Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:28, контрольная работа
Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могут быть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.
Тема 12. Партии в политической системе общества.
1.Происхождение и сущность
2. Типы политических партий.
3.Партийные системы: понятие
1.Происхождение и сущность политических партий, их функции.
Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могут быть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.
Возникновение и развитие партий и партийных систем в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. В генезисе партии как политического института выделяют, согласно общепринятой в политологии классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка – политический клуб – массовая партия.
Так, в Англии предшественниками современных консервативной и либеральной партий были аристократические группировки тори и вигов, возникшие во второй половине XVII в., различия между которыми носили первоначально вероисповедальный, династический характер. В 30-х годах XIX в. тори и виги сформировали политические клубы – соответственно Карлтон Клаб и Реформ Клаб, которые в своей деятельности ориентировались на парламент. В США после провозглашения независимости возникли партийные группировки федералистов и антифедералистов. В Конвенте революционной Франции действовали политические клубы жирондистов, якобинцев, монтаньяров.
Прототипы современных политических партий (группировки и клубы), существовавшие в XVII – начале XIX вв., значительно отличались от сегодняшних партий по своим функциям, способам организации и деятельности. Небольшие по численности, они действовали, прежде всего, в стенах парламента и опирались на узкую прослойку "избранных" граждан. Отсутствие централизованного руководства, слабость организационных связей восполнялись общностью взглядов их членов.
Качественные изменения в характере политических партий произошли в XIX веке в результате расширения избирательного права и возникновения организованного рабочего движения. Постепенное снятие цензовых ограничений, реформы избирательного права во многих странах существенно расширили избирательный корпус. Борьба за массы заставляет буржуазные партии отказаться от замкнутости, выйти за пределы парламента, чтобы оказывать постоянное идеологическое и политическое воздействие на избирателей.
Значительный вклад в развитие политической партии как института внесло рабочее движение. Оно создало классический тип партии с массовым членством, сетью местных организаций, периодическим съездом, уставом, членскими взносами. Рабочие партии возникли внепарламентским путем – на основе профсоюзного, кооперативного движения, рабочих и интеллигентских кружков. Одной из первых рабочих партий стал "Всеобщий Германский союз", созданный в 1863 г. В конце XIX – начале XX вв. рабочее движение размежевалось на два течения – революционное и реформистское, на основе которых возникло две основные группы партий рабочего класса – коммунистические и социалистические.
В начале XX в. возникают христианско-
Эволюция партии как политического института сопровождалась теоретическим осмыслением данного феномена в общественно-политической мысли. На протяжении длительного времени в политической теории существовала устойчивая традиция антипартизма – негативного, в лучшем случае сдержанного отношения к партиям. В ее основе лежали представления о государстве как выразителе народного суверенитета и общей воли. Партии же воспринимались как носители "частных интересов", источник кризисов и раскола общества. Только постепенно, по мере развития парламентских, конституционных основ буржуазной государственности, партии укрепили свой политический и правовой статус. В конце XIX начале XX вв. проблематика политических партий выделилась в качестве отдельного направления политической науки. Наибольшую известность получили работы М.Острогорского, Дж.Брайса, Р.Михельса, которых по праву считают основоположниками современной партологии.
В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. Такое понимание партии берет начало в либеральных концепциях прошлого. Б.Констан определял партию как "объединение людей, признающих одну и ту же политическую доктрину".
Организационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др. Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме. Значительная часть политологов считает определяющей "избирательную" функцию партии и делает акцент на связи партии с избирательным процессом, ее участии в подготовке и проведении выборов.
В марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается "политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия – высшая форма классовой организации" (Философский энциклопедический словарь. – М. – 1983. – С. 482).
Все вышеназванные подходы к определению партии отражают важные для ее жизнедеятельности моменты и имеют определенное познавательное значение. Вместе с тем они страдают некоторой односторонностью и не раскрывают в полной мере сущность политической партии. Поэтому в научной литературе предпринимаются попытки дать своего рода "синтетическое" определение партии через установление целой системы признаков, критериев. Политическую партию тем самым можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и ставящую своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Основными отличительными признаками политической партии являются:
- связь с определенным классом,
социальным слоем, группой или
их совокупностью, т.е.
