Партийные системы и их разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………2
1. Понятие и сущность партийной системы………………………………….....2
2. Разновидности партийных систем………………………………………….....3
3. Функции политических партий……………………………………………..…7
4.Организационная классификация современных политических партий…………………………………………………………………………...…8
Заключение…………………………………………………………………….…..9
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Политология реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

7. Автомизированная партийная  система, для которой характерно  наличие множества малочисленных  и маловлиятельных партий. Эта  система складывается, как правило,  в переходных к демократии  обществах. Формирование коалиционного  правительства дает возможность временно сосредоточить внимание на общенациональных вопросах, но в целом это нестабильная политическая система. В условиях стабильности демократического правления может преобразоваться в систему умеренного плюрализма(Украина, Польша, Грузия, Казахстан, Туркменистан и др.).

  1. Функции политических партий.

 

Функции политических партий, то есть основные направления деятельности политических партий, неразрывно связаны  с признаками партии как устойчивой группы политических единомышленников.

 Американский политолог Дж. Ла Паломбара указывает на четыре образующих партию признака: 1) любая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека; 2) партия — это организация, то есть длительное объединение людей на самых разных уровнях политики — от местного до международного; 3) цель партии — завоевание и осуществление власти; 4) каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от голосования за нее до активного членства.

 Основные функции,  осуществляемые политическими партиями, одновременно характеризуют и определяют специфику их роли и места в политической системе.

 Первая функция  политических партий состоит  в том, что они выступают  средством борьбы между отдельными  соперничающими группами за обладание  правительственной властью в центре и на местах.

 Различные социальные  группы остро заинтересованы  в использовании высших органов  государственной власти и муниципалитетов  (в федеративных государствах - органов  власти и управления субъектов  федерации) для своих целей.  Желая получить правительственную власть и влияние в местных и федеральных органах, эти группы делают ставку на какую-либо политическую партию, с помощью которой они стремятся провести своих представителей в выборные органы.

 Соперничество разных  партий должно проходить в рамках конституционных отношений. Оно выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов.

 Вторая функция  политических партий заключается  в том, что они принимают  важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании. Таким образом, партии являются учреждениями, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели. Иными словами, они готовят те кадры, из числа которых формируются правящие элиты.

 В отношении государственного  аппарата правящие партии играют  особую роль. Руководящие органы  таких партий не только формируют  правительства, но и определяют  персональный состав руководства всех центральных исполнительных ведомств. Наиболее эффективно эта задача решается партиями в странах с парламентарной формой правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Швеция, Дания, Нидерланды и др.). Там правительства, образованные парламентским путем, по своему персональному составу почти полностью совпадают с руководящим органом правящей партии. Поскольку министрами в этих странах могут быть только члены парламента, руководство партии фактически определяет состав своей фракции, из числа членов которой в случае победы на выборах будет сформировано правительство. В президентских республиках "классического" типа (например, США) партийный состав правительств в меньшей степени зависит от партийного состава парламента, ибо в них действует принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля. Однако и при этой форме правления существует непосредственная связь между правящей партией и высшими исполнительными органами государственной власти.

 Третья функция  политических партий состоит  в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации. Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые, в случае изменения политической ситуации, могут стать правительственными.

 Наконец, все политические  партии активно осуществляют  идеологическую функцию. Они пропагандируют ценности, которые доминируют в обществе, собственные программные установки, занимаются разъяснением своих целей и предвыборных задач.

 К функциям партий, вытекающим из четырех вышеназванных,  можно отнести набор своих  активистов и сторонников, обеспечение обратной связи между органами государственной власти и гражданами, сглаживание противоречий между социальными группами и т.д.

 Таким образом,  партии активно воздействуют  на принятие органами государственной  власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования центральных органов государственной власти (парламент, правительство, глава государства), а также в средство воздействия на их деятельность.

 

4.Организационная классификация современных политических партий

Организационная классификация  современных политических партий

 достаточно разнообразна  и зависит от целого ряда  факторов, в числе которых первостепенное значение имеют специфика самих партий, их исторические особенности и национальные традиции. Существуют два основных метода построения партий, которые получили почти всеобщее распространение. Соответственно им по организационной структуре принято различать организационно оформленные и организационно не оформленные партии.

