Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:47, доклад
Прежде всего, политическая культура исторически эволюционирует и даже может менять свои ценностные основания и политико-идеологические парадигмы. В Германии в XX веке сменилось несколько социокультурных парадигм политической культуры, власти и масс. Культура кайзеровской власти с ее прусско-милитаристской основой потерпела крах. Установившаяся после первой мировой войны культура веймарской демократии создала условия для вызревания и установления фашистской диктатуры, которая обернулась трагедией и для Германии, и для Европы, особенно для нашей страны. Во второй половине 40-х годов прошлого столетия сформировались две Германии, каждая из которых, преодолевая нацизм, сформировали своеобразные политические культуры, противостоящие друг другу. Наконец, объединенная Германия демонстрирует особую политическую культуру, для которой характерны и высокая социальная эффективность, и динамическая устойчивость в изменяющемся мире, и прочный авторитет в международных отношениях.
государство играло
ведущую роль в формировании и
развитии политической культуры, роль
ее законодателя. Этим, между прочим,
в немалой степени объясняется
стереотип законопослушания граждан
Германии, склонность к этатистскому
мышлению и поведению. Становление
и развитие демократии в послевоенной
ФРГ шло на основе денацификации немецкого
государства и утверждения демократических
институтов и принципов функционирования
власти. Демократизация гражданских структур
была бы невозможна без демократизации
государственной власти.
Прежде всего, политическая культура исторически
эволюционирует и даже может менять свои
ценностные основания и политико-идеологические
парадигмы. В Германии
в XX веке сменилось несколько
социокультурных парадигм
политической культуры,
власти и масс. Культура
кайзеровской власти
с ее прусско-милитаристской
основой потерпела крах.
Установившаяся после
первой мировой войны
культура веймарской
демократии создала
условия для вызревания
и установления фашистской
диктатуры, которая
обернулась трагедией
и для Германии, и для
Европы, особенно для
нашей страны. Во второй
половине 40-х годов прошлого
столетия сформировались
две Германии, каждая
из которых, преодолевая
нацизм, сформировали
своеобразные политические
культуры, противостоящие
друг другу. Наконец,
объединенная Германия
демонстрирует особую
политическую культуру,
для которой характерны
и высокая социальная
эффективность, и динамическая
устойчивость в изменяющемся
мире, и прочный авторитет
в международных отношениях.
Это - задача и дело историка.
. Важно то, как взаимодействуют различные
институты государственной власти: законодательной,
исполнительной, судебной, федеральной,
региональной, местной. При этом важны
не только формализованные в законе принципы
и нормы их взаимодействия, но и реальные,
неформализованные отношения. В
Германии создан такой
тип взаимодействия
институтов власти,
который ориентирован
на укрепление демократического
и эффективного правового
государства.
Поэтому мы исходили так же и из методологии
коммуникативного анализа. Он позволил
выявить специфику взаимоотношений и
взаимодействия различных институтов
власти в ФРГ, государства и общества,
вскрыть причины социальной и политической
эффективности государственной власти
ФРГ, ее устойчивость и высокую способность
отвечать на «вызовы времени». Вместе
с тем коммуникативный анализ позволил
выявить и трудные проблемы, противоречия
политической культуры ФРГ.
Наконец, культура политического поведения,
культура функционирования политических
институтов, иерархия ее ценностей -всегда
предмет политических дискуссий. Поэтому
мы использовали и методологию дискурс-анализа.
Прежде всего, это касается вопросов осуществления
и исполнения государственной властью
прав и свобод человека.
Компаративистская методология использовалась
частично (некоторые сравнения по отдельным
проблемам с Францией, Великобританией,
Россией).
10
Использование количественных_____методов
предопределено
необходимостью обработки статистических
материалов, содержащихся в ряде исследований,
касающихся отношения граждан Германии
к государственной власти, электоральных
процессов и социальных движений. Методика
контент-анализа использовалась при изучении
коммуникативно значимых материалов,
высказываний, суждений в правовых документах,
в речах политических деятелей, в научной
литературе.
Источниковая база диссертации.
Основной закон ФРГ от 1949 года с последующими
изменениями и дополнениями, конституции
ряда германских земель (Бавария, Баден-Вюртемберг,
Нижняя Саксония);
программы основных германских партий;
интернет-сайты германского федерального
правительства, правительств федеральных
земель, министерств, правозащитных организаций,
фондов, университетов и т.д.
данные крупных немецких центров демоскопии
и студий социологических опросов «Infratest
dimap», «Allbus», Emnid, «IfD Allensbach».
