Парламентская республика, как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие понятия и содержания парламентской республики, как одной из форм правления в современном мире. Задачами данной работы являются:
Раскрыть понятие парламентской республики как одной из форм правления;
Показать основные типы существующих видов парламентской республики;
Раскрыть сущность парламентской республики в Швейцарии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие и сущность республиканской формы правления
Понятие формы правления……………………………………....5
Республиканская форма правления……………………………..9

Глава II.Парламентская республика

2.1 Сущность парламентской республики………………………..16

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………….26

Файлы: 1 файл

Политология.Парламентская.docx

— 34.25 Кб (Скачать файл)

 

  Главной функцией парламента  является законодательная деятельность  и контроль над исполнительной  властью. Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями, поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет, определяет  перспективы развития социально-экономического  развития страны, решает основные  вопросы внешней, в том числе  оборонной политики. Парламентарная  форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает  демократизм общественной жизни,  свободу личности, создает справедливые  условия человеческого общежития,  которое основанное на началах  правовой законности. 14          Участие президента в формировании  правительства номинально. Хотя  он формально и наделяется  полномочиями, на практике оказывает  мало влияния на осуществление  государственной власти. Его политическое  действие может быть реализовано  только с согласия правительства,  исходящие от него нормативные  акты приобретают юридическую  силу, как правило, только после  одобрения правительством или  парламентом, которые и несут  за них политическую ответственность.      Чисто парламентарных республик  не так уж много. К ним  можно отнести Германию, Венгрию,  Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию  и некоторые другие. В тех странах,  где многопартийность обусловливает  действие парламентарного государственного  режима, следствием его являются  частые правительственные кризисы.        В современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.15    Стабильность и эффективность функционирования всей системы государственной власти в условиях парламентской республики в значительной мере зависит от политических партий, их способности и готовности найти необходимые компромиссы на почве конституционализма и в рамках парламентской борьбы за власть.       Парламентские республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

 

       Рассмотрим  пример парламентской республики  на Швейцарии. Несмотря на то что официальное название страны - Швейцарская Конфедерация, по форме государственного устройства это федеративное государство. Оно состоит из 23 кантонов, 3 из которых делятся на полукантоны. В Швейцарии имеется многообразная система различных форм местного управления и самоуправления; каждый кантон самостоятельно определяет вопросы их организации. Большинство кантонов в административном отношении делятся на округа и общины. В мелких кантонах и полукантонах имеются только общины. В каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции: "Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти" (ст.3).16

 

     Ныне  действующая  Конституция принята  референдумом 14 апреля 1999 г. и вступила в  силу с 1 января 2000 г. Она не  внесла радикальных изменений  в государственное  устройство  страны, а лишь объединила накопившиеся  многочисленные поправки к прежней  Конституции 1874 г. в  новый  текст. Из последнего были удалены   анахронизмы и внесены некоторые   новые положения, как правило,  пользующиеся широкой поддержкой  среди населения. Так, в обновленный  Основной закон  вошли статьи, закрепляющие права  детей,  молодежи, право на забастовку.

 

     По  форме  правления Швейцария - парламентская   республика оригинального типа. Политический режим - демократический.

 

     Законодательную  власть осуществляет парламент  - Федеральное  собрание, которое  состоит из 2 палат - Национального  совета и Совета кантонов. В  Национальный совет входят 200 депутатов,  избираемых на 4 года всеобщим  голосованием на основе пропорционального   представительства. В Совете кантонов  заседают 46 депутатов (по 2 от кантонов  и по 1 от полукантонов); часть  их избирается местными парламентами, часть  назначается правительствами  кантонов. Срок полномочий членов  Совета кантонов - от 3 до 4 лет. Конституция  устанавливает, что очередные  сессии парламента проводятся 1 раз  в год. Они созываются федеральным  правительством. По требованию правительства,  депутатов парламента или нескольких  кантонов могут быть созваны  чрезвычайные сессии.17

 

     Помимо  законодательной  деятельности "по всем вопросам, относящимся к ведению  федерации", Федеральное собрание наделено  рядом других функций, определенных  Конституцией. Оно избирает правительство,  Федеральный суд, канцлера и  главнокомандующего армией. Федеральное  собрание определяет бюджет, ратифицирует  договоры с иностранными государствами,  имеет право объявлять  войну  и заключать мир. В его   компетенцию входит одобрение  конституций  кантонов и принятие  решений о  мерах, обеспечивающих  выполнение кантонами  своих  федеральных обязанностей. Федеральное  собрание также правомочно решать  вопросы о мерах по охране "внутреннего  порядка" и по предотвращению "угрозы Федерации". Оно, кроме  того, контролирует федеральную   администрацию, вооруженные силы, обладает правом помилования.  Контроль за деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.

