Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:58, сочинение
За последние годы экономические ресурсы региональной власти существенно расширились. В течение 90-х годов неравенство экономических ресурсов, находящихся в распоряжении региональных элит, и экономическое неравенство между регионами непрерывно возрастали. Экономический разрыв между субъектами Российской Федерации значительно усилили различная степень готовности к экономическим преобразованиям, неодинаковый экономический и социальный потенциал регионов и различные методы проведения рыночных реформ. Но процесс перераспределения собственности в России не завершился, следовательно, величина экономического потенциала региональных элит будет изменяться. В российских регионах сформировались различные типы политического лидерств: патерналистский, патриархальный и модернистский.
Эссе по предмету “Политические процессы”
Никулиной Валентины, МО-301
Особенности региональной политической элиты в РФ на примере Свердловской области.
С середины 1990-х годов в России повышается значение регионального уровня управления, формируется институт местного самоуправления в его современном варианте. Выделяются группы региональных лидеров, которые проводят собственный политический курс, то есть появляется политическая элита на региональном уровне. Сегодня региональные элиты приобретают всё больший политический вес и оказывают все большее влияние на формирование отношений внутри Российской Федерации.
За последние годы экономические
ресурсы региональной власти существенно
расширились. В течение 90-х годов
неравенство экономических
Свердловская область является развитым в экономическом плане регионом, с традициями публичного политического соперничества и амбициозной внутренней и «внешней» политикой региональных властей. Именно поэтому представляется интересным изучить её политическую элиту, процесс её формирования и особенности.
Это также промышленно развитый регион, в экономической структуре которого преобладает традиционная тяжелая промышленность. И поэтому характеристики формирования и существования региональных элит, имеют корни в горнозаводском укладе, формируясь еще при возникновении горнозаводского края и повторяясь в советскую эпоху. Основные характеристики элиты региона - независимость от центра, полицентричность властной системы, существенное влияние западных образцов, обусловленные как экономическими потребностями, так и типом заселения.
Наличие альтернативных центров власти и конкуренции между разными группами номенклатуры; относительная автономия от Московского центра, высокая социальная и культурная активность большой группы образованных и высококвалифицированных работников - научных сотрудников, преподавателей и инженеров - эти факторы стали ключевыми для предперестроечных сдвигов в социокультурной и политической сферах.
Важная
роль области в системе хозяйства
страны и ее тесная и часто персональная
связь с московским руководством
гарантировали формально
Следствием полисубъектности властных отношений является постоянное наличие зон свободы, как в самих властных структурах, так и в обществе. И в досоветское и, в постсоветское время это дает пространство для развития новых культурных и политических форм деятельности.
Постоянным, при наличии определенных колебаний, остается и высокий протестный потенциал, связанный с профессиональной и квалификационной структурой населения.
Ряд избирательных циклов ускорил формирование развитой системы региональных политических партий и общественных движений и содействовал росту сознательности электорального поведения граждан. Объем контролируемых экономических ресурсов, конкретная конфигурация состава бизнес-элиты, формируемой на этом основании, определяется экономическим профилем и хозяйственной структурой региона. В регионах с диверсифицированной экономикой в состав бизнес-элиты входят владельцы/менеджмент ряда крупных экономических структур, присутствующих в регионе. Так, в рейтинг экономического влияния Свердловской области входят НК «ТНК»; Уральская горно-металлургическая компания; «Евразхолдинг», дочерние предприятия РАО «ЕЭС России»; предприятия ВПК.
Современная политическая элита области начинает формироваться в период перестройки. Выборы депутатов СССР в 1989 году и депутатов РСФСР, областного и местных Советов в 1990 году были первым этапом интенсивного обновления региональной элиты.
Для этого
периода характерна стабилизация частично
обновленного состава региональной
элиты и доминирование
Период после начала рыночных реформ отличался в области бурным развитием новых экономических структур, связанных с существующими предприятиями и специализирующихся на продаже, как правило, цветных и редкоземельных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. Особенностью региона было не только быстрое сращивание новых предпринимательско-финансовых кругов с властными органами, но и высокая степень криминализации хозяйственной жизни. В 1992 году Екатеринбург стоял на первом месте в стране по числу убийств предпринимателей. Три известных всем группы контролировали город: уралмашевская, центральная и «синие». При этом речь шла не о простом рэкете ларьков, но о «крыше» для директоров и связях с представителями власти, а также инвестициях.
