Особенности региональной политической элиты в РФ на примере Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:58, сочинение

Описание работы

За последние годы экономические ресурсы региональной власти существенно расширились. В течение 90-х годов неравенство экономических ресурсов, находящихся в распоряжении региональных элит, и экономическое неравенство между регионами непрерывно возрастали. Экономический разрыв между субъектами Российской Федерации значительно усилили различная степень готовности к экономическим преобразованиям, неодинаковый экономический и социальный потенциал регионов и различные методы проведения рыночных реформ. Но процесс перераспределения собственности в России не завершился, следовательно, величина экономического потенциала региональных элит будет изменяться. В российских регионах сформировались различные типы политического лидерств: патерналистский, патриархальный и модернистский.

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 51.86 Кб (Скачать файл)

Эссе  по предмету “Политические процессы”

Никулиной Валентины, МО-301

Особенности региональной политической элиты в РФ на примере Свердловской области.

С середины 1990-х годов в России повышается значение регионального уровня управления, формируется институт местного самоуправления в его современном варианте. Выделяются группы региональных лидеров, которые проводят собственный политический курс, то есть появляется политическая элита на региональном уровне. Сегодня региональные элиты приобретают всё больший политический вес и оказывают все большее влияние на формирование отношений внутри Российской Федерации.

За последние годы экономические  ресурсы региональной власти существенно  расширились. В течение 90-х годов  неравенство экономических ресурсов, находящихся в распоряжении региональных элит, и экономическое неравенство  между регионами непрерывно возрастали. Экономический разрыв между субъектами Российской Федерации значительно  усилили различная степень готовности к экономическим преобразованиям, неодинаковый экономический и социальный потенциал регионов и различные методы проведения рыночных реформ. Но процесс перераспределения собственности в России не завершился, следовательно, величина экономического потенциала региональных элит будет изменяться. В российских регионах сформировались различные типы политического лидерств: патерналистский, патриархальный и модернистский.

Свердловская  область является развитым в экономическом  плане регионом, с традициями публичного политического соперничества и  амбициозной внутренней и «внешней» политикой региональных властей. Именно поэтому представляется интересным изучить её политическую элиту, процесс её формирования и особенности.

Это также  промышленно развитый регион, в экономической структуре которого преобладает традиционная тяжелая промышленность. И  поэтому характеристики формирования и существования региональных элит, имеют корни в горнозаводском укладе, формируясь еще при возникновении горнозаводского края и повторяясь в советскую эпоху. Основные характеристики элиты региона - независимость от центра, полицентричность властной системы, существенное влияние западных образцов, обусловленные как экономическими потребностями, так и типом заселения.

Наличие альтернативных центров власти и конкуренции между разными группами номенклатуры; относительная автономия от Московского центра, высокая социальная и культурная активность большой группы образованных и высококвалифицированных работников - научных сотрудников, преподавателей и инженеров - эти факторы стали ключевыми для предперестроечных сдвигов в социокультурной и политической сферах.

Важная  роль области в системе хозяйства  страны и ее тесная и часто персональная связь с московским руководством гарантировали формально закрытой области значительные зоны автономии, как в политической, так и в  культурной области.

Следствием  полисубъектности властных отношений является постоянное наличие зон свободы, как в самих властных структурах, так и в обществе. И в досоветское и, в постсоветское время это дает пространство для развития новых культурных и политических форм деятельности.

Постоянным, при наличии определенных колебаний, остается и высокий протестный потенциал, связанный с профессиональной и квалификационной структурой населения.

Ряд избирательных  циклов ускорил формирование развитой системы региональных политических партий и общественных движений и содействовал росту сознательности электорального поведения граждан. Объем контролируемых экономических ресурсов, конкретная конфигурация состава бизнес-элиты, формируемой на этом основании, определяется экономическим профилем и хозяйственной структурой региона. В регионах с диверсифицированной экономикой в состав бизнес-элиты входят владельцы/менеджмент ряда крупных экономических структур, присутствующих в регионе. Так, в рейтинг экономического влияния Свердловской области входят НК «ТНК»; Уральская горно-металлургическая компания; «Евразхолдинг», дочерние предприятия РАО «ЕЭС России»; предприятия ВПК.

Современная политическая элита области начинает формироваться в период перестройки. Выборы депутатов СССР в 1989 году и депутатов РСФСР, областного и местных Советов в 1990 году были первым этапом интенсивного обновления региональной элиты.

Для этого  периода характерна стабилизация частично обновленного состава региональной элиты и доминирование процессов  консолидации в ходе усиливающегося конфликта с Центром.

Период  после начала рыночных реформ отличался в области бурным развитием новых экономических структур, связанных с существующими предприятиями и специализирующихся на продаже, как правило, цветных и редкоземельных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. Особенностью региона было не только быстрое сращивание новых предпринимательско-финансовых кругов с властными органами, но и высокая степень криминализации хозяйственной жизни. В 1992 году Екатеринбург стоял на первом месте в стране по числу убийств предпринимателей. Три известных всем группы контролировали город: уралмашевская, центральная и «синие». При этом речь шла не о простом рэкете ларьков, но о «крыше» для директоров и связях с представителями власти, а также инвестициях.

После событий Августа 1991 создавалась новая структура властных органов. Прошла «чистка» и назначение новых глав администраций в исполнительных органах власти. Увеличилась роль городских и районных малых советов (, в состав которых, входили директора крупнейших предприятий районов, представители администраций этих уровней.

