобода печати и вероисповедания, привлечение крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной собственности.
- Большинство декабристов выступали сторонниками буржуазно-демократических преобразований в духе передовых европейских стран (в первую очередь Франции). Пестель по примеру своих французских предшественников призывал к физическому уничтожению даря и его семьи. В случае победы декабристов Россия из «жандарма Европы» превратилась бы в демократическую страну. Революционные политические идеи декабристов, нравственные основы движения выходили далеко за рамки буржуазной свободы, прокладывая дорогу к идеям общечеловеческого гуманизма.
- В 1830—1840 годы в общественно-политической жизни страны наступает период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поколения, «лишних людей».
- Вершина политической мысли этого периода принадлежит П.Я. Чаадаеву. Чаадаев, как мыслитель и политический деятель, открыл себя в знаменитых «Философических письмах». Размышляя над причинами отсталости России, он приходит к выводу о том, что главная из них заключается в господстве самодержавно-крепостнических порядков. Именно Чаадаев впервые высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада, вызванной принятием христианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм. Россия, таким образом, оказалась исключенной из единой семьи европейских народов.
- К 1840—1850 годам относится дошедший до дней сегодняшних спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Видными представителями славянофильства были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа. Самобытность России означала свободу человека. Представители раннего славянофильства стояли за отмену крепостничества сверху, за развитие национальной промышленности и протекционизм.
- Славянофилы выступали за свободу слова, гласный суд, освобождение крестьян с наделом земли посредством выкупа. Вместе с тем славянофилы идеализировали отживавшие атрибуты российской действительности: в крестьянской общине, в частности, они видели неизменный элемент, из которого создаются вся ткань русского народного быта и характер русского исторического процесса. Исходя из идеализации прошлого России, славянофилы считали характерными чертами русского народа мистицизм, религиозность, смирение, а основой развития России — христианство, добро и согласие (в отличие от развития Запада, где составляющими были, по их мнению, атеизм и вольнодумство, порождавшие вражду и противоречия). Эти характеристики русского народа предполагали особую историческую миссию России в мировой и европейской цивилизациях.
- В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили из необходимости сохранения самодержавия (Самарин и др.), силу которого они видели в верности народным началам — православию и народности. При этом славянофилы исходили из надсословности самодержавной власти, отрицательно оценивая деятельность Петра I как политика прозападного образца.
- Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому обществу.
- Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. Одни идеологи видели основу такого согласия в православии, другие — в общих чертах русского национального характера.
- Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступала против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею (Грановский прямо называл социализм «болезнью века»). Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии.
- Славянофильство и западничество как течения русской общественно-политической •мысли просуществовали до 1860—1870 годов. После отмены крепостного права вопрос, по какому пути идти России, во многом утратил свою прежнюю остроту. Отголоски идей славянофильства и западничества можно встретить и в народнических теориях, и в построениях российского либерализма, и в программах будущих социал-демократов.
- Революционно-демократические традиции предшествующих поколений продолжили петрашевцы (Петрашевский, Спешнев, Ахшарумов, Момбелли, Д<span