Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2014 в 18:27, курсовая работа
Просвещенный абсолютизм – политика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств.
Формирование государственной политики обычно имеет два этапа:
Инициирование политики - определение общественных проблем и целей политики;
Формирование политики - разработка и легитимация государственной политики.
Политику российского «просвещенного абсолютизма» и инициировала и формировала, практически единолично, сама Екатерина. Дворянство не хотело изменений, другие сословия не понимали их необходимости, поэтому поддержать императрицу было некому.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие политики. Ее задачи и функции
Понятие политики «просвещенного абсолютизма»
и ее предпосылки............................................................................................6
Механизм разработки политики…………………………………………11
Методы реализации политики………………………………………….17
Глава 2 Анализ политики Екатерины II
Характеристика «просвещенного абсолютизма»………………………22
Анализ причин возникновения политики «просвещенного абсолютизма»……………………………………………………………………………….28
Механизмы реализации политики Екатерины II………………………32
Заключение ……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………..41
Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи.
Будучи крайне властолюбивой, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских.
Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на крещеную собственность и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что казанская помещица победила в ней философа в юбке. Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Ее многочисленные фавориты, хотя и оказывали влияние на решение частных вопросов, никогда, в отличие от предшествующих правлений, не были всесильны.
Задачи политики просвещенного абсолютизма в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:
Сущность политики просвещенного абсолютизма, таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и обновление абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.
В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.
2.3 Механизм реализации политики
Екатерины II
Государственного управления
Существовал исполнительный орган власти (губернское правление). В его подчинении находились органы уездов:
Рис. 3 Система суда в губернии и уезде по реформе органов местного управления 1775 г.
Итоги:
Была создана эффективная и гибкая система местного управления.
Политика в социально- экономической сфере
Она отличалась крайней противоречивостью.
Дата |
Мероприятия |
1 |
2 |
1765г. |
Указ, разрешающий ссылать крестьян не просто на поселения в Сибирь, но и на каторгу; срок каторжных работ устанавливал сам помещик. Ссылкой на каторгу каралась любая попытка крестьянина жаловаться на помещика. Продолжалось межевание земли, объявление собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли. Проведя секуляризацию церковных земель, Екатерина II передала их в собственность дворянам, а также и права монастырских крестьян. |
1762-1769 гг. |
Дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян. Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях. |
1782 г. |
Отменен указ о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит; теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр. |
1763 г. |
Екатерина II возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян. |
1783 г. |
Указ, запрещающий переход крестьян на Украине от одного владельца к другому. |
1785 г. |
«Жалованная грамота дворянству». |
1786 г. |
«Жалованная грамота городам». |
Причины укрепления крепостничества.
Меры либерального характера.
Итоги политики просвещенного абсолютизма
Некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.
Заключение
Царствование императрицы Екатерины II было одним из самых замечательных в русской истории. Изучив и проанализировав политическую деятельность императрицы, можно с уверенностью назвать ее политикой «просвещенного абсолютизма». Знакомство Екатерины с трудами западноевропейских мыслителей- философов привело ее к необходимости создания нового свода законов. В своем «Наказе» она попыталась сформулировать принципы нового законодательства Российской империи. Екатерина II переписывалась с виднейшими мыслителями Франции, поэтому в «Наказе» отчетливо прослеживаются намерения воплотить идеи французских просветителей в законы Российской империи. «Наказ» оказался настолько революционным, что его запретили ввозить во Францию и издавать. Будучи сторонницей естественного права каждого человека на достойное существование, императрица ничего не сделала для крепостных крестьян. Она не могла идти наперекор дворянству, так как оно являлось ее опорой. Екатерина понимала, как активно защищали свои привилегии дворяне, следовательно, не только отмена, но даже малое смягчение крепостного права означали для нее потерю российского трона. Еще в первые годы своего царствования она принимает одно из роковых решений для дальнейшего развития России- был утвержден манифест Петра III от 18 февраля 1762 года, по которому дворяне освобождались от обязательной государственной службы, а апогеем продворянской политики явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 года. «Жалованная грамота городам» говорит о попытке сформировать сильное «третье сословие», но этому мешало крепостное право, так как крестьяне были исключены из сословной структуры российского общества.
Начавшийся процесс разложения крепостнической системы поставил самодержавную власть перед необходимостью обновления основ экономической жизни Российской империи. При проведении экономической политики Екатерина II исходила из теории естественного права, к которому она относила и право частной собственности. Поэтому она считала недопустимым вмешательство государства в экономическую жизнь страны и приветствовала свободу конкуренции.
Система местных учреждений 1775 года была построена на принципе разделения властей и ведомств: суд был отделен от администрации, администрация от финансового управления. Все учреждения были коллегиальными.
Решая вопросы образования, воспитания, «народного здравия» императрица обнаружила свою просвещенную гуманность и либерализм.