После событий Августа 1991 создавалась новая структура властных органов. Прошла «чистка» и назначение новых глав администраций в исполнительных органах власти. Увеличилась роль городских и районных малых советов (, в состав которых, входили директора крупнейших предприятий районов, представители администраций этих уровней.
В этот период группами интересов, влиявшими на состав органов власти и принятие управленческих решений, были: директора крупных предприятий, банкиры и предприниматели.
Областной
совет совместно с
В Свердловской области в постсоветский период сложились две основных группы влияния – вокруг губернатора Э.Э.Росселя и вокруг мэра Екатеринбурга А.М.Чернецкого. В течение длительного времени противостояние этих групп определяло региональный политический процесс. Обе группы, будучи сопоставимы по ресурсной обеспеченности, масштабу и методам деятельности, действовали в политическом пространстве как субъекта Федерации, так и муниципальных образований.
Дума Свердловской области приняла Устав, практически не отличающийся от Конституции Уральской Республики. Была закреплена новая структура законодательной власти – двухпалатное Законодательное собрание. Мандат областной Думы несовместим с другого рода государственной службой, предпринимательской деятельностью и депутатским мандатом законодательных органов другого уровня. Предусмотрено и существование Уставного Суда.
Важная особенность региона - не только доминирующая роль региональных политических объединений, практически по своим функциям являвшихся политическими партиями, но и инкорпорирование этими организациями большинства относительно слабых отделений федеральных партий.
Затяжной конфликт Росселя с Центром закончился подписанием 12 января 1996 года Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Свердловской областью. Характер договора и объем закрепленных полномочий гарантировал региону в обозримом будущем относительную независимость от властных конфликтов в Центре и его финансовой поддержки Были закреплены относительно широкие полномочия области в сфере внешнеэкномической деятельности, расширены объемы областной собственности, полномочия в финансовой сфере. Кроме того, область в лице губернатора получила право согласования в назначении руководителей федеральных структур на своей территории.
Политическая значимость и наличие нескольких региональных партий, представляющих интересы финансово-промышленных групп - это специфический свердловский феномен, не характерный для других областей. Политическое пространство области структурировано иначе, чем общероссийское: представители «партии власти» на федеральном уровне (НДР) здесь оказываются в рядах оппозиции (НДНГ). В Свердловской области представлены следующие политические партии: "ЕДИНАЯ РОССИЯ",”Коммунистическая партия Российской Федерации”, “Либерально-демократическая партия России”,”Патриоты России”, “Российская объединённая демократическая партия “ЯБЛОКО”, “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ”,”ПРАВОЕ ДЕЛО”. Наиболее влиятельными традиционно являлись либеральные партии. Однако, в последнее время наблюдается спад их авторитета и усиление влияния правящей партии, как и по всей стране в целом. Большинство в Областной думе контролирует партия Единая Россия, в ее фракции состоит 16 из 28 депутатов. У КПРФ — 5 депутатов, у ЛДПР — 4 депутата и у Справедливой России — 3 депутата. Все четыре представленных в думе партий создали собственные фракции.
Сейчас губернатором области является полпред президента в УрФО Евгений Куйвашев (Единая Россия), главой Екатеринбурга - Евгений Порунов (Единая Россия), главой городской администрации – Александр Якоб. Представителями бизнес-элиты являются в основном руководители крупных промышленных предприятий.
Характерной чертой политического процесса в области является интенсивное использование судов в разрешении внутриэлитных конфликтов, при этом судебные разбирательства не ограничиваются избирательным законодательством.
Основные
особенности политической жизни
в области в наши дни сохраняются.
Полицентризм превращается в принцип
реальной многопартийности в политике,
предполагающей участие не только региональной
элиты и мобилизацию голосов избирателей,
но и отбор и рекрутирование политического
руководства, связь с обществом и создание
постоянных и временных коалиций. Сохраняется
особый характер отношений с центром,
в то же время усиливается региональная
специфика и идентификация. Существенные
и очевидные отличия политического процесса
Среднего Урала от других регионов - в
типе индивидуальных и коллективных политических
акторов, механизме взаимодействия между
ними, степени консолидации элит и их разделения,
способе разрешения внутри элитных региональных
конфликтов и конфликтов.
Список источников и литературы
Региональные элиты современной России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.vshu.ru/files/iIHmE.doc
Информация о работе Особенности региональной политической элиты в РФ на примере Свердловской области