1. Определяют политическую
цель. Разрабатывая идеологию и
программы, партии стремятся определить
стратегии и убедить граждан
в возможности альтернативных
или иных действий.
2. Выражают общественные
интересы. Выражать интересы могут
и группы, однако лишь партии
сводят их воедино в такой
форме, которая оказывает непосредственное
влияние на решения центральных
государственных органов.
3. Мобилизуют и социализируют
граждан. Создают долгосрочную
социальную и идейно-психологическую
основу партийной деятельности.
Формируют соответствующее общественное
мнение, используя для этих целей
СМИ.
4. Формируют правящую
элиту, местные органы власти,
вначале теневой, а затем и
реальный состав правительства,
других органов центральной власти;
обеспечивают связь между правительственными
органами власти и обществом;
формируют вместе с другими
политическими инстанциями механизм
государственного и общественного
управления; обеспечивают стабильность
правительственных структкр и механизмов.
Среди основных направлений
деятельности политических партий
следует особо выделить выработку
программных установок, социально-экономической
и политической стратегии. К
разработке современной стратегии
привлекаются квалифицированные
идеологические кадры.
Политические партии
стремятся обеспечить единство
действий своих сторонников, организовать
поддержку среди своих союзников.
Идеологическая функция партии
выражается в политической деятельности,
направленной, с одной стороны,
на производство идей, а с другой
– на “производство людей”. Партии
выступают инициаторами и являются
штабами по разработке стратегических
и тактических концепций, выражающих
интересы и волю представляемых
ими социальных общностей. Существенными
компонентами этих концепций
являются модели развития и
функционирования общества в
целом. Помимо разработки концепций
идеологическая деятельность партий
направлена на широкое распространение,
пропаганду этих концепций и
других идей, отвечающих этим
целям. Правящие партии используют
для этого также идеологическую
функцию государства.
Функция партий по
“производству людей” проявляется
в их деятельности по политической
социализации. Партии стремятся:
a. воспитывать своих сторонников
и население в целом в духе разделяемых
ею традиций, ценностей, идеалов;
b. выработать чувство причастности
к формированию и проведению в жизнь определённой
политической линии партии;
c. привлечь к себе широкий
круг сторонников и сочувствующих;
d. приобщить население, и
прежде всего молодёжь, к активной политической
деятельности под своими лозунгами.
Естественно, что вся
эта деятельность определяется
конечными целями партий и
интересами представляемых ими
социальных групп. Правящие партии
стремятся проводить такую социализацию,
которая бы обеспечивала позитивное
восприятие оставляемых ими ценностей,
широкую социальную поддержку
их курса.
В случае, когда руководству
партии удаётся разработать идеологически
привлекательную и подтверждаемую
практикой политическую доктрину,
расширяется социальная база
партии, что в решающей степени
способствует достижению положительных
результатов на выборах. И наоборот,
чем крепче держится та или
иная партия за устаревший
теоретический или концептуальный
багаж, тем труднее ей перестроиться
и идти в ногу со временем.
Весьма важным для
любой партии является представительство
интересов соответствующих социальных
общностей. Содержание этой функции
составляет деятельность по обеспечению
политических средств выражения
этих интересов, формулирование
их в форме целей и идеалов,
реализация и защита в процессе
взаимодействия с другими субъектами
политики. Функции представительства
интересов реализуются, во-первых,
путём аккумуляции общих интересов
социальных общностей на основе
согласования специфических интересов
их различных слоёв и групп,
во-вторых, посредством овладения
органами государственного контроля
над ними, либо через различные
формы давления на эти органы
в процессе принятия политических
решений и практического властвования.
Партия играет существенную
роль в определении целей и
политических ориентиров развития
политической системы и общества
в целом. Объём и эффективность
выполнения этой функции зависит
от положения партии в политической
системе. Наибольшими возможностями в
этой сфере обладают правящие партии.
Они вырабатывают и формируют политику,
которая определяет направленность движения
всей социальной системы. Степень участия
партии в выработке политической линии,
объём и эффективность реализации этой
функции является показателем положения
партии в наличной политической системе.
Организаторская функция
партии выражается в определённой
кадровой политике, т. е. в деятельности
по подбору, выдвижению (расстановке)
кадров в самой партии и
в других государственных и
общественных организациях. Эту
организаторскую подфункцию партий
политологи называют функцией
политического рекрутирования — подбора
кадров политических руководителей. Подбор
и выдвижение кадров руководителей может
осуществляться двумя путями: а)через
отбор и поддержку кандидатов для избрания
в руководящие органы; б) через назначение
преданных делу правящей партии кадров
на те или иные государственные посты.
Причём в этих процессах главным критерием
оценки кадров, их выдвижения и продвижения
являются их политические и профессиональные
качества. Через свои политические кадры
партия проводит политику в государственном
аппарате и других организациях, распространяет
своё политическое влияние в других институтах
политической системы. Принципиально
важна внутрипартийная деятельность,
направленная на обеспечение единства
и согласие партийных рядов, на выработку
ценностей и норм сближающих членов и
сторонников партии, на осуществление
руководства и управления деятельностью
партийных рядов.
