Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:40, реферат
Под общественным мнением во Франции в 18 веке понимали публичные выражения индивидуальных мнений части населения, которая, обладая большим экономическим и культурным капиталом, притязали на участие в управлении и собирались влиять на политиков с помощью прессы. В 19 веке под воздействием демократических процессов, публично выраженные мнения элиты превратились в выражение общественных интересов.
Введение
Принципы взаимодействия власти и народа интересовали ученых еще с древних времен. Эту проблему поднимали Платон и Аристотель. Термин «общественное мнение» появился во времена классического феодализма и использовался «для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны» [1]. Дальнейшее развитее этого феномена можно наблюдать в работах Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Тард, Ф. Гольцендорф, В.М. Хвостов и других ученых.
Под общественным мнением во Франции в 18 веке понимали публичные выражения индивидуальных мнений части населения, которая, обладая большим экономическим и культурным капиталом, притязали на участие в управлении и собирались влиять на политиков с помощью прессы. В 19 веке под воздействием демократических процессов, публично выраженные мнения элиты превратились в выражение общественных интересов.
В современном мире общественное мнение играет огромную роль в политических процессах. В связи с этим, этот феномен притягивает к себе тщательное внимание политиков.
1. Понятие и структура общественного мнения
Общественное мнение – это способ осуществления и проявления массового сознания, посредством которого выражается отношение большинства к актуальным проблемам для него фактам, событиям, процессам политической деятельности.
Из данного выше определения можно выделить объекты общественного мнения: объекты-факты, объекты-события, объекты-процессы. Они расположены в порядке увеличения сложности. Стоит отметить, что не всегда факты, события, процессы становятся общественным мнением, иногда они задевают только индивида или группу индивидов. Главный фактор появления общественного мнения – интересы большинства. Также выделяются такие факторы как дискуссионность, степень осведомленности людей, слухи и домыслы людей.
Структура общественного мнения бывает двух видов: сущностная и динамическая. Сущностная структура состоит из рационального, эмоционального и волевого компонентов. Рациональный включает в себя конкретные знания о фактах, события и процессах. Он связан с эмоциональным, который в свою очередь состоит из массовых настроений, ощущений, социального самочувствия. Вместе они образуют социальную оценку. Волевой компонент – активное начало, именно воля пробуждает готовность к действию. Все три компонента неразрывно связаны между собой и составляют скелет общественного мнения.
Процесс развития общественного мнения отражается в динамической структуре. Первая стадия – зарождения, на которой наблюдается массовое внимание к какому-либо событию, оформление мнений и оценок, накопление информации среди масс, стремление сделать полученную информацию публичной.
Вторая стадия – формирование, характеризуется обменом информацией между группами людей, выделение общего мнения, которое получает поддержку среди широких масс.
Третья стадия – функционирование, т.е. устойчивое общественное мнение в процессе реализации (публичное выражение, оказание влияние на политические органы и т.д.).
2. Функции общественного мнения
Главными функциями общественного мнения являются:
1). Оценочная – массы выражают свою оценку по поводу работы власти с помощью митингов, демонстрация, а также ее можно увидеть через социологические опросы.
2). Контрольная – массы всегда имеют свое мнение о событиях, происходящих в обществе.
3). Защитная – массы людей через общественное мнение могут защищать свои интересы, права и свободы.
4). Консультативная – общественное мнение может быть предложением или советом к власти по выработке конкретного решения.
5). Директивная – через референдумы и народные голосования массы могут диктовать свой политический выбор.
6). Регулятивная – объединяет все вышеназванные функции, отражает процесс включения общественного мнения во властные отношения.
3. П. Бурдье об общественном мнении
П. Будье через подробный разбор опросов приходит к выводу, что общественное мнение является инструментом политического действия. Вопросы подчинены определенной проблематике, что отражается и на ответах и на репрезентативность результатов. «Фундаментальный эффект опросов общественного мнения: утвердить мысль о существовании единодушного общественного мнения, т. е. легитимировать определенную политику и закрепить отношения сил, на которых она основана или которые делают ее возможной» [2].
Бурдье подчеркивает, что каждому опросу политического характера присущи эффект навязывания проблематики: задаются вопросы и интерпретируются результаты без связи с насущной проблемой; эффект поляризации: в условиях формирования общественного мнения или кризиса существует множество различных мнений, людям приходится выбирать среди групп политически определившихся, либо согласно явным политическим принципам.
В итоге, Бурдье говорит о том, что «общественное мнение в том значении, какое скрыто ему придается теми, кто занимается опросами или теми, кто использует их результаты, только это, уточняю, общественное мнение не существует» [2]. В целом он не отвергает данный феномен и определяет его как «мнения сформированные, мобилизованные и группы давления, мобилизованные вокруг системы в явном виде сформулированных интересов»[2].
Заключение
Общественное мнение существует во всех сфера жизни общества, которые притягивают массовый интерес. В современном мире этот феномен ярко выражается в большинстве стран мира не только со стороны общества, но и со стороны властных органов, которые стремятся использовать его в своих целях с помощью манипулятивных и мобилизационных технологий. Общественное мнение может выражать интересы целого общества, а также отражать интересы отдельного класса людей. Но в каждом случае оно имеет одинаковую структуру и функции.
Общественное мнение способствует уменьшению степени субъективности и произвольности представителей во власти. Это необходимо для создания демократических решений, когда главной направленностью становится коммуникация властных структур и общественности на взаимодействие в определении, планировании и осуществлении политики.
Литература