Партийная система США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 01:01, доклад

Описание работы

В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная партийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в со-временном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что на всех трех уровнях власти – общенациональном, региональном (штатном), местном – господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская. Их конкуренция и взаимодействие обеспечивают социально-политическую стабильность в обществе.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 19.24 Кб (Скачать файл)

партийная система США

Партийная система США относится к типично двухпартийной системе. Более того, она относится к т.н. совершенной двухпартийной системе, где основные партии набирают более 90% голосов. Третьи партии повлиять на распределение власти не могут. 
Политические партии в США образовались в XIX веке: Демократиче-ская - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в северных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями.  
Демократическая партия выступает за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и оказание более широкой помощи развивающимся странам.  
Республиканцы выступают за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам.  
Республиканская и Демократическая партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей. Они попеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая - в оппозиции. Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент, конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителями Республиканской или Демократической партий. Подобную партийную систему можно отнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США.  
Весьма специфична организационная структура Республиканской и Демократической партий. Они не имеют постоянных политических про-грамм, постоянного членства и партийных билетов, членские взносы не взимаются. Только в 1974 г. демократы впервые приняли устав своей партии. Формально членами партий признаются те избиратели, которые на выборах проголосовали за кандидатов данной партии. К президентским выборам партии принимают лишь предвыборные платформы. Стабильность существования и активность деятельности Республиканской и Демократической партий обеспечивают профессиональный, постоянно действующий партийный аппарат. Он построен в соответствии с избирательной географией и административно-территориальным делением.  
Низовой партийной организационной ячейкой является комитет избирательного участка во главе с "капитаном участка", назначаемым вышестоящим партийным органом. 
Далее партийные структуры включают комитеты районов крупных городов, комитеты графств, городов и штатов.  
Высшими органами партий являются национальные конвенты (съезды), проводимые один раз в четыре года (в год президентских выборов), на которых избираются национальные партийные комитеты, функционирующие между съездами. 

 