Важными направлениями
деятельности политической партии
является: а) выявление, формулирование
и обоснование интересов соответствующих
социальных групп (функция политической
артикуляции), их активизация и
интеграция; б) создание политических
доктрин и программ; в) участие
в борьбе за власть в государстве
и создании программ деятельности
государства, в осуществлении
государственной власти; г) политическое
воспитание общества в целом либо
его определённой части (группы, класса,
слоя), формирование общественного мнения;
д) подготовка и выдвижение кадров для
аппарата государства, профессиональных
союзов, общественных организаций; е) внутрипартийная
организационная деятельность.
ОСОБЕННОСТЬ ПАРТИЙНОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИИ.
Формирование политической
системы России происходило специфическим
образом. Первыми здесь возникли
не буржуазные партии, что было
бы естественным при бурном
индустриальном развитии России
в конце XIX — начале ХХ века.
Крестьянская партия (эсеров) сформировалась
в 1901 году, но она тоже не
стала первой. Раньше других в
России, в 1898 году возникла Российская
социал-демократическая рабочая
партия (РСДРП), сыгравшая особую
роль в дальнейшем политическом
развитии страны. Именно эта партия
была правящей в России с
1917 по 1991 год, а ныне является
крупнейшей по численности её
членов партией Российской Федерации.
Партийная система
России прошла три основных
этапа в своём развитии. Первый
(1905 — 1917) — характеризовался
многопартийностью в условиях
думской монархии. Для второго
(1917 — 1990) — была характерна
однопартийность (правительственный блок
“большевиков” и левых социалистов-революционеров
просуществовал лишь до лета 1918 года —
до “лево-эсеровского заговора”). Третий
(современный) этап, начавшийся с отмены
монопольного господства в политической
системе общества одной партии (КПСС),
характеризуется бурным становлением
и развитием многопартийности в Российской
Федерации.
Процесс образования
современных партий и общественно-политических
движений в России фактически
начался в 1989—1990 годы в ходе
подготовки и проведения выборов
на демократической, альтернативной
основе. С принятием новой редакции
ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением
в силу с 1 января 1991 года Закона
СССР “Об общественных объединениях”
политические партии получили официальное
право на своё существование и деятельность.
Членскую базу новых партий и движений
составили преимущественно активисты
дискуссионных клубов, объединений избирателей,
народных фронтов, возникших в годы перестройки,
сторонники различных течений, сложившихся
внутри КПСС, и вышедшие из её состава
известные политики. В п. 3 ст. 13 Конституции
Российской Федерации говориться: “В
Российской Федерации признаются политическое
многообразие, многопартийность”. В п.
4 Конституции Российской Федерации отмечается,
что “общественные объединения равны
перед законом”.
В конце 90-х годов
Министерством юстиции Российской
Федерации было зарегистрировано
более 90 политических партий. Функционируют
также небольшие по численности
политические организации, не
регистрирующие свою деятельность,
а также партийные формирования,
которым было отказано в регистрации
по причине несоответствия отдельных
положений их программных и
уставных документов нормам действующего
законодательства.
Для современного этапа
развития партийной системы в
России характерно наличие большого
количества малочисленных организаций,
не обладающих широкой известностью,
не говоря уже о политическом
влиянии. Многие из них представляют
собой политические организации-однодневки.
Российская многопартийность
пока ещё находится на стадии
становления. Немногочисленные партии,
не имеющие прочных корней
с обществе и апеллирующие
к абстрактным идейным ценностям,
а не к реальным интересам
социальных групп, скорее всего
исчезнут с политической карты. Выдержать
конкуренцию смогут только те политические
партии, которые найдут поддержку в широких
социальных слоях российского общества,
будут представлены во властных, а также
в финансово-промышленных структурах,
смогут выдвинуть из своей среды и поддержать
сильных и ярких политических лидеров,
пользующихся влиянием у всех основных
слоёв и групп России.
ВЫВОДЫ.
Партии – это стабильные
политические иерархические организации,
состоящие из обладающих близкими
политическими убеждениями лиц.
Основные цели партий связаны
так или иначе с осуществлением власти
в политических системах. На основе политических
идей их членов разрабатываются программы
партий, в которых определяются задачи
на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
В структуре партий могут быть выделены
следующие структурные элементы: а) высший
лидер и штаб, выполняющие руководящую
роль; б) стабильный бюрократический аппарат,
выполняющий приказы руководящей группы;
в) активные члены партии, участвующие
в её жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные
члены партии, которые, примыкая к ней
лишь в незначительной степени участвуют
в её деятельности. К ним можно добавить
также симпатизирующих и меценатов.
В основе определения
политической партии лежат следующие
четыре критерия:
1) долговременность организации,
т.е. партия рассчитывает на длительный
срок политической жизни;
2) существование устойчивых
местных организаций, поддерживающих
регулярные связи с национальным
руководством;
3) нацеленность руководителей
центральных и местных организаций
на борьбу за власть, а не
только на оказания какого-либо
влияния на неё;
4) поиск поддержки со
стороны народа с помощью выборов
или других способов.