- обладание определенной
- наличие формализованной
- установка на достижение
Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть. Этим политическая партия и отличается, прежде всего, от других разновидностей общественных объединений (общественных организаций и движений), которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.
Функции политических партий.
1. Теоретическая функция:
анализ состояния и
выявление интересов разных социальных групп общества;
разработка стратегии и
2. Идеологическая функция:
распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;
пропаганда своих целей и политики;
привлечение граждан на сторону и в ряды партии;
3. Политическая функция:
борьба за власть;
участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);
выполнение предвыборных программ
4. Организаторская функция:
реализация программных
проведение избирательных
подбор кандидатов на выборные должности,
кадров для выдвижения в правительство,
центральное и местное
Функция социального представительства. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.
Функция политической социализации граждан, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.
Функция социальной интеграции — в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.
Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.
Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.
2.Типы политических партий.
Типология политических партий
базируется на нескольких критериях.
Первый критерий - это организационная
структура и характер членства в партии.
В соответствии с данным критерием выделяются
партии массовые и кадровые.
Массовые партии сформировались вне парламентов
и рекрутируют свою социальную базу в
основном из низших слоев населения: рабочих,
крестьян, религиозных групп (как правило,
массовые партии отличаются левой ориентацией,
для них характерна высокая степень идеологизации,
которая используется для массовой политической
мобилизации; руководство в массовых партиях
принадлежит профессиональным политикам,
партийной бюрократии, члены партий не
только платят членские взносы, но и участвуют
в делах партии).
Кадровые партии свои цели достигают
подбором кадров из числа авторитетных
политических деятелей (кадровые партии
немногочисленны, сформированы вокруг
группы политических лидеров, основой
их организационного строения является
политический комитет, здесь - свободное
членство и аморфность организационного
строения).
Второй критерий - политические позиции
и идеологические принципы партий. Это
могут быть коммунистические, социалистические,
социал-демократические и другие партии.
Третий критерий - степень внутренней
организации. В соответствии с ним партии
подразделяются на централизованные и
децентрализованные.
Четвертый критерий - положение в
политической системе общества. Партии
делятся на парламентские и непарламентские
(авангардные). Парламентская партия связывает
борьбу за власть, главным образом, с выборами
в представительные учреждения (свою организаторскую
деятельность она осуществляет в основном
в ходе избирательной кампании, стремясь
к завоеванию максимально возможного
числа мандатов и проведению своей политики
через парламент и правительство). Авангардная
партия не ограничивает свою деятельность
борьбой за депутатские мандаты и осуществляет
широкую внепарламентскую деятельность,
уделяет основное внимание идеологической
и воспитательной работе, «уличной политике».
Пятый критерий - отношение партий
к господствующему политическому режиму.
На основании данного критерия они подразделяются
на правящие и оппозиционные. Шестой критерий
- политический «вес». Выделяются четыре
типа партий: мажоритарная партия - получившая
абсолютное большинство мандатов и право
на проведение своего политического курса;
партия с мажоритарным призванием - в ситуации
чередования партий у власти она способна
победить на следующих выборах; доминирующая
партия - получившая относительное большинство
депутатских мест; миноритарная партия
- имеющая минимальное число мандатов.
Есть и другие критерии. Например,
в зависимости от стиля общения лидеров
и рядовых членов политические партии
подразделяются на авторитарные и демократические.
На основании того, в какой мере партии
представляют общественные слои, выделяются
интегративные и представительские партии.
По месту в политическом спектре различают
левые, правые и центристские партии. Партии
бывают легальные, нелегальные, полулегальные.
По характеру политических действий политические
партии подразделяются на умеренные, рациональные
и экстремистские.
Таким образом, в природе существует
многообразие типов политических партий.