 Организационно оформленные  партии имеют централизованный  партийный аппарат, который формируется  из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессиональную. В этих партиях существует организационная связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, платит партийные взносы и подчиняется всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным партийным уставом.

 Партии, относящиеся  к данной группе, представляют  собой обычно относительно небольшие  по численности организации, обладающие  четкой структурой ("кадровые  партии"). Они строятся на принципах  бюрократического централизма. Как  правило, в этих партиях огромные полномочия принадлежат общенациональному руководству и непосредственно лидеру. Такие партии могут строиться и на основе коллективного членства, которое рассматривается как органическое дополнение к членству индивидуальному.

 К числу организационно  оформленных партий можно отнести Либерально-демократическую партию Японии, Христианско-демократический союз ФРГ, Французскую социалистическую партию. Австрийскую народную партию, Партию центра Швеции, ИНК и некоторые другие:

 Организационно не  оформленные партии характеризуются тем, что у них отсутствует институт официального членства. Лица, считающиеся членами партии, организационно с ней не связаны. Они не имеют партийных билетов, не платят членских взносов, на них не распространяется партийная дисциплина.

 Отсутствие официального членства в партиях этого типа компенсируется наличием разветвленного аппарата профессиональных партийных чиновников, который в основном осуществляет партийную политику. Деятельность таких партий сводится прежде всего к избирательной борьбе, к "улавливанию голосов избирателей"; их основная задача - добиться победы на выборах.

Типичным примером организационно не оформленных партий являются главные  политические партии США - Республиканская  и Демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список данной партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Заключение

 

За последние годы в нашей стране происходит переход  от однопартийной системы к многопартийности. Зачатки современного политического  плюрализма стихийно вызревали уже  в начале 80-х годов в форме  диссидентского движения. Однако путь к действительной многопартийности открыла перестройка. Процесс радикального реформирования нашего общества вызвал к жизни новые общественно-политические движения, партии и их объединения. Развитие рыночных отношений существенно трансформирует социально-политическую структуру общества, усиливается процесс социальной дифференциации, находящий отражение в возникновении широкого спектра политических объединений.

Следует отметить, что  становление многопартийности в  стране идет трудно и противоречиво. Она пока еще далека от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнители западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом - главная беда многих группировок, претендующих на право называться партиями. Дело в том, что за ними нередко действительно никто не стоит - ни классы, ни группы, ни слои. Они не представляют никого, кроме самих себя.

Муки родов многопартийности выражаются и в характере словесных баталий. Здесь в большом ходу разного рода ярлыки, непарламентские выражения, оскорбительные выпады. Нашему обществу не хватает политической культуры, и к подлинной многопартийности в России лежит трудный, нескорый путь. Участники политических событий организуются и в группы по интересам

 

Список литературы

 

1. Абрамов Ю.К. Американская  партийная модель // США: ЭПИ. 1992. №2.

2. Вебер М. Политика  как призвание и профессия  // Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

3. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М., 1995.

4. Голосов Г.В. Форматы  партийных систем в новых демократиях:  институциональные факторы неустойчивости  и фрагментации // Полис. 1998. №1.

5. Курс политологии:  Учебник. - 2-е изд., исп. и доп. - М., 2002.

6. Мухаев Р.Т. Политология:  учебник для студентов юридических  и гуманитарных факультетов. - М., 2000.

7. Основы политической  науки. Учебное пособие для  высших учебных заведений. Ч.2. - М., 1995.

8. Политология. Учебник для вузов /Под ред. М.А.Василика. - М., 1999.

9. Политология. Хрестоматия:  Пособие для вузов, юридических  и гуманитарных факультетов. - М., 2000.

10. Политология. Энциклопедический  словарь. - М., 1993.

11. Соловьев А.И. Политология:  Политическая теория, политические  технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2001.

12. Шмачкова Т.В. Мир  политических партий // Полис. 1992. №1,2.




Информация о работе Партийные системы и их разновидности