Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:43, реферат
Первоначально они носили отрывочный характер, но уже со II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Становление политической мысли
3. Баласагуни и его работы
4. Вторая половина XVII и начало XVIII века «сгусток казахской истории».
5. Чокан Валиханов
6. Ибрагим Кунанбаев (Абай)
7. Алихан Нурмухамед-улы Букейхан
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АО «Медицинский университет Астана»
Кафедра Истории Казахстана
Реферат на тему « Первые мыслители Казахстана»
Приняла работу: Мустафина Э.Т.
Выполнила работу: Марциновская Е.А.
Астана 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. Становление политической мысли
3. Баласагуни и его работы
4. Вторая половина XVII и начало XVIII века «сгусток казахской истории».
5. Чокан Валиханов
6. Ибрагим Кунанбаев (Абай)
7. Алихан Нурмухамед-улы Букейхан
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
История политической
мысли уходит в глубокую
Становление политической мысли
Что касается истории политической мысли в Казахстане, то как известно, в советский период не признавалось наличие у казахского народа национальных, социально-философских идей, хотя эта традиция имеет очень давнюю историю, от философских идей и взглядов древних предков тюркоязычных народов массагетов, скифов и других племен. Социально-философские идеи и традиции продолжал великий мыслитель мусульманского мира аль-Фараби, а также Яссауи, Баласагуни, Кашгари и др. Позже продолжателями социально-философской мысли были сказатели-жырау, затем их идеи продолжили казахские просветители.
К X веку
относится жизнь и
Баласагуни и его работы
Поэма Жусупа Баласагуни Хас-Хаджиба (1062-1117 гг.) «Кутадгу билик» («Благодатное знание») - глубокое философско-назидательное сочинение, состоящее из 6520 бейтов, определяющее нормы идеального поведения людей различных сословий и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.
Название
поэмы является выражением
Главный герой поэмы Кунтуды - земное воплощение небесного божества, справедливого правителя; этот образ заимствован с рунических письмен «Кюгельтин» («Слово о тюркском каганате») и является образом идеальной личности в тюркской культуре, о которой мечтали аль-Фараби и Кожа Ахмет Иасауи.
Основной принцип, по мысли Баласагуна, должен основываться на том, что «счастливый» и «праведный» государь - это точное соблюдение законов, в союзе с разумом, счастьем («кут», точнее «благодать») и праведной жизнью. В поэме описаны качества, необходимые визирю, полководцу, секретарю, послу, казначею, повару, ученому, лекарю, толкователю снов, землепашцу, кочевнику-скотоводу и многим другим.
Вторая половина XVII и начало XVIII века «сгусток казахской истории».
Сложной была не только внешняя, но и внутренняя жизнь казахских ханств в XV-XVIII вв. В XVI веке Касым-хан рядом своих судебных решений подтвердил важность и правовую силу древних норм. Как гласит предание, он на одном из собраний знати, баев и влиятельных степных вельмож объявил о необходимости придерживаться многих из этих норм и использовать их в разбирательствах-спорах. Таким образом, комплексу норм, обычаев была придана сила закона, этот акт вошел в историю как «Установление Касым-хана».
Вторую
половину XVII и начало XVIII века называют
«сгустком казахской истории». В
это время во главе
Идеологическую
основу на Востоке традиционно
составляла религия, но в
Чокан Валиханов
Следующий этап развития общественно-политической мысли в Казахстане связан с именем Чокана Валиханова (1835-1865 гг.). Его труды собраны в академическое собрание в 5 томах с комментариями и справочным материалом. Чокан Валиханов, будучи глубоким знатоком античной истории, политической и правовой мысли, вносит свой вклад в её развитие. Он разрабатывает тезис о казахской государственности как своеобразном объединении разных доплеменных структур в единое целое, как симбиозе кочевой демократии с функционально оправданным государственным устройством. Ч.Валиханов пишет о мощном демократическом начале, существовавшем в кочевом казахском обществе, которое должно опираться на следующие принципы: саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд (самостоятельная судебная власть).
По своим
общественно-политическим
Просветитель
полагал, что любая власть
Ибрагим Кунанбаев (Абай)
Особое место в развитии
казахской общественно-
Противоречия
современного общества
Алихан Нурмухамед-улы Букейхан
Алихан Нурмухамед-улы Букейхан (1870-1937 гг.) будучи лидером национальной интеллигенции, выступал за развитие Казахстана в составе России лишь на основе сохранения национальной самобытности. Он был депутатом I Государственной Думы и съезда мусульманского населения народов России, членом бюро мусульманской фракции IV Госдумы, организатором и руководителем партии и движения Алаш, главой первого казахского правительства Алаш-орды, учёным в области экономики, истории, статистики, этнографии, политологии.
А.Букейхан первым ставит проблему тождественности казахов с тюркским миром; даёт резко отрицательную оценку переселенческой политике царизма; обращается к анализу восстания под руководством Кенесары в 1837-1847 годах. Главной своей целью он считает образование автономии с собственным парламентом, правом управления финансами, наличием внутреннего законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется
сказать о том, что
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