Особенности политико-правовой мысли Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:45, реферат

Описание работы

Среди главных особенностей политической мысли Древней Индии следует назвать

1. Её религиозный, духовный характер.

2. Сосредоточенность на проблемах нравственного содержания.

3. Главный фактор её развития - религия.

4. Влияние мифологических представлений о государстве и праве.

Файлы: 1 файл

индия.docx

— 13.63 Кб (Скачать файл)

Особенности политико-правовой мысли Древней Индии

 

   Среди главных особенностей  политической мысли Древней Индии  следует назвать

 

  1. Её религиозный, духовный  характер.

 

  2. Сосредоточенность  на проблемах нравственного содержания.

 

  3. Главный фактор её  развития - религия.

 

  4. Влияние мифологических  представлений о государстве  и праве. 

 

  Выделялись две религии  - брахманизм и буддизм. Это  две противоположные религиозные  концепции. Идейные расхождения  между ними произошли на почве  толкования мифов и правил  поведения, которые освящала религия.  Наиболее острые разногласия  были связаны с трактовкой  правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества. В Древней Индии варн было четыре:

 

  1. Варна жрецов (брахманы).

 

  2. Варна воинов (кшатрии).

 

  3. Варна землевладельцев,  ремесленников и торговцев (вайшьи).

 

  4. Низшая варна (шудры).

 

  Брахманизм.

 

  Данная религия направлена  на утверждение верховенства  знати. Основное произведение - "Законы  Ману".

 Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные.

 

  Основные положения:

 

  1. Многобожие.

 

  2. Закон кармы (учение  о переселении душ). Душа человека  после его смерти будет блуждать  по телам людей низкого происхождения,  животных и растений, если он  жил грешно или, если он провел  праведную жизнь, возродится в  человеке более высокого общественного  положения или в небожителе.

 

  3. Понятие дхармы. Дхарма - закон, долг, обычай, правило поведения,  установленные богами для каждой  варны.

 

  4. Обоснование варн: они созданы богом.

 

  5. Обосновывалось неравенство  людей. Сословная принадлежность  определялась по рождению и  являлась пожизненной. Переход  в высшие варны разрешался только после смерти, как награда за служение богам, терпение и покорность.

 

  6. Наказание и принуждение  как средства, обеспечивающие кастовые  предписания. Внушение угнетенным мысли о бесплодности борьбы за улучшения условий жизни.

 

  7. О государстве:

 

 а) существуют два  вида власти - духовная (осуществляется  брахманами) и светская (осуществляется  правителями - кшатриями).

 б) верховенство духовной  власти над светской, подчинение правителя жрецам (роль правителя принижается).

 в) в каждом государстве  существует семь элементов: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники (указаны в порядке их  убывающего значения).

 г) занятия правителя:  война, расширение территории, защита, поддержание порядка, наказание  преступников.

 д) власть правителя - на совещательных началах с брахманами, приказы правителя имеют подзаконное значение (так как он правит на основании законов, установленных богами, и не вправе их изменять).

 е) государство представляет  собой сдерживающее начало.

 ж) существует два  вида наказания:

   1. наказание царя,

   2.наказание после  смерти (переселение души).

 

  Буддизм. 

 

  Основатель - принц Гаутама (Будда). В этой религии отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей.

 

  Основные идеи:

  1. Признание нравственно  - духовного равенства людей.

 

  2. Критика системы  варн и принципа их неравенства.

 

  3. Жизнь - это страдание,  и источник этих страданий  - сама жизнь. Страдания можно  прекратить в этой земной жизни.  Для этого необходимо следовать (благородному) пути (он включает в себя: правильные взгляды, правильную решимость, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное сосредоточение). Постоянное следование этому пути приведёт человека к нирване.

 

  4. Дхарма - это управляющая  миром природная закономерность, естественный закон.

 

  5. Ограничение роли  и масштабов наказания.

 

  6. Не должно быть  наказания без вины.

 

  7. В целом, невнимание  к реальным политико-правовым  явлениям, как к общей цепи  земных несчастий.

 

  8. Буддизм сосредоточен  на проблемах человека.

 

  Дальнейшая история  индийской общественной мысли  связана с возникновением и  утверждением индуизма - религии,  впитавшей элементы брахманизма,  буддизма и ряда других верований.  Буддизм получает распространение  за пределами Индии. В первых  веках н. э. буддизм становится  одной из мировых религий.


Информация о работе Особенности политико-правовой мысли Древней Индии