Особенности политической мысли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

В реферате рассказывается о том, как происходило становление политической и правовой мысли в России.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается выбор темы реферата.
Основная часть включает в себя 3 вопроса. В первом – рассказывается о начале формирования политической и правовой мысли в Древней Руси. Во втором вопросе – рассказывается о Российской политико-правовой мысли 18 века. В третьем вопросе показан характер политических и правовых учений в России 19 – 20 вв.

Содержание работы

Введение
1. Политическая мысль Древней Руси.
2. Российская политико-правовая мысль 18 века.
3. Характер политических учений в России 19 – 20 вв.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

политическая мысль россии.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших  существенное влияние на генезис  ее политико-правовой мысли: первая русская  революция (1905-1907) и создание думской  монархии; революция 1917 года; распад СССР (1991) и становление современной  России.

Первая русская революция, начавшаяся в 1905 году, оказала серьезное  воздействие на политическое и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни  необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской  монархии и многопартийной системы.

Учреждение многопартийности в России, существование «думской»  политической трибуны с 1906 года оказало  важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение в программах политических партий. Консервативно-реакционное  напрвление политической мысли отражалось в программе партии “Союз 17 октября”, где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства.

До 1917 года политическая мысль  России продолжала развиваться в  традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи  принципы устройства России. Среди  них были: А.И. Гучков, князь Г.Е. Львов, М.В. Родзянко и другие.

Важным, неотъемлемым направлением политической мысли России стали  социал-демократические идеи и доктрины. Сторонники умеренного крыла социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов) делали акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформировании существовавшего строя, признавали положительную роль буржуазии в демократических преобразованиях, полагали, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития.

Ведущим теоретиком “большевизма”  явился В.И. Ленин. К числу важнейших  положений “ленинизма” можно  отнести: учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического центризма, идею о гегемонии пролетариата, его партии в буржуазно-демократической  революции в России и возможности  ее перерастания в социалистическую, стратегию и тактику пролетарской партии на различных этапах революционного процесса. Ключевой в лениниской теории является концепция партии нового типа, ее роли и места в Советах – органах власти трудящихся. II Съезд Советов, на котором большинство делегатов представляли РСДПР и партию левых социалистов и революционеров, в октябре принял решение о переходе к нему государственной власти, а В.И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров.

К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести:

  • положение о руководящей роли одной партии “нового типа” в процессе созидания нового общества; в случае нарушения в ней демократических принципов это сразу бы тяжело отразилось на всем обществе.
  • Однопартийная система преполагала и одну официальную идеологию, что могло привести и привело к ее догматизации.
  • Большевики придерживались”революционной” теории права, в основе которой лежала “революционная сознательность” и партийно-советская целесообразность, что вело к массовым нарушениям закона.

Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-з гг. в СССР идеологией являлся марксизм – ленинизм. Его  отличительной чертой являлся подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма – ленинизма. Рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как  ”руководящая роль партии”, “закономерности  развития социализма” и другие.

Определенный прогресс в  развитии политологических исследований был достигнут после преодоления культа личности Сталина, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, когда начали обсуждать пути совершенствования политической системы общества. В 70-е гг. в научный оборот вошли понятия политической системы общества, политического процесса, лидерства и элиты, разрабатывались идеи прав человека, как главной цели конституционного закона и демократии, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выборах.

Для развития политологии  в России весьма важным явилось формирование и успешное функционирование с 1989 г. экспертного Совета ВАКа по политическим наукам, что создало необходимую нормативную базу для развития всей системы, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам.

Принципиальное значение имеет принятие Конституции Российской Федерации, закрепляющей принципы политического  и идеологического плюрализма в  российском обществе. За последние  годы подготовлено и опубликовано большое  количество политологических исследований и учебной литературы.

Рубежи второго и третьего тысячелетий стали плодотворными  для развития политической науки  в России: осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли  в свет интересные работы по истории  политических учений, систематически проводятся опросы общественного мнения, анализируется их влияние на общественную жизнь. Важное место стали занимать проблемы теории политики, политического  управления и другие.

 

Заключение.

 

Многовековая история  политической мысли, включая ее развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной  отрасли научного знания – политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все  более высокие ступени самопознания своей политической истории и  политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического  устройства и развития.

На этом пути всегда складывались различные мнения, которые нередко  сталкивались друг с другом, обеспечивая  прогресс в теории и на практике.

Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада.

10 – 11 вв. - начало развития  политической мысли России. Православие,  обогащая древнейшие русские  политические представления, открыло  для Древней Руси возможность  свободного идейно-политического  диалога с Византией, Европой,  всем христианским миром.

Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления.

В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины  была ликвидирована независимость  и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с пережитками раздробленности  составляет основу политической истории  того времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного можно сказать, что монархия ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. То есть монархия как форма государственного устройства тяготеет к наибольшей полновластности, самостоятельности единоличного правителя.

В 17 в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались  внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом  постепенно бюрократизировался. Табель о рангах окончательно устранил назначение на государственную службу по степени  родовитости и ставил на первый план заслуги перед отечеством.

В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные  исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.

Список литературы.

 

  1. Белов Г.А. Политология М.: ЧЕРО, 1997 г.
  2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология , М.: Юристъ, 2000.
  3. Клементьев Д.С. Политология, М.; Знание, 1997.
  4. Панарин А.С. Политология, М.: изд. группа Проспект, 1997.
  5. Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях  капиталистический  способ  производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.
  6. Указанные особенности эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности — декабристы.
  7. Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве как результате нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в его основание соблюдение прав человека и гражданина. В «Русской правде» П.И. Пестеля выдвигались такие далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свобода печати и вероисповедания, привлечение крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной собственности.
  8. Большинство декабристов выступали сторонниками буржуазно-демократических преобразований в духе передовых европейских стран (в первую очередь Франции). Пестель по примеру своих французских предшественников призывал к физическому уничтожению даря и его семьи. В случае победы декабристов Россия из «жандарма Европы» превратилась бы в демократическую страну. Революционные политические идеи декабристов, нравственные основы движения выходили далеко за рамки буржуазной свободы, прокладывая дорогу к идеям общечеловеческого гуманизма.
  9. В 1830—1840 годы в общественно-политической жизни страны наступает период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поколения, «лишних людей».
  10. Вершина политической мысли этого периода принадлежит П.Я. Чаадаеву. Чаадаев, как мыслитель и политический деятель, открыл себя в знаменитых «Философических письмах». Размышляя над причинами отсталости России, он приходит к выводу о том, что главная из них заключается в господстве самодержавно-крепостнических порядков. Именно Чаадаев впервые высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада, вызванной принятием христианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм. Россия, таким образом, оказалась исключенной из единой семьи европейских народов.
  11. К 1840—1850 годам относится дошедший до дней сегодняшних спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Видными представителями славянофильства были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. Славянофилы исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа. Самобытность России означала свободу человека. Представители раннего славянофильства стояли за отмену крепостничества сверху, за развитие национальной промышленности и протекционизм.
  12. Славянофилы выступали за свободу слова, гласный суд, освобождение крестьян с наделом земли посредством выкупа. Вместе с тем славянофилы идеализировали отживавшие атрибуты российской действительности: в крестьянской общине, в частности, они видели неизменный элемент, из которого создаются вся ткань русского народного быта и характер русского исторического процесса. Исходя из идеализации прошлого России, славянофилы считали характерными чертами русского народа мистицизм, религиозность, смирение, а основой развития России — христианство, добро и согласие (в отличие от развития Запада, где составляющими были, по их мнению, атеизм и вольнодумство, порождавшие вражду и противоречия). Эти характеристики русского народа предполагали особую историческую миссию России в мировой и европейской цивилизациях.
  13. В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили из необходимости сохранения самодержавия (Самарин и др.), силу которого они видели в верности народным началам — православию и народности. При этом славянофилы исходили из надсословности самодержавной власти, отрицательно оценивая деятельность Петра I как политика прозападного образца.
  14. Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому обществу.
  15. Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. Одни идеологи видели основу такого согласия в православии, другие — в общих чертах русского национального характера.
  16. Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (Белинский, Грановский, Герцен, Огарев, Боткин и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступала против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею (Грановский прямо называл социализм «болезнью века»). Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии.
  17. Славянофильство и западничество как течения русской общественно-политической •мысли просуществовали до 1860—1870 годов. После отмены крепостного права вопрос, по какому пути идти России, во многом утратил свою прежнюю остроту. Отголоски идей славянофильства и западничества можно встретить и в народнических теориях, и в построениях российского либерализма, и в программах будущих социал-демократов.
  18. Революционно-демократические традиции предшествующих поколений продолжили петрашевцы (Петрашевский, Спешнев, Ахшарумов, Момбелли, Д<span

Информация о работе Особенности политической мысли России