Первые мыслители Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Первоначально они носили отрывочный характер, но уже со II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. Становление политической мысли
3. Баласагуни и его работы
4. Вторая половина XVII и начало XVIII века «сгусток казахской истории».
5. Чокан Валиханов
6. Ибрагим Кунанбаев (Абай)
7. Алихан Нурмухамед-улы Букейхан
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СРС 3.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

АО «Медицинский университет  Астана»

 

 

 

 

Кафедра Истории Казахстана

 

Реферат на тему « Первые мыслители Казахстана»

 

 

 

Приняла работу: Мустафина  Э.Т.

Выполнила работу: Марциновская Е.А.

 

 

 

 

Астана 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  ВВЕДЕНИЕ

2.  Становление политической мысли

3.  Баласагуни и его работы    

4.  Вторая половина XVII и начало XVIII века «сгусток казахской истории».

5. Чокан Валиханов     

6.   Ибрагим Кунанбаев (Абай)    

7.   Алихан Нурмухамед-улы Букейхан     

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 История политической  мысли уходит в глубокую древность,  поскольку политические идеи  рождаются вместе с появлением  государства. Первоначально они  носили отрывочный характер, но  уже со II и I тысячелетий до  нашей эры дошли до нас крупные  памятники законотворчества и  философско-правовые учения. Древний  Египет и Междуречье, Индия и  Китай оставили нам великие  памятники человеческой мысли,  такие как Законы Ману, законы  Хаммурапи, Авеста, а также целые  философские системы (конфуцианство,  зороастризм). Однако современная  политическая наука развивается  на основе эволюции западной  политической мысли, начало которой  было положено в эпоху античности.

 

 

Становление политической мысли

Что касается истории политической мысли в Казахстане, то как известно, в советский период не признавалось наличие у казахского народа национальных, социально-философских идей, хотя эта традиция имеет очень давнюю историю, от философских идей и взглядов древних предков тюркоязычных народов массагетов, скифов и других племен. Социально-философские идеи и традиции продолжал великий мыслитель мусульманского мира аль-Фараби, а также Яссауи, Баласагуни, Кашгари и др. Позже продолжателями социально-философской мысли были сказатели-жырау, затем их идеи продолжили казахские просветители.

      К X веку  относится жизнь и деятельность  ученого-энциклопедиста, «второго учителя»  на западе и первого на Востоке  Абу Насра Мухаммада ибн Мухаммада ибн Тархана ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870-950 гг.). Он не был казахом в современном значении этого слова, но был тюрком, протоказахом, родом из города Фараб (ныне Отрар). Аль-Фараби - политический философ, стремящийся спроектировать идеальное человеческое объединение как соответствующее принципам познанной вселенской гармонии, исходя при этом из того, что это объединение - неотъемлемая часть космоса и его своеобразная модель. На социально-политические воззрения аль-Фараби прямое и заметное влияние оказали соответствующие представления Платона. Как и Платон, он отводил философии важную роль в политической жизни. Он считал, что правитель должен быть одновременно и философом, и пророком.

 

 

Баласагуни и его работы

Поэма Жусупа Баласагуни Хас-Хаджиба (1062-1117 гг.) «Кутадгу билик» («Благодатное знание») - глубокое философско-назидательное сочинение, состоящее из 6520 бейтов, определяющее нормы идеального поведения людей различных сословий и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.

      Название  поэмы является выражением главного  принципа Жусупа Баласагуна, который гласит, что опорой жизни является «кут», то есть, нравственное, светлое существование. В поэме описываются обычаи, традиции, верования племен, живших в X-XI вв. на территории Семиречья.

       Главный  герой поэмы Кунтуды - земное воплощение небесного божества, справедливого правителя; этот образ заимствован с рунических письмен «Кюгельтин» («Слово о тюркском каганате») и является образом идеальной личности в тюркской культуре, о которой мечтали аль-Фараби и Кожа Ахмет Иасауи.

      Основной принцип, по мысли Баласагуна, должен основываться на том, что «счастливый» и «праведный» государь - это точное соблюдение законов, в союзе с разумом, счастьем («кут», точнее «благодать») и праведной жизнью. В поэме описаны качества, необходимые визирю, полководцу, секретарю, послу, казначею, повару, ученому, лекарю, толкователю снов, землепашцу, кочевнику-скотоводу и многим другим.

 

 

Вторая половина XVII и начало XVIII века «сгусток казахской истории».

Сложной была не только внешняя, но и внутренняя жизнь казахских  ханств в XV-XVIII вв. В XVI веке Касым-хан рядом своих судебных решений подтвердил важность и правовую силу древних норм. Как гласит предание, он на одном из собраний знати, баев и влиятельных степных вельмож объявил о необходимости придерживаться многих из этих норм и использовать их в разбирательствах-спорах. Таким образом, комплексу норм, обычаев была придана сила закона, этот акт вошел в историю как «Установление Касым-хана».

      Вторую  половину XVII и начало XVIII века называют  «сгустком казахской истории». В  это время во главе формирующегося  Казахского ханства стояли Джангер, Тауке, Абулхаир, Абылай. Это время борьбы с внешней агрессией, формирования территориальной целостности, укрепления этнической общности, изменений в социальном и политическом строе.