 

     Высшую  исполнительную  власть осуществляет Федеральный   совет - правительство Швейцарии.  В  его состав входят 7 человек,  избираемых Федеральным собранием.  Правительство  формируется из  представителей коалиционных партий, обладающих большинством в   парламенте. Во главе Федерального  совета стоит Президент, ему  помогает Вице-президент. И тот  и другой ежегодно избираются  Федеральным собранием  из  числа членов правительства. Один  и тот же человек не может  быть избран Президентом или  Вице-президентом 2 раза подряд. Президент  председательствует в Федеральном  совете и выступает  от имени  федерации в отношениях с другими  государствами. Иных прерогатив  по сравнению с остальными  членами  правительства он  не имеет.

 

     Выборы  членов  Федерального совета происходят  каждые 4 года после избрания Национального   совета. Члены парламента, избранные   в Федеральный совет, уже не  могут  осуществлять депутатские  полномочия, а также состоять  на службе федерации  или  кантонов. Полномочия Федерального  совета достаточно обширны: в  его  ведении находятся экономические,  финансовые и социальные вопросы   федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит   внешней политикой, решает споры   между кантонами по поводу  применения федерального законодательства. За ним  закреплено право  принятия чрезвычайных мер.

 

     Определенные  полномочия возложены на Федеральный   совет в сфере законодательства. Он обладает правом законодательной   инициативы, рассматривает законопроекты,  внесенные палатами Федерального  собрания или кантонами, и дает  по ним заключения. Правительство  может самостоятельно издавать  различные нормативные  акты, а при осуществлении им чрезвычайных  полномочий - общеобязательные постановления.  Заседания правительства проводятся  каждую неделю, решения принимаются   единогласно. Руководство различными  сферами государственной жизни   распределено в правительстве  между департаментами (внутренних  дел, иностранных дел, финансов  и таможен и др.).18

 

     Из приведенных  примеров нетрудно отметить, что  форма правления государством - республика  – является лишь «точкой отправления». Если же посмотреть объективно, то становится ясно, что каждое  государство является особенным,  с индивидуальными тонкостями  всего государственного 

 

устройства. В основном эти  особенности являются исторически-сложившимися. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     Парламентская  республика является менее распространенной  формой правления, чем республика  президентская, но она также  весьма распространена (ФРГ, Финляндия,  Индия, Турция и др.).

 

     Вместе  с  тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции, например в реализации его права законодательной инициативы. Но кроме администрации президента его необходимые управленческие указы подготавливаются членами правительства, они же исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу.

 

     Стабильность  и эффективность функционирования  всей системы государственной  власти в условиях парламентской  республики в значительной мере  зависит от политических партий, их способности и готовности  найти необходимые компромиссы   на почве конституционализма  и в  рамках парламентской  борьбы за власть.

 

     Несомненно, форма  правления оказывает огромное  влияние на взаимоотношения между   органами власти. Но исторически  сложилось  так, что вначале  возникает форма  правления,  а потом эта форма  правления  составляет конституцию, в которой,  прежде всего, выражает именно  свои интересы и именно в  конституции фиксируется характеристика  формы правления со всеми вытекающими  отсюда последствиями. 

 

     Вокруг  вопроса  о роли государства, характере,  формах и степени его воздействия   на экономические и социальные процессы не утихают острые споры, ведется политическая борьба. По мере развития общества меняются и функции государства, его роль в процессах социального регулирования. Искусственное сдерживание этого процесса может привести лишь к усилению трений между обществом и государством, их взаимному отчуждению друг от друга.

 

     Само  по  себе государство как средство  политического управления не  является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. Его форма,  характер деятельности, средства  и методы, которые оно использует  для выполнения  своих функций,  зависят от общего уровня развития  человеческого сообщества, преобладающих  философско-религиозных воззрений,  потребностей экономического развития  и многих других факторов.


Информация о работе Парламентская республика, как форма правления