Общая характеристика партийной системы США 
В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная пар-тийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в со-временном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что на всех трех уровнях власти – общенациональном, региональном (штатном), местном – господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская. Их конкуренция и взаимодействие обеспечивают социально-политическую стабильность в обществе. По соци-альной базе и идейной направленности это крупные, пользующиеся широкой поддержкой (и не только со стороны различных слоев буржуазии) центристские либеральные партии, проповедующие традиционные американские ценности.  
Когда правящей партией становятся республиканцы, то оппозицией являются демократы, даже если им принадлежит большинство в одной или двух палатах американского Конгресса. 
Эти партии относятся к децентрализованным организациям, так как отсутствует большой партийный аппарат и нет прямой привязки их членов к работе в конкретной партийной организации. Приветствуется систематическая материальная поддержка со стороны активистов и сочувствующих, но нет такого явления, как ежемесячная обязательная уплата членских взносов. 
Членство в партии определяется со слов заявителя по результатам со-беседования и итогам голосования на выборах. 
Партии сконструированы как «партийные машины», так как их целью и смыслом существования является борьба за завоевание власти на регулярно проводимых и многочисленных выборах. Они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполняют предвыборные манифесты, принимаемые на съездах республиканской и демократической партий, посвященных выдвижению кандидатов в президенты и вице-президенты. 
Свои съезды демократы и республиканцы проводят в крупных городах различных штатов. 
В США в общенациональном масштабе нет специальных законов о партиях, хотя и урегулированы некоторые внешние аспекты деятельности политических организаций, участвующих в выборах. 
Существовавшие в XIX в. серьезные расхождения в позициях этих партий по таким вопросам, как сохранение рабовладения, развитие экономики и ее регулирование, начиная с победы северян в Гражданской войне 1861 –1865 гг., постепенно стерлись. 
Можно обозначить некоторые различия между этими двумя партиями. 
1. По времени возникновения. Сначала возникла демократическая (1828 г.), а затем уже республиканская партия (1854 г.). 
2. По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Традиционно демократы выступают за более активную роль государства в этой сфере, нежели их конкуренты. 
3. По представительству социально-экономических интересов. 
В глазах общественности партией «большого бизнеса» выступают республиканцы, хотя и демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей, в том числе и крупных предпринимателей. У демократов давние и обширные связи с профсоюзами, экологическими организациями, католической церковью. 
Во время президентской кампании 2004 г. республиканцы сделали акцент на реформе сложной налоговой системы, на существенном увеличении мощи вооруженных сил и расходов на оборону, а демократы выступали за приоритетное решение вопросов образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. 
Все другие партии (партия реформ, коммунистическая, социалистические, которых несколько, социал-демократы США и др.) – маловлиятельные и не являются серьезной политической силой.  
Компартия весьма малочисленна и никогда не запрещалась властями. В последние годы набирают силу политизированные организации «зеленых», пропагандирующие популярные экологические и социальные лозунги.  
Существуют в США и околопартийные структуры. Например, в одном из городов Вермонта – Южном Берлингтоне – действует штаб-квартира американской организации DFA (DemocracyForAmerica). Как следует из названия, эта организация близка демократам. В выборах президента страны 2004 года участвовал демократический кандидат Говард Дин. Он не прошел праймериз, проиграл Джиму Керри. Но для поддержки своей избирательной кампании он успел создать мощную всеамериканскую сеть добровольцев, объединенную предвыборными штабами. Разрушать эту структуру после выборов ему показалось нелогичным. Так и родилась DFA, которую ныне возглавляет его брат Джеймс. Цели организации просты – помощь (финансовая и органи-зационная) баллотирующимся на разные посты кандидатам от Демократической партии, сбор средств на осуществление этой помощи, широкая пропаганда идей партии.  
Однако, помощь оказывается не всем желающим. Недостаточно быть просто кандидатом от демократов. Необходимо еще обладать авторитетом в среде избирателей, иметь серьезные шансы на победу. Победившие кандидаты укрепляют авторитет организации, привлекают в нее новых сторонников, да и сами, занимая выборные должности, помогают ее функционированию. 
Очень многие граждане США считают, что должны отдать долг стране добровольным служением. Выражается это служение в уборке мусора, оказании помощи нищим, больным людям, участии в социальных проектах, а также в безвозмездной поддержке любимой политической партии или кандидата.  
Чаще всего волонтеров привлекают в избирательных кампаниях для двух вещей: агитация от дома к дому и сбор средств. Избиратель не пойдет голосовать за кандидата, которого знает только по публикациям в газетах или по видеосюжетам в новостях. Здесь важен индивидуальный подход, личное общение. Все кандидаты стремятся во время кампании встретиться с как можно большим количеством избирателей, пожать руку, довести до них свои взгляды. Несомненно, сам кандидат не в состоянии обойти сотни тысяч домов. Тут на помощь приходят волонтеры, которые не только распространяют полиграфическую продукцию (листовки, флаеры, приглашения, письма), но и рассказывают о политической платформе своего кандидата. Причем, поскольку это все делается не за деньги, а по идейным соображениям, такая агитация чрезвычайно эффективна. Волонтеры относятся к своему делу с душой, и это окупается.  
Другой процесс тоже нетипичен для России. Fundraising или сбор средств на выборы. В отличие от нашего, избирательное законодательство в США не ограничивает размер избирательного фонда кандидата. Ограничен лишь предел пожертвований от одного гражданина или юридического лица. В этих условиях отдельным искусством является процесс привлечения масс частных лиц и организаций к пожертвованию в избирательный фонд. Этим и занимаются волонтеры. Причем, они не просто ходят по домам с протянутой рукой. Действенный способ собрать деньги – организация вечеринок, званых обедов и ужинов. Едой там кормят «чисто символически». Зато много выступают с речами, с агитацией в пользу кандидата. Сам кандидат стремится тоже обязательно выступить на таких мероприятиях. Самое интересное, что в этих условиях бережливые американцы охотно жертвуют свои деньги на проведение кампании. Популярным кандидатам на выборах в федеральные структуры удается собирать таким образом миллионы долларов в рамках одного штата. 
Несмотря на важность партийных институтов в США, отношение к ним от штата к штату варьируется. Есть штаты, по большей части верные одной определенной позиции. Например, Техас считается штатом республиканским, а Нью-Йорк – демократическим. Вермонт, штат особый. Здесь важна не принадлежность к партии, а личность кандидата, его политические взгляды, предвыборные обещания. Так, например, при общей демократической направленности населения (большинство членов Сената штата и Конгресса штата являются демократами) губернатором Вермонта является республиканец. Людям близки его идеи управления. 
Для проведения праймериз необходимо определить, кем являются голосующие избиратели. Реализуется это через институт предварительной регистрации избирателей перед выборами. То есть за некоторое время до выборов каждый избиратель должен явиться лично на избирательный участок (либо в мэрию) и указать свою партийную принадлежность. Можно зарегистрироваться заранее, а можно даже во время выборов. Кроме того, в праймериз участвуют не только партийные граждане, а абсолютно все. Конечно, в определенной степени, это искажает чистоту волеизъявления, но в условиях, когда важна личность кандидата, а не его политическая принадлежность, это уже не важно.

 


Информация о работе Партийная система США