Научная новизна исследования. Осуществлен
системный анализ институциональной,
коммуникативной и аксиологической политической
культуры современной ФРГ с точки зрения
выявления факторов демократической устойчивости,
социально-политической эффективности,
а также источников и движущих политических
сил ее развития, демократических механизмов
регулирования социальных и политических
противоречий и конфликтов. В работе органически
сочетается политологический и правовой
подход к анализу и характеристике политической
культуры.
Анализ культуры деятельности институтов
государственной власти, культура политического
поведения граждан и массового политического
сознания осуществлен с точки зрения функционирования
и взаимодействия институтов государственной
власти, отношения населения к государственной
власти. Выявлена совокупность объективированных
в политической системе
11
ценностей, институтов и основанных на
них форм, определяющих характер и границы
властного воздействия системы на граждан.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. С развитием демократии в Западной Германии
произошел глубокий политический поворот
от подданнической культуры к демократической
гражданской культуре. Разрыва с тоталитарной
политической культурой удалось добиться
путем создания новой структуры государственной
власти с учетом, с одной стороны, германских
политических традиций, с другой, опыта
Веймарской республики, политической
воли демократических сил, а также рекомендаций
союзников по антигитлеровской коалиции.
Создано сильное федеративное демократическое
правовое государство, институты которого
и политическая культура граждан препятствуют
прорыву к власти на уровне Федерации
радикальных сил любой окраски и способствуют
устойчивости демократии.
2. Политическая культура современной
Германии характеризуется, прежде всего,
глубоким проникновением принципов и
норм парламентаризма в деятельность
как государственных органов власти, так
и партий, структур гражданского общества,
в социальную и политическую практику
масс. Укорененность парламентского типа
политической культуры, четкое выполнение
правовых норм и законов позволяет регулировать
социальные и политические противоречия,
конфликты на последовательно правовой
демократической основе.
3. С развитием демократии неприкосновенность
достоинства человека, прав и свобод личности
стала основополагающим конституционным
принципом социальной и политической
жизни сначала Западной Германии, а потом
и новой объединенной страны. Современное
германское государство культивирует
нормы и принципы толерантности в индивидуальном
и общественном сознании в условиях идеологического
и политического плюрализма. В качестве
одной из сторон укоренения демократических
ценностей предстает жесткое отмежевание
общественного мнения и политических
элит ФРГ от экстремистских противников
демократии. Вместе с тем возможны и некоторые
эксцессы государственной власти по подавлению
политических оппонентов, нарушающие
права
12
человека («запрет на профессии», увольнения
с руководящих постов бывших деятелей
СЕПГ).
4. Для германской политической культуры
на личностном уровне характерно органическое
сочетание гражданственности и высокого
авторитета государства, прав и обязанностей,
свободы и ответственности, инициативности
в рамках демократической законности.
Граждане ФРГ, критикуя практику тех или
иных институтов государственной власти,
тем не менее, высоко ценят свое государство,
и даже протестуя против отдельных недостатков
социальной политики, не подрывают его
основ.
5. После объединения страны снизилась
удовлетворенность населения Восточной
и Западной Германии деятельностью правительства
и других институтов государственной
власти, усилился критицизм. Но культура
критики конструктивна. Одним из ее последствий
можно считать интенсивное развитие в
Германии с 1990 года прямой демократии,
закрепление повсеместно на коммунальном
и земельном уровнях народных законодательных
инициатив, дающих гражданам возможность
напрямую решать насущные политические
вопросы. Векторы и формы гражданских
инициатив не противоречат культуре демократии
и обуславливают необходимость конструктивного
диалога между властными структурами
и структурами гражданского общества.
6. Экстремистская и радикалистская культура,
не находя широкой поддержки в социальных
массах, проявляется в действиях отдельных,
преимущественно молодежных группировок.
Их состав за последние три десятилетия
изменился. Сегодня левый экстремизм в
Германии постепенно уступает свои позиции
правому экстремизму, культивирующему
ксенофобию и неприятие демократических
норм. Соответственно меняются и векторы
реакции властей на те или иные явления
радикализма и экстремизма: политические
ограничения сменяются политико-правовыми
(и наоборот).
15 Глава 1. Теоретико-методологические
основы исследования
политической культуры.
1.1. Понятие и основные концепции политической
культуры.
Несмотря на то, что «политическая культура»
- достаточно известное и хорошо разработанное
понятие, проблемное поле его исследований
не исчерпано. Во-первых, существует множество
трактовок понятия «политическая культура».
Во-вторых, до сих пор не сложилась единая
общепризнанная теория политической культуры.
Разногласия касаются структуры политической
культуры, соотношения политической культуры
и политического поведения, типологии
политических культур, причин их разнообразия
в современном мире, роли государства
и гражданских структур в ее формировании,
развитии или кризисе.
