Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 18:55, доклад
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения, предлагаемым ею целям и задачам политического развития.
Политическая идеология________________________________________________________ 3
Консерватизм_________________________________________________________________ 6
Либерализм___________________________________________________________________ 7
Утопический социализм ________________________________________________________ 8
Марксизм ____________________________________________________________________ 9
Анархизм ____________________________________________________________________10
Список использованной литературы______________________________________________11
Государственное общеобразовательное учреждение
Доклад
на тему: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ XIX-XX ВВ»
Выполнил
Проверил
Г. Златоуст, 2011 г.
Содержание
Политическая идеология_____________________
Консерватизм__________________
Либерализм____________________
Утопический социализм
______________________________
Марксизм ______________________________
Анархизм ______________________________
Список использованной
литературы____________________
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения, предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
Различают следующие уровни политической идеологии:
- теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;
- программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;
- актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.
Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм).
Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас).
Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.
Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:
- либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;
- консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;
- социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.
Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.
Концепция политической идеологии предполагает рациональное поведение человека как субъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в науке существует направление, исходящее из иррациональности индивидуального и общественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровне индивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – это некий «роковой», «фатальный» ход событий, совершающийся помимо воли государственных деятелей.
Опираясь на общесоциологическую концепцию иррационализма, политологи создали течение в рамках политической теории, которое пытается объяснить внутриполитическое и внешнеполитическое развитие страны чередой «ошибок» государственных деятелей.
В последние годы предпринимаются усилия по сведению различных иррационалистических концепций в более или менее целостную «теорию образа». Суть ее в следующем: надо отбросить как «наивное» мнение о том, что люди в своих действиях, а государства в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на реальный внешний мир, а на его «образ» («имидж»), который создается в нашем «воображении». Следовательно, «образ» может быть ложным, не адекватным объекту.
Поскольку идеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания, способом ее реализации является пропаганда. В современных исторически уникальных условиях единого мирового информационного пространства пропаганда становится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точку зрения в науке на эту проблему можно выразить с помощью формулы: «В политике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты». Так, согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратил способность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какой степени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е. творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остается в науке открытым.
КОНСЕРВАТИЗМ
Одно из наиболее влиятельных течений. Защищает традиции, предполагает выбирать реформы, которые прилегают к этим традициям. Это явление человеческой жизни и деятельности. Есть старшее поколение - консерваторы.
Первый консерватор по мнению Бернарда Шоу - Адам, не хотел нарушать заповеди Бога, а Ева - либерал, а змей - социал-демократический революционер.
Представители консерватизма: Р. Рейган, Дж. Буш, Г. Коль, М. Тэтчер.
Рейган: "Твердолобый консерватизм - не принимает никаких новшеств". "Гибкий консерватизм (неоконсерватизм) - отступает от традиционных установок".
Идеи консерватизма.
1. Несовершенство общества и человека. Ш. Дн Метр: Человек по природе зол, на нем лежит грех. И эгоизм, агрессивность присущи человеку. Это обрекает его на неудачу, при попытке изменить мир. Многие люди не хотят.
2. Традиции и необходимость максимального укрепления семьи и государства. Традиции - ценность индивидуальной свободы, подчинены авторитету узаконенного правления. Семья - моя крепость.
3. Идея национализма. Идея национального величия. Консерватизм выискивает примеры прошлого, на которых воспитывалась молодежь.
4. Непременная борьба с идейным политическим оппонентом. (с новыми русскими).
5. Отрицание науки. Субъективная воля человека в регулировании общественной жизни человека. Отрицание возможности разума и воли. Всякое знание неполно, недостоверно. Человечество познает путем проб и ошибок. Всякий порядок может быть защищен силой.
6. Пренебрежение
к парламентаризации и выборным органам
института власти. Выборные институты
нужно ограничить, а реальную власть передать
административно-
7. Консерваторы либо обходят монополии, либо превозносят социальное неравенство. Социальное неравенство неизбежно, и справедливо, стимулируются поиски экономического роста, более эффективная работа. В конкурентной борьбе человек получает шанс, по заслугам получить благо от общества.
8. Консерваторы отказываются от активного вмешательства в общественную жизнь. Требуют ослабления власти, максимально рассредоточить и передать местным органам. Местная власть должна иметь такую же власть как и центральная. Консерваторы власть рассредотачивают в группы и группы обмениваются на коммерческой основе. Идет ослабление централизованной власти. Это широко распространено в США - социологи Бендин, Труммен, Липсет.
Идеи консерватизма пытаются законсервировать общество, и не всегда консерваторы удерживаются у власти.
ЛИБЕРАЛИЗМ
Выступают за усиление политических институтов в обществе, и укрепления парламентских процедур, изменить общественную жизнь. Они критикуют консерваторов, считая, что те пренебрегают демократическими институтами власти и систем, создавая почву для тоталитаризма. С 1789 г. Буржуазная революция дала свободу, братство, легализацию.
Либерