Особенности политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:09, реферат

Описание работы

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воли с целью поддержания целостности и стабильности общества.
В данной работе я рассмотрю сущность власти и ее основные виды. Постараюсь дать наиболее полное определение понятию «власть». Рассмотрю особенности политической власти, ее формы и функции.
А так же рассмотрю множество подходов к определению сущности власти через основные концепции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
1. Основные концепции власти…………………………………...4
2. Сущность и виды власти ………………………………………10
3. Особенности политической власти …………………………...13
Используемая литература…………………………………….…..17

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.81 Кб (Скачать файл)

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Основу составляют совокупность учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства.4

Подходы к выделению видов власти. В зависимости от субъектов власть делится на:

- государственную;

- партийную;

- профсоюзную;

- армейскую;

- семейную и т.п.

По широте распространения выделяются следующие виды власти:

- мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);

- макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);

- мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);

- микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).

По функциям государственных органов различается власть:

законодательная - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны;

исполнительная - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.5 Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения;

судебная - органы судебной власти разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

тоталитарную (стремление к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества). Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., Это фашистские страны, социалистические страны периодов “культа личности”;

авторитарную (неограниченная власть одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан). В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не уникальность и встречаются во многих странах - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае;

либеральную (общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства). Примеры: Аргентина и Бразилия;

демократическую (народ является единственно легитимным источником власти) Демократический режим существует во многих странах, к примеру в США, Великобритании, Франции, Германии, стране восходящего солнца, во многих странах Европы.

В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

полиархия (власть многих). Пример: Коста-Рика, где избранные народом правительства действовали, начиная с 1889 г., за исключением тех двух коротких периодов, когда их приводили к власти военные;

олигархия (власть финансистов и промышленников);

плутократия (власть богатой верхушки). Режим плутократии сложился после образования РФ в середине девяностых годов;

теократия (власть духовенства). Последним примером теократии в ее классическом понимании было государство талибов в Афганистане;

партократия (власть партии). Примеры: СССР, страны соцлагеря прошлого века, КНДР, Куба, частично Китай сегодня;

охлократия (власть толпы). Яркий пример происходящее в Кыргызстане перевороты. Этот пример очень актуален для республики. Есть и такие примеры как Турция, Австро-Венгрия и в значительной степени Россия.5

                                 3. Особенности политической власти

 

Историческое понятие «власть» связно с административным управлением древнегреческих городов-государств. Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в понятии «политическая власть».

Можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.6

Политическая власть – это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам. Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может  ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или  же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть обращается  от имени всего общества ко  всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночно-демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные  ресурсы;

5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении  граждан.

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия.7

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

- определяет основные  цели развития общества и осуществляет  выбор альтернатив общественного  развития;

- обеспечивает интеграцию  общества, сохранение порядка и  целостности;

- регулирует возникающие  в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную  на их разрешение;

- осуществляет обязательное  для всех распределение наиболее  дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа  к наиболее важным в обществе  ресурсам.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а так же юридической базой. (Россия, США)

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. (Италия, Франция)

Политическая власть существует в двух основных формах:

1) официальная, легальная  власть с формализованной структурой

2) неформальная, неофициальная  и нелегализованная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный характер.

Механизм осуществления политической власти имеет довольно сложную структуру. Первичным субъектом власти является народ, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется распределение властей. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

 

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня.

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами – законодательной, исполнительной и судебной.

 

 

                                  Заключение.

 

Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть - первооснова политики.

 

                       Список литературы.

1. Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. –М.: Эксмо, 2009. -256 с.

2. Дегтярев А.А. Основы политической  теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 2007. - 239 с.

3. Краткий курс лекций по политологии / Разработано кафедрой «социально-политических  наук». – Самара.: СГЭУ, 2007. – 244 с.

4. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.

5. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая  теория, политические технологии. Учебник  для вузов - 4-е изд. –М.: Аспект Пресс, 2007. -599 с.

7. Интернет ресурс: Учебно-методический  проект "Хрестоматия по культурологи" http://kulturoznanie.ru/politology/

1Горелов А.А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.А. Горелов. –М.: Эксмо, 2009. -256 с.

 

2Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Высш. шк., 2007. - 239 с.

 

3  Краткий курс лекций по политологии / Разработано кафедрой «социально-политических наук». – Самара.: СГЭУ, 2007. – 244 с.

 

4 Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.

 

5 Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

 

6Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. Учебник для вузов - 4-е изд. –М.: Аспект Пресс, 2007. -599 с.

 

7Интернет ресурс: Учебно-методический проект "Хрестоматия по культурологи" http://kulturoznanie.ru/politology/

 

 

 

 


Информация о работе Особенности политической власти