В этот период группами интересов, влиявшими на состав органов власти и принятие управленческих решений, были: директора крупных предприятий, банкиры и предприниматели.

Областной совет совместно с администрацией разрабатывал нормативные документы  по Уральской республике. Консолидирующее воздействие этой идеи на региональную элиту было огромным. Последствия этой борьбы сказывались вплоть до 1997 года. Именно конфликт с Центром под лозунгом создания Уральской республики позволил Свердловской области - первой из всех областей -стабилизировать структуру власти - и закрепить в договорном порядке отношения с Центром, добившись полномочий, сопоставимых только с сильными республиками. Росселя эта борьба превратила в политика федерального масштаба, а элитам и населению области дала возможность осознать свою региональную идентичность на новой основе. Но из-за недовольства федерального правительства учреждение Уральской Республики было признано незаконным. В январе 1994 года указом Ельцина главой администрации области был назначен Алексей Страхов. Это положило начало противостоянию между областным правительством и администрацией города. Такой вид конфликта типичен для региональных элит.

В Свердловской области в постсоветский  период сложились две основных группы влияния – вокруг губернатора  Э.Э.Росселя и вокруг мэра Екатеринбурга  А.М.Чернецкого. В течение длительного времени противостояние этих групп определяло региональный политический процесс. Обе группы, будучи сопоставимы по ресурсной обеспеченности, масштабу и методам деятельности, действовали в политическом пространстве как субъекта Федерации, так и муниципальных образований.

Дума  Свердловской области приняла Устав, практически не отличающийся от Конституции Уральской Республики. Была закреплена новая структура законодательной власти – двухпалатное Законодательное собрание. Мандат областной Думы несовместим с другого рода государственной службой, предпринимательской деятельностью и депутатским мандатом законодательных органов другого уровня. Предусмотрено и существование Уставного Суда.

Важная  особенность региона - не только доминирующая роль региональных политических объединений, практически по своим функциям являвшихся политическими партиями, но и инкорпорирование этими организациями большинства относительно слабых отделений федеральных партий.

Затяжной конфликт Росселя с Центром закончился подписанием 12 января 1996 года Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Свердловской областью. Характер договора и объем закрепленных полномочий гарантировал региону в обозримом будущем относительную независимость от властных конфликтов в Центре и его финансовой поддержки Были закреплены относительно широкие полномочия области в сфере внешнеэкномической деятельности, расширены объемы областной собственности, полномочия в финансовой сфере. Кроме того, область в лице губернатора получила право согласования в назначении руководителей федеральных структур на своей территории.

Политическая значимость и наличие  нескольких региональных партий, представляющих интересы финансово-промышленных групп - это специфический свердловский феномен, не характерный для других областей. Политическое пространство области структурировано иначе, чем общероссийское: представители «партии власти» на федеральном уровне (НДР) здесь оказываются в рядах оппозиции (НДНГ). В Свердловской области представлены следующие политические партии: "ЕДИНАЯ РОССИЯ",”Коммунистическая партия Российской Федерации”, “Либерально-демократическая партия России”,”Патриоты России”, “Российская объединённая демократическая партия “ЯБЛОКО”, “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ”,”ПРАВОЕ ДЕЛО”. Наиболее влиятельными традиционно являлись либеральные партии. Однако, в последнее время наблюдается спад их авторитета и усиление влияния правящей партии, как и по всей стране в целом. Большинство в Областной думе контролирует партия Единая Россия, в ее фракции состоит 16 из 28 депутатов. У КПРФ — 5 депутатов, у ЛДПР — 4 депутата и у Справедливой России — 3 депутата. Все четыре представленных в думе партий создали собственные фракции.

Сейчас губернатором области является полпред президента в УрФО Евгений Куйвашев (Единая Россия), главой Екатеринбурга - Евгений Порунов (Единая Россия), главой городской администрации – Александр Якоб. Представителями бизнес-элиты являются в основном руководители крупных промышленных предприятий.

Характерной чертой политического  процесса в области является интенсивное использование судов в разрешении внутриэлитных конфликтов, при этом судебные разбирательства не ограничиваются избирательным законодательством.

Основные  особенности политической жизни  в области в наши дни сохраняются. Полицентризм превращается в принцип реальной многопартийности в политике, предполагающей участие не только региональной элиты и мобилизацию голосов избирателей, но и отбор и рекрутирование политического руководства, связь с обществом и создание постоянных и временных коалиций. Сохраняется особый характер отношений с центром, в то же время усиливается региональная специфика и идентификация. Существенные и очевидные отличия политического процесса Среднего Урала от других регионов - в типе индивидуальных и коллективных политических акторов, механизме взаимодействия между ними, степени консолидации элит и их разделения, способе разрешения внутри элитных региональных конфликтов и конфликтов.  

Список  источников и литературы

  1. Деловая пресса [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_33_aId_367276.html
  2. Официальный сайт правительства свердловской области [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.midural.ru/
  3. Региональные элиты на Среднем Урале: исторические корни и региональные тенденции [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/959/681/1219/018.LYUKHTERKHANDT.pdf

Региональные  элиты современной России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.vshu.ru/files/iIHmE.doc

  1. ТОП-40: Лидеры политического влияния Среднего Урала [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://old.fedpress.ru/federal/ratings/lider_effect/id_206026.html
  2. Экономическая структура и политическое влияние бизнеса в Свердловской области [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.socpol.ru/publications/csr/ch3.pdf

Информация о работе Особенности региональной политической элиты в РФ на примере Свердловской области