Политическая безопасность
- Политическая безопасность
– составная часть, главное звено, стержень
и основа национальной безопасности. Нынешние
и перспективные интересы России требуют
серьезного внимания к этой области государственного
и общественного развития.
- Политическая борьба, имеющая
тенденцию к обострению, таит в себе большую
опасность для общества. Она, являясь
важным механизмом отбора лучших политиков,
партий, идей, программ решения назревших
проблем, при отсутствии определенных
правил может превратиться в социальный
тайфун, способный разрушить государство.
- Суть политической безопасности
трактуется по-разному. Одни понимают
ее как сохранение существующего конституционного
строя, политической и социальной стабильности,
другие – как отстаивание демократических
ценностей, народовластия. Третьи – как
неиспользование насилия в политических
целях и т. п. Каждая из этих трактовок
приемлема, но все-таки достаточно уязвима.
- Не всякая конституция, политический
строй и стабильность достойны сохранения,
например, те, что основаны на насилии
и узурпации власти. Международные
законы признают право народов на сопротивление
и даже свержение таких порядков.
- Но и добротные государственно-политические
устройства и порядки, если их безопасность
сводить лишь к “сохранению”, оказываются
обреченными на гибель. Еще Ш. Монтескье,
анализируя судьбы древних Рима и Карфагена,
отмечал, что, чем больше их безопасность
направлялась на неизменность своего
качества, тем более они, как застоявшиеся
воды, подвергались порче. Во многом именно
так получилось и с бывшим СССР. Меры
безопасности должны не препятствовать,
а, наоборот, способствовать развитию
политической системы, в том числе и качественному.
Поэтому политическая безопасность должна
оцениваться не только по незыблемости
строя, но и по тому, насколько она способствует
развитию и процветанию страны в условиях
конструктивных конфликтов, рисков и неопределенностей.
Политическая безопасность:
- -устойчивое состояние и
эффективное развитие политической системы
общества, которое позволяет адекватно
реагировать на негативные внешние и внутренние
воздействия, сохранять целостность социума
и его сущностные качества.
- -может быть охарактеризована
как динамическое равновесие политической
сферы.
- -под политической безопасностью следует
понимать систему определенных мер, органов
и функций государства и общества по защите
политических интересов государства,
граждан и в целом народа.
- -эти интересы заключаются в утверждении
таких политических отношений, форм власти,
механизмов государственного управления,
наличие политических лидеров и сил, которые
способствовали бы эффективному и устойчивому
развитию страны и повышению уровня жизни
своих граждан.
Выводы, характеризующие состояние политической
безопасности:
- Осуществляется энергичное
проникновение в экономическое и геополитическое
пространство России ее традиционных
соперников, в первую очередь США, Турции,
Великобритании, Германии, Китая и других
стран.
- Создаются реальные материальные
и духовные предпосылки для мотивированного
вмешательства (нельзя исключать и военное)
США, Турции и других стран в районы, находящиеся
в непосредственной близости к России.
- Любой конфликт, по типу
северо-кавказских, вблизи больших запасов
нефти и транспортных магистралей может
быть использован как повод для вооруженного
вторжения на территорию Российской Федерации.
- Приоритет использования
военной силы для решения спорных проблем
остается существенным признаком современной
действительности.
Факторы, влияющие на политическую безопасность
России:
- особенности геополитического
положения страны;
- характер исторического
становления, развития и нынешнего состояния
российского общества;
- своеобразие традиций,
обычаев и духовной культуры, а также самосознания
народа;
- постоянная борьба с суровыми
условиями жизни, необходимость освоения
огромных пространств;
- отсутствие естественных
оградительных рубежей и непрерывные
угрозы и нашествия со стороны воинствующих
соседей;
- внутренняя духовная свобода
и способность русского народа к самопожертвованию
во имя благородных, справедливых целей.
Политическая безопасность Российской
Федерации
в современных условиях зависит от:
- состояния государственной
власти, политической системы, их деятельности
по обеспечению социально-экономического
и культурного развития народов, поддержания
внутреннего порядка, упрочению мира и
сотрудничества с другими государствами.
- деятельности различных
иностранных специальных служб, которые,
пользуясь беспредельной открытостью
и трудностями России, стремятся расширить
свои агентурные позиции в ее властных,
военных и общественно-политических структурах.
- проявлений борьбы за
влияние и за ресурсы внутри страны и на
мировой арене, что способствует возникновению
политических кризисов, войн, конфликтов,
изнурительной конфронтации как внутри
России, так и за ее пределами.
Задачами российского общества являются:
- совершенствование политического устройства самого общества;
- усиление единства трех
ветвей власти (законодательной, исполнительной
и судебной);
- создание сбалансированной
власти по вертикали от центра до субъектов
власти на местах и обеспечение их эффективного
функционирования;
- адекватная реакция всех
ветвей власти от центра до субъектов
федерации на местах на все вызовы, в том
числе и исламского радикализма должна
носить системный и упреждающий характер,
ибо бездействие власти влечет за собой
эйфорию вседозволенности и ложного всесилия;
- формирование государственной
политики, реально защищающей общество
в целом и его граждан, усиление роли граждан
в этом процессе.
Основные направления обеспечения политической
безопасности России:
Дальнейшее совершенствование Основного
закона государства - Конституции Российской
Федерации.
Установление прочного баланса различных
политических сил, разграничение ответственности
и, по возможности, объединения их для
эффективного участия в управлении государством
и социально-политическими процессами
в обществе.
Участие в социально-политических процессах
по обеспечению безопасности общества
и государства широких слоев народа.
Осуществление гражданского и парламентского
контроля за деятельностью исполнительной
власти, расходованием бюджета, кадровой
политикой, использованием вооруженных
сил только по их прямому назначению.
Периодическая отчетность о состоянии
общества, причинах возникновения кризисных
ситуаций, мерах по их преодолению со стороны
Главы государства, Председателя правительства,
силовых министерств перед Федеральным
собранием, обществом и народом.
Совершенствование системы противовесов
в деятельности законодательной, исполнительной
и судебной власти, снижение уровня "противостояния",
а затем недопущения его между Федеральным
Собранием (Государственной Думой и Советом
Федерации) Главой государства и Правительством.
Повышение роли и значения судебной власти,
как органа контроля и соблюдения положений
Основного закона - Конституции Российской
Федерации.
Полный запрет на участие армии и ее командного
состава в решении политических вопросов,
полное запрещение использования армии
для выполнения внутренних функций.
Источники и причины внешних угроз для
России заключаются в:
- в мире существуют силы,
для которых военная мощь по-прежнему
остается главным аргументом при решении
тех или иных задач;
- возможно обострение конфликтов
между субъектами международных отношений
в регионах, находящихся вблизи границ
России и других стран СНГ;
- может произойти столкновение
интересов России и других стран, в т.ч. и тех, которые обладают ядерным оружием;
- ряд государств имеют
мощные вооруженные силы, обладают высокими
мобилизационными возможностями и системами
базирования вблизи границ России;
- военные базы США, созданные
в годы "холодной войны" для давления
на СССР, до сих пор функционируют;
- технологический прорыв
какой-либо страны в создании новых видов
вооружения может создать обстановку
подозрительности, недоверия в отношениях,
снизить политическую стабильность в
отношениях между государствами.