Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:36, реферат

Описание работы

Экономическая политика – решение политическими средствами проблем экономики: производства и обмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран к постиндустриальному производству, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальных производств.
Политические решения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективного использования высоких технологий, а также регулирования глобализации – растущей взаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграции целых регионов и даже континентов.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)…………………………………………………………….4 – 5
Средства и методы политического регулирования экономики … 6 – 10
Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………12
Библиографический список………………………………

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 47.05 Кб (Скачать файл)

      Задачи государства и, следовательно, проводимой им политики различны. Иногда надо стимулировать длительный экономический рост, иногда его важно несколько сдержать. Необходимые при этом средства также различны. Все зависит от конкретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивительно, что большинство современных демократических государств в разные периоды в своей экономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом на практические рекомендации самых разных теоретических школ. Многие годы, например, экономическая политика США развивалась, во многом следуя выводам теории Дж. Кейнса, изложенной им в работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). С определенными модификациями (неокейнсианство) она используется в отдельные периоды современности.

      Администрация Р. Рейгана опиралась в своей экономической деятельности на другое направление теоретической мысли, доказывающее необходимость резкого сокращения государственного вмешательства в экономический процесс ("монетаризм"). Результаты "рейганомики" хорошо известны: стране удалось в существенной мере преодолеть негативные явления в хозяйственной сфере.

      И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объективную необходимость государственного участия в развитии и регулировании экономической системы общества, является возникновение и развитие в современных демократических государствах гражданского общества, представляющего собой человеческую общность, которую составляют негосударственные структуры (объединения, ассоциации, союзы, центры движений, клубы, фонды и др.), образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организаций гражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованы негосударственными (промышленными, торговыми, финансовыми и др.) предприятиями и ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти организации предприятий, содействовать укреплению их экономических позиций на внутреннем и внешнем рынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др. Осуществляя эти цели, гражданское общество, существующее автономно от государства, вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами, пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает в отношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы. При этом оно, несомненно, проводит определенную политику, отвечающую интересам общества в целом.

      Сложность экономической политики как категории и как феномена реальной жизни заключается в том, что, предполагая достижение определенной цели (выход из кризисной ситуации, ускорение темпов экономического развития страны и т.д.), она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, инвестиции и др. В рамках каждого из этих участков общая экономическая политика конкретизируется и реализуется как бюджетно-финансовая, денежно-кредитная, налоговая, структурная, промышленная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. Данные направления выступают как подсистемы в общей экономической политике, проводимой государствами с развитой рыночной экономикой.

       Как показывает мировой опыт, каждая из подсистем в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и на общественную жизнь в целом. В этом отношении невозможно переоценить роль бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговой политики. Нельзя не согласиться с мнением известного немецкого экономиста Ф. Ноймарка, который в своей работе "Теория и практика формирования бюджета" отмечает, что бюджет выполняет пять функций: 1) финансово-политическую; 2) политическую; 3) правовую; 4) финансово-контрольную; 5) экономико-политическую. При этом особенно важной он считает политическую функцию бюджета, поскольку с его помощью государство в проведении экономической политики может погасить немало социально-классовых конфликтов, способствовать достижению компромиссов, добиваться политической стабильности.

      Однако роль финансовой, кредитной и налоговой политики не сводится только к регулированию экономического развития государства. Их возможности гораздо шире. Мировой опыт свидетельствует, например, о возможностях политической власти с помощью налоговой политики менять соотношение различных форм собственности в стране (без реформ, тем более без революций!). Об этом говорит опыт США, где в настоящее время практически не осталось крупных предприятий (фирм) в собственности отдельных лиц. Все они в недалеком прошлом превратились в акционерную форму собственности. Произошло это вскоре после того, как налог на доходы физических лиц стал существенно выше, чем налог на прибыли корпораций, то есть акционерных обществ.

       Экономическая политика проводится властными структурами двумя путями. Это: воздействие на процессы, происходящие в экономической сфере, с помощью законодательных средств; регулирование экономики ее же составляющими (финансы, кредит, налоги и т.д.). Такой достаточно мощный "тандем" средств позволяет государству:

  • предотвращать глубокие кризисные спады в одни 
    периоды и обеспечивать подъем - в другие;
  • контролировать важные экономические процессы, 
    каждый из которых в противном случае может превратиться в 
    дестабилизирующую и даже разрушительную силу (рост 
    инфляции, безработицы, бюджетного дефицита);
  • стимулировать развитие новых отраслей экономики, 
    проводить структурную перестройку, способствовать росту 
    удельного веса в экономике малого и среднего бизнеса, содействуя 
    тем самым количественному увеличению так называемого 
    "среднего класса".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности взаимодействия экономической и  политической сфер общества в современной  России.

 

Взаимодействие  экономической и политической систем общества основывается на общих закономерностях. Ряд из них был отмечен в  данной главе. Однако несомненным является тот факт, что в разные времена  и в разных странах данное взаимодействие имеет специфические особенности. В этом отношении показателен  пример современной России. В рамках взаимодействия экономической и  политической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены либо никогда  не были актуальными. Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего реализуется сложнейший процесс  определения нового места государства  в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: какая часть экономики  должна быть отдана негосударственным  предприятиям? Что конкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании  и управлении общим хозяйственным  процессом в стране?

Взаимодействие  экономической и политической систем в современной России можно смело  назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам  и целям политической программы  проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется  в том, что в стране одновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношениях процессы, как:

  • становление многообразия форм собственности;
  • развитие многообразия форм предпринимательской

деятельности;

  • видоизменение участия организаций и частных лиц в 
    формировании доходной части бюджета (создание новой 
    налоговой системы);
  • решение неведомых в прошлом проблем национального 
    масштаба: инфляция, безработица, организованная 
    преступность и др.;
  • становление системы правового обеспечения экономических процессов и т.п.

      Если при этом добавить, что взаимодействие экономической и политической систем в России происходит в условиях острой политической борьбы за власть, то при отсутствии единой концепции преобразования хозяйственной жизни сложность ситуации будет оценена в достаточно полной мере. Однако оптимизм вселяет то обстоятельство, что Россия пошла по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенных успехов в развитии экономических и политических систем.

 

Заключение

 

Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической и экономической систем можно  сделать вывод о том, что политические отношения проросли в экономическую  систему, как корни дерева в землю. В свою очередь, можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших в политическую систему.

Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации страна не обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые  условия индустриализации и повышения  эффективности производства и обмена. Особенно важное значение имеют политические решения для оздоровления и упрочения  финансовых систем, денежного обращения  и финансирования хозяйства. Неслучайно законы о бюджетах во всех странах  относятся к важнейшим. Экономическая  политика всюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам  и возможностям соотношения производства и потребления.

      Даже сокращение непосредственных экономических функций государства во многих странах не изменило общей тенденции расширения и активизации экономической политики в целом. Широко распространенные механистические рассуждения о превосходстве экономики над политикой или политики над экономикой, как и призывы заниматься экономикой без политики, несостоятельны и мешают преодолению экономических трудностей политическими средствами, особенно в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Кривогуз И.М. Политология: Учеб.для студ. высш.учеб.заведений.- М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
  2. Политология : словарь-справочник / сост. В. А. Смоляков. – Хабаровск, 1998.
  3. Политология : учебник / авт. кол. – М. : Дело, 2002.
  4. Политология : Учебное пособие для вузов. Сост.и отв.редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999. – 224с.
  5. Полунина Г.В. Политология: Учебник .- «АКАЛИС» , 1999. -278 с.
  6. Панарин. Политология. Учебник. – М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, - 448 с.

 


Информация о работе Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в современной России