При исследовании политической культуры
необходимо учитывать особенности общей
культуры, национального характера, обращать
внимание на события исторического прошлого
и настоящего и т.п. Но, к сожалению, подобные
попытки достичь более адекватного понимания
политической культуры слишком сильно
расширяют рамки исследования, что затрудняет
процесс анализа. Учесть все многообразие
факторов, оказывающих прямое или косвенное
воздействие на процесс формирования
политической культуры действительно
весьма трудно.
В последние полвека проводятся многочисленные
национальные и сравнительные исследования
политической культуры. Как правило, их
результатом становятся описания моделей
той или иной политической культуры. Но
не все соглашаются с тем, что их результаты
можно продуктивно использовать в анализе
социально-политических процессов. Поэтому
вопрос о методологических принципах
и методах изучения проблем формирования,
функционирования и изменения политической
культуры остается актуальным и теперь,
более чем через два века после появления
термина «политическая культура». В последние
десятилетия политики и
16
идеологи США пытаются представить своеобразную
политическую культуру своей страны как
образец и даже стандарт демократии, который
необходимо распространять на все страны
мира. Это приводит к негативной реакции
во многих, в том числе и западноевропейских
странах. Полярная точка зрения исходит
из идеи, что каждая страна имеет самобытную
демократию, и никаких универсалий нет.
И та и другая позиции одинаково неверны.
Дискуссии об общих и специфических принципах,
нормах, ценностях демократии — это первый
узел дискурса о политической культуре.
Впервые этот термин появился в XVIII веке
в работах немецкого просветителя И.Гердера
(1744-1803). Немецкий мыслитель XVIII века считал,
что традиции и обычаи оказывают большое
влияние на политику, так как главным типом
политической общности являются нации,
формируемые единством языка, культуры
и «национального духа». Становление понятия
«политическая культура» началось в XIX
веке и интенсивно развивалось в XX веке.
Можно отметить вклад О.Конта (категория
«консенсус»), Э.Дюркгейма (коллективные
представления), М.Вебера, Т.Парсонса (референтные
рамки действия) и М.Мид (национальный
характер). Именно в связи с национальным
характером проблематика политической
культуры изучалась вплоть до 50-х годов
XX века, когда Алмонд и Пауэлл предложили
отказаться от использования этой категории
в сравнительных исследованиях как от
непродуктивной.
По мнению О.Конта, общество функционирует
как целое благодаря наличию социального
консенсуса, объединяющих граждан общепринятых
ценностей и норм. Э.Дюркгейм предложил
концепцию коллективного сознания, представляющего
собой совокупность убеждений и мнений,
которые разделяются всеми членами данного
общества. Коллективное сознание является
основой общественной солидарности.
Практически все основные концепции политической
культуры соотносятся с ключевыми положениями,
выдвинутыми Карлом Марксом с одной стороны
и Максом Вебером с другой. Маркс исходил
из
17 экономической обусловленности культуры,
являющейся частью
«надстройки» и считал, что господствующая
идеология и господствующая культура
навязываются обществу в интересах правящего
класса, в руках которого находятся средства
производства. Изменения в ней возможны
лишь в результате трансформации способа
производства и классовых отношений. Таким
образом Маркс заложил основы классового
подхода к политической культуре, развитые
В.И. Лениным в его концепции классовой
дифференциации культуры.1
Макс Вебер объяснял социальную и экономическую
обстановку характером культуры. Культура
в его концепции автономна. Ее характер
определяется преобладающим типом легитимного
господства, закрепленным в действиях
индивидов. На нее также влияет всеобщая
тенденция к возрастанию рациональности.
Вебер придал коллективным убеждениям
субъектное измерение, признав, что социальное
«целерациональное» действие имеет значение
для совершающего его субъекта.
Большинство современных исследований
политической культуры проводятся в методологических
рамках, намеченных Максом Вебером, акцентируя
внимание на политической культуре личности.
Именно этот подход оправдывает исследовательский
интерес к феномену политической культуры,
так как знание особенностей политической
культуры того или иного общества необходимо
для анализа политических процессов и
составления прогнозов. Идеи Вебера о
развитии капитализма, обусловленного
распространением протестантской этики
на Западе, представляют достаточно простую
и привлекательную схему интерпретации
социальных феноменов.
Предпосылки создания Г.Алмондом и С.Вербой
концепции политической культуры были
заложены работами Т.Парсонса. Парсонс
создал более сложную теорию социального
действия, чем Вебер. Он подчеркивал, что
индивидуальное действие, хотя и зависит
от общепринятых
Тип работы: Диссертация Год: 2005