Партия как институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

В политологии до сих пор нет общепризнанного определения политической партии. Термин «партия» (от лат. part – часть, группа) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определенной части населения и стремятся влиять с этой целью на власть.

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 29.81 Кб (Скачать файл)

1. Определяют политическую  цель. Разрабатывая идеологию и  программы, партии стремятся определить  стратегии и убедить граждан  в возможности альтернативных  или иных действий.

2. Выражают общественные  интересы. Выражать интересы могут  и группы, однако лишь партии  сводят их воедино в такой  форме, которая оказывает непосредственное  влияние на решения центральных государственных органов.

3. Мобилизуют и социализируют  граждан. Создают долгосрочную  социальную и идейно-психологическую  основу партийной деятельности. Формируют соответствующее общественное  мнение, используя для этих целей  СМИ.

4. Формируют правящую  элиту, местные органы власти, вначале теневой, а затем и  реальный состав правительства,  других органов центральной власти; обеспечивают связь между правительственными  органами власти и обществом;  формируют вместе с другими  политическими инстанциями механизм  государственного и общественного  управления; обеспечивают стабильность  правительственных структкр и механизмов.

 Среди основных направлений  деятельности политических партий  следует особо выделить выработку  программных установок, социально-экономической  и политической стратегии. К  разработке современной стратегии  привлекаются квалифицированные  идеологические кадры.

 Политические партии  стремятся обеспечить единство  действий своих сторонников, организовать  поддержку среди своих союзников.  Идеологическая функция партии  выражается в политической деятельности, направленной, с одной стороны,  на производство идей, а с другой  – на “производство людей”. Партии  выступают инициаторами и являются  штабами по разработке стратегических  и тактических концепций, выражающих  интересы и волю представляемых  ими социальных общностей. Существенными  компонентами этих концепций  являются модели развития и  функционирования общества в  целом. Помимо разработки концепций  идеологическая деятельность партий  направлена на широкое распространение,  пропаганду этих концепций и  других идей, отвечающих этим  целям. Правящие партии используют  для этого также идеологическую  функцию государства.

 Функция партий по  “производству людей” проявляется  в их деятельности по политической  социализации. Партии стремятся:

 a. воспитывать своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов;

 b. выработать чувство причастности к формированию и проведению в жизнь определённой политической линии партии;

 c. привлечь к себе широкий круг сторонников и сочувствующих;

 d. приобщить население, и прежде всего молодёжь, к активной политической деятельности под своими лозунгами.

 Естественно, что вся  эта деятельность определяется  конечными целями партий и  интересами представляемых ими  социальных групп. Правящие партии  стремятся проводить такую социализацию, которая бы обеспечивала позитивное  восприятие оставляемых ими ценностей,  широкую социальную поддержку  их курса.

 В случае, когда руководству  партии удаётся разработать идеологически  привлекательную и подтверждаемую  практикой политическую доктрину, расширяется социальная база  партии, что в решающей степени  способствует достижению положительных  результатов на выборах. И наоборот, чем крепче держится та или  иная партия за устаревший  теоретический или концептуальный  багаж, тем труднее ей перестроиться  и идти в ногу со временем.

 Весьма важным для  любой партии является представительство  интересов соответствующих социальных  общностей. Содержание этой функции  составляет деятельность по обеспечению  политических средств выражения  этих интересов, формулирование  их в форме целей и идеалов,  реализация и защита в процессе  взаимодействия с другими субъектами  политики. Функции представительства  интересов реализуются, во-первых, путём аккумуляции общих интересов  социальных общностей на основе  согласования специфических интересов  их различных слоёв и групп,  во-вторых, посредством овладения  органами государственного контроля  над ними, либо через различные  формы давления на эти органы  в процессе принятия политических  решений и практического властвования.

 Партия играет существенную  роль в определении целей и  политических ориентиров развития  политической системы и общества  в целом. Объём и эффективность  выполнения этой функции зависит  от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями в этой сфере обладают правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы. Степень участия партии в выработке политической линии, объём и эффективность реализации этой функции является показателем положения партии в наличной политической системе.