      Идеологическую  основу на Востоке традиционно  составляла религия, но в жизни  казахов религия не играла  доминирующей роли, и поэтому  политико-идеологической основой  в казахской степи стал институт  биев. Бий (в просторечье - судья) занимался широким кругом вопросов, это скорее наставник, знаток обычного и международного права, советник ханов. Тауке-хан в осуществлении своей реформы опирался на биев, наиболее крупные из них - Толе-бий (Старший Жуз), Казыбек-бий (Средний Жуз), Айтике-бий (Младший Жуз) - были привлечены к составлению свода законов «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Эти законы представляли собой свод норм обычного права казахов (адата). В целом попытки Тауке-хана создать централизованное государство потерпели неудачу, т.к. отсутствовали необходимые экономические, социальные, а также политические предпосылки.

 

 

Чокан Валиханов

Следующий этап развития общественно-политической мысли в Казахстане связан с именем Чокана Валиханова (1835-1865 гг.). Его труды собраны в академическое собрание в 5 томах с комментариями и справочным материалом. Чокан Валиханов, будучи глубоким знатоком античной истории, политической и правовой мысли, вносит свой вклад в её развитие. Он разрабатывает тезис о казахской государственности как своеобразном объединении разных доплеменных структур в единое целое, как симбиозе кочевой демократии с функционально оправданным государственным устройством. Ч.Валиханов пишет о мощном демократическом начале, существовавшем в кочевом казахском обществе, которое должно опираться на следующие принципы: саморазвитие, самозащищение, самоуправление и самосуд (самостоятельная судебная власть).

      По своим  общественно-политическим воззрениям  Ч.Валиханов был просветителем-демократом. Глубокая сущность философского осмысления политики Ч.Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом её устройства. Политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Политика  есть ещё и способ её устройства. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики. Всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Только та власть может рассматриваться в качестве политики, которая заботится о способах своего производства. Однако способы устройства власти зависят отнюдь не от желания властвующих персон, а от независимо складывающихся обстоятельств. Обстоятельства же эти принудительно навязываются политикам извне.

      Просветитель  полагал, что любая власть страдает  вопиющими злоупотреблениями и  не останавливается, когда это  выгодно ей, перед попранием законов,  ею же принятых и ею же  охраняемых.

 

 

 

 

Ибрагим Кунанбаев (Абай)

 Особое место в развитии  казахской общественно-политической  мысли занимает наследие Ибрагима  Кунанбаева (Абая) (1845-1904 гг.). Демократические позиции Абая определили и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и были урезаны царской властью, но в их руках была сосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, в своём большинстве, имело дело с ними.

      Противоречия  современного общества отразились  в отношении Абая к духовенству.  Будучи глубоко верующим, он в  то же время видел, что служители  веры в Казахстане - муллы - были  людьми, далекими от справедливости  и чести. Большинство из них  покупали своё звание и рассматривали его как источник наживы. Абай постоянно искал пути прогрессивного развития общества, но подходил к этой проблеме с просветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные, заинтересованные в деятельности на благо народа правители. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс Абай не сумел, не смог он до конца выяснить и взаимозависимость общества, закона и личности, хотя верил в справедливость закона. Изучая жизнь казахского общества, Абай пришёл к выводу, что победить его пороки можно только сообща, и, хотя, каждый человек сам хозяин своей судьбы, но есть судьбы народов в целом, жить вне общества или быть лучше его невозможно.

 

 

Алихан Нурмухамед-улы Букейхан

Алихан Нурмухамед-улы Букейхан (1870-1937 гг.) будучи лидером национальной интеллигенции, выступал за развитие Казахстана в составе России лишь на основе сохранения национальной самобытности. Он был депутатом I Государственной Думы и съезда мусульманского населения народов России, членом бюро мусульманской фракции IV Госдумы, организатором и руководителем партии и движения Алаш, главой первого казахского правительства Алаш-орды, учёным в области экономики, истории, статистики, этнографии, политологии.

      А.Букейхан первым ставит проблему тождественности казахов с тюркским миром; даёт резко отрицательную оценку переселенческой политике царизма; обращается к анализу восстания под руководством Кенесары в 1837-1847 годах. Главной своей целью он считает образование автономии с собственным парламентом, правом управления финансами, наличием внутреннего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В заключение хочется  сказать о том, что политология,  как и всякая наука, имеет  свою историю возникновения, становления  и развития. Без изучения истории  политической мысли невозможен  анализ современных политических  процессов и явлений, политическая  мысль формировала не абстрактные  установки, она всегда отражала  политические тенденции своего  времени, фиксировала их в себе, обогащалась и конкретизировалась  за счет реализации. Она стремилась  ответить на политические запросы  жизни и вместе с тем осуществить  научный поиск - найти наиболее  адекватные формы политического  устройства общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антология мировой политической мысли в 5 томах. – М., 1997.
  2. История политических правовых учений. Учебное пособие для ВУЗов. Под редакцией В. С. Нерсесянца. – М., 1997.

Информация о работе Первые мыслители Казахстана