Переходное состояние современной российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:02, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что после десятилетий, а если учитывать и досоветскую историю, то и столетий господства недемократических авторитарных и тоталитарных режимов в России в конце 80-х — начале 90-х гг. начался действительный переход к демократическому государственно-политическому режиму. В настоящее время продолжается процесс формирования современной правовой системы, создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя.

Содержание работы

Введение
1. Государственно-политический режим современной России
2. Проблемы в становлении современной российской государственности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 35.14 Кб (Скачать файл)

Переходное состояние современной российской государственности

 

Оглавление

 

 

Введение

 

  1. Государственно-политический режим современной России
  2. Проблемы в становлении современной российской государственности

 

       Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

  В отечественной и зарубежной юридической литературе наряду с рассмотрением проблем, касающихся традиционных типов государств и правовых систем, определенное внимание уделяется также проблемам государства и права переходного типа. Терминологически эти государства и правовые системы обозначаются по-разному, а именно как «переходные государства и правовые системы», «переходные состояния государств и правовых систем» и т.п., но суть вопроса от этого не меняется. Они были и остаются государственно-правовыми системами, находящимися «на переходе» от одного государства и права к другому: от рабовладельческого к феодальному, от феодального к капиталистическому, от капиталистического к социалистическому и, наоборот, от социалистического (или псевдосоциалистического) к буржуазному, капиталистическому.

 

  Актуальность темы исследования определяется тем, что после десятилетий, а если учитывать и досоветскую историю, то и столетий господства недемократических авторитарных и тоталитарных режимов в России в конце 80-х — начале 90-х гг. начался действительный переход к демократическому государственно-политическому режиму. В настоящее время продолжается процесс формирования современной правовой системы, создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя.

 

 Вопросы о роли и  месте государства в экономике, формах и границах его регулирующих  функций широко исследованы в  экономической литературе. В зарубежной научной литературе эти вопросы рассматриваются в работах Л. Бальцеровича, Дж. Робинсона, М. Голдмана, Дж. Гэлбрейта, Дж. М. Кейнса, Я. Корнаи, Д. Котца, К. Маркса, Л. Мизеса, В. Ойкена, Д. Рикардо, Дж. Сакса, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стиглица, С. Фишера, М. Фридмена, Ф. Хайека, С. Харриса, П. Хейне, Й. Шумпетера, Д. Эллермана, Л. Эрхарда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственно-политический режим современной России

     Сегодня совершенно очевидно, что в целом современная Россия может и должна быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся здесь трудности, противоречия, непоследовательности и сравнительно частые отступления.

 Особенно трудный, сложный  и противоречивый характер процесса  становления подлинно демократического  государственно-политического режима  в России обусловлен многими  различными и разнохарактерными  обстоятельствами объективного  и субъективного свойства. Важнейшие  из них, на наш взгляд, состоят  в следующем. Во-первых, переход к  демократии непосредственно осуществляется  от тоталитарного строя, десятилетиями  господствовавшего в стране в  крайне жесткой форме. Во-вторых, страна не имела серьезных  исторических политических традиций  гуманизма, демократизма, конституционализма, парламентаризма и в то же  время обладала достаточно сильными  традициями господства авторитарной  власти. В-третьих, данный переход  происходит в крайне сложных  и трудных условиях системного  кризиса российского общества, прежде  всего жесточайшего экономического  кризиса, что объективно не может  серьезно не сказываться на  реальном осуществлении и гарантировании  прав и свобод человека и  гражданина, принципов и норм  демократии и гуманизма. В-четвертых, переход от тоталитаризма к  демократии в России происходит  в условиях отсутствия гражданского  общества, формирование которого  в стране находится лишь на  начальных стадиях В-пятых, в стране за годы реформ произошли сильное отчуждение личности и основной части общества от собственности, политической власти, обнищание подавляющего большинства народа, разгул коррупции и преступности и т.д., что делает практически невозможной последовательную реализацию принципов демократизма и гуманизма. В-шестых, в процессе реформ государственно-политическое руководство страны неоднократно грубо нарушало принципы демократического правового государства, что нашло свое особенно яркое проявление в войне в Чечне, событиях сентября — октября 1993 г. (расстрел парламента), массовой длительной невыплате заработной платы и др. В-седьмых, в менталитете российского народа еще сохраняются сильные утопические ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок и изменит жизнь людей к лучшему.

          И тем не менее, при всем очевидно тормозящем и негативном воздействии указанных и других факторов, можно утверждать, что тоталитарная государственно-политическая система разрушена, создана солидная конституционно-правовая основа демократического режима, идет постепенная практическая реализация его принципов и норм в различных областях, реально обеспечиваются политический плюрализм и идеологическое многообразие, свобода печати и средств массовой информации и др. Вместе с тем было бы преждевременным и не отвечающим действительному положению вещей безоговорочное заявление об уже утвердившемся развитом, зрелом демократическом государственно-политическом режиме в России. Переходный характер современного российского общества определяет переходное состояние и его политической сферы. Это означает, что применительно к современной России речь идет о посттоталитарном становлении демократического государственно-политического режима, представляющем собой трудный, сложный и длительный процесс расширения, углубления и реального гарантирования подлинно демократических начал, их внедрения в конкретные пути, формы, способы и методы осуществления государственно-политического властвования. Этот процесс отнюдь не прямолинеен и далеко не всегда идет только по восходящей линии; он включает и более или менее серьезные изгибы, зигзаги и даже временные отступления. Но он идет и развивается, уже достигнув немалого, хотя, несомненно, предстоит добиться еще неизмеримо большего, прежде чем и в России можно будет безоговорочно вести речь о подлинно демократическом режиме.

 Демократизм государственно-политического  режима России. О демократическом  характере современной российской  государственности уже говорилось  прежде всего в связи с общей  характеристикой Конституции РФ , конституционных прав и свобод человека и гражданина, российского государства и формы правления в России. Все это и особенно положения о демократической сущности российской государственности и ее форме правления имеют прямое и непосредственное значение для понимания государственно-политического режима современной России.

 Опираясь на уже изложенное, рассмотрим более конкретно те общие и принципиальные основания, которые позволяют признать в целом демократический характер указанного режима.

 Исходное значение  для обобщающей характеристики  реально существующего государственно-политического  режима в России как в целом  демократического служат те коренные  преобразования прежде всего в политической и духовно-идеологической жизни страны, которые произошли в ней за последнее десятилетие. Ликвидировано безраздельное политическое господство партийно-советской номенклатуры, основывавшееся на слиянии приоритетной власти единственной всемогущей партии (точнее ее верхушки — политбюро) с подчиненной ей государственной властью и на применении тоталитарных способов и. методов политического властвования не только в период сталинской тирании, но и многие последующие годы. Это значит, что тоталитарный режим коммунистической партократии как система ушел в историческое прошлое. Как уже отмечалось, в стране конституционно закреплены такие важнейшие демократические ценности, как: а) народовластие, когда носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; б) человек, его права и свободы в качестве высшей ценности и обязанность государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы; в) гражданское равноправие и недопустимость лишения гражданина РФ своего гражданства; г) социальный и правовой характер государства; д) многообразие форм собственности; е) разделение государственной власти на независимые ветви — законодательную, исполнительную и судебную; ж) самостоятельное местное самоуправление; з) политический плюрализм, многопартийность, уважение и свобода деятельности оппозиции, свобода общественных объединений; и) отказ от государственной или обязательной идеологии и признание идеологического многообразия; к) светский характер государства, равенство религиозных объединений и отказ от установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

 Конечно, при определении  характера государственно-политического  режима любой страны особенно  важно судить не только по  содержанию конституционных и  иных законодательных норм, хотя и эта сторона дела немаловажна. Как уже говорилось, и авторитарные, и тоталитарные режимы нередко прикрывают свою антидемократическую сущность весьма демократическими «вывесками» и внешними декларациями, ничего общего не имеющими с реальной действительностью. Но если взять и эту сторону дела, то и тогда неоспоримо, что в современной России реально обеспечены свободные выборы, в отличие от прошлых «выборов без выбора» (т.е. без альтернативных кандидатур) при единогласном одобрении «блоком коммунистов и беспартийных» линии партии и государства, недопущении критики этой линии и абсолютной монополии сторонников этой линии на выступления в средствах массовой информации и т.д. На действительно свободный основе проводятся теперь и референдумы как форма непосредственной демократии, которые даже формально десятилетиями не проводились в условиях тоталитарного режима.

 Конституционное закрепление  неотчуждаемых прав и свобод  человека и гражданина в соответствии  с международными демократическими  стандартами и гарантирование  их с помощью судебной защиты  ставит перед государственными  органами серьезные преграды  на пути возрождения тоталитарных  способов и методов властвования, незаконного вмешательства в  самодеятельность личности, общественных  организаций и общества в целом. В современном российском обществе и государстве покончено с тоталитарной практикой: массового внесудебного лишения свободы граждан и незаконного помещения здоровых людей в психиатрические больницы, принудительной высылки граждан из страны и лишения их своего гражданства, преследования политического инакомыслия и уголовного наказания за это; жесткого подавления свободы общественных объединений, включая запрещение создания некоммунистических партий и организаций; преследования верующих и служителей церкви; серьезного ограничения свободы передвижения как внутри страны, так и за ее пределами, содержания массы населения за «железным занавесом» по отношению к несоциалистическому миру; серьезной дискриминации людей по этнонациональному признаку вплоть до ликвидации их национальной государственности и массовой принудительной депортации.

 Сегодня в России  не только в законодательстве, но и на практике проводится (пусть и не всегда последовательно) демократический принцип разделения  и равновесия властей; поставлена  задача и взят курс на утверждение  правового государства, в котором  личность чувствует себя во  многом защищенной правом и  законом от произвола государственной  власти; обеспечивается реальная  многопартийность, при которой свободно  создаются и функционируют десятки  партий и иных объединений  самой различной политической  ориентации; ликвидирована открытая  государственная цензура и монополия  на средства массовой информации; проводится принцип открытости  общества в отношении мирового  сообщества, включая открытость  границ и т.д.

2. Проблемы в становлении современной российской государственности

Среди проблем становления новой российской государственности можно выделить в первую очередь проблемы государственно-институционального характера.

В современной России создается новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия - правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила правовое российское государство. В этом отношении она является в большей степени программным документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих общественных отношений.

Хотя по Конституции Россия - это демократическое государство с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с "президентской республикой", в которой глава государства обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке основных направлений внутренней и внешней политики. Это приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих Президента лиц, а Правительство России - мало самостоятельно и постоянно находится под угрозой роспуска.

Кроме того, некоторые аналитики считают, что, как и раньше, Конституция нужна властям, прежде всего, для защиты от своих политических противников.

В XX в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и на века. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.

В этом смысле ленинская Конституция 1918г. была самой откровенной. Эта Конституция отвергала демократию, в частности, принцип тайного голосования и разделения власти на ветви как "пережитки буржуазного парламентаризма". В таких условиях редко кто отважился выступать против властей, а кто высказывал свое несогласие с ними, того объявляли "контрой", с которой поступали по законам революционного времени.

Следующая Конституция, уже СССР, принятая в 1924 г., мало чем отличалась от предыдущей, поскольку сохранились задачи превращения страны в мощный плацдарм для мировой революции.

Информация о работе Переходное состояние современной российской государственности