 Организаторская функция  партии выражается в определённой  кадровой политике, т. е. в деятельности  по подбору, выдвижению (расстановке)  кадров в самой партии и  в других государственных и  общественных организациях. Эту  организаторскую подфункцию партий  политологи называют функцией  политического рекрутирования — подбора кадров политических руководителей. Подбор и выдвижение кадров руководителей может осуществляться двумя путями: а)через отбор и поддержку кандидатов для избрания в руководящие органы; б) через назначение преданных делу правящей партии кадров на те или иные государственные посты. Причём в этих процессах главным критерием оценки кадров, их выдвижения и продвижения являются их политические и профессиональные качества. Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет своё политическое влияние в других институтах политической системы. Принципиально важна внутрипартийная деятельность, направленная на обеспечение единства и согласие партийных рядов, на выработку ценностей и норм сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства и управления деятельностью партийных рядов.

 Важными направлениями  деятельности политической партии  является: а) выявление, формулирование  и обоснование интересов соответствующих  социальных групп (функция политической  артикуляции), их активизация и  интеграция; б) создание политических  доктрин и программ; в) участие  в борьбе за власть в государстве  и создании программ деятельности  государства, в осуществлении  государственной власти; г) политическое  воспитание общества в целом либо его определённой части (группы, класса, слоя), формирование общественного мнения; д) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций; е) внутрипартийная организационная деятельность.

ОСОБЕННОСТЬ ПАРТИЙНОЙ  СИСТЕМЫ В РОССИИ.

 Формирование политической  системы России происходило специфическим  образом. Первыми здесь возникли  не буржуазные партии, что было  бы естественным при бурном  индустриальном развитии России  в конце XIX — начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась  в 1901 году, но она тоже не  стала первой. Раньше других в  России, в 1898 году возникла Российская  социал-демократическая рабочая  партия (РСДРП), сыгравшая особую  роль в дальнейшем политическом  развитии страны. Именно эта партия  была правящей в России с  1917 по 1991 год, а ныне является  крупнейшей по численности её  членов партией Российской Федерации.

 Партийная система  России прошла три основных  этапа в своём развитии. Первый (1905 — 1917) — характеризовался  многопартийностью в условиях  думской монархии. Для второго  (1917 — 1990) — была характерна  однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов-революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

 Процесс образования  современных партий и общественно-политических  движений в России фактически  начался в 1989—1990 годы в ходе  подготовки и проведения выборов  на демократической, альтернативной  основе. С принятием новой редакции  ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением  в силу с 1 января 1991 года Закона  СССР “Об общественных объединениях”  политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность. Членскую базу новых партий и движений составили преимущественно активисты дискуссионных клубов, объединений избирателей, народных фронтов, возникших в годы перестройки, сторонники различных течений, сложившихся внутри КПСС, и вышедшие из её состава известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации говориться: “В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность”. В п. 4 Конституции Российской Федерации отмечается, что “общественные объединения равны перед законом”.

 В конце 90-х годов  Министерством юстиции Российской  Федерации было зарегистрировано  более 90 политических партий. Функционируют  также небольшие по численности  политические организации, не  регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, которым было отказано в регистрации  по причине несоответствия отдельных  положений их программных и  уставных документов нормам действующего  законодательства.

 Для современного этапа  развития партийной системы в  России характерно наличие большого  количества малочисленных организаций,  не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом  влиянии. Многие из них представляют  собой политические организации-однодневки.

 Российская многопартийность  пока ещё находится на стадии  становления. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней  с обществе и апеллирующие  к абстрактным идейным ценностям,  а не к реальным интересам  социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких социальных слоях российского общества, будут представлены во властных, а также в финансово-промышленных структурах, смогут выдвинуть из своей среды и поддержать сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием у всех основных слоёв и групп России.

ВЫВОДЫ.

 Партии – это стабильные  политические иерархические организации,  состоящие из обладающих близкими  политическими убеждениями лиц.  Основные цели партий связаны так или иначе с осуществлением власти в политических системах. На основе политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие структурные элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в её жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней лишь в незначительной степени участвуют в её деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

 В основе определения  политической партии лежат следующие  четыре критерия:

1) долговременность организации,  т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2) существование устойчивых  местных организаций, поддерживающих  регулярные связи с национальным  руководством;

3) нацеленность руководителей  центральных и местных организаций  на борьбу за власть, а не  только на оказания какого-либо  влияния на неё;

4) поиск поддержки со  стороны народа с помощью выборов  или других способов.

 

 

 

 


Информация о работе Партия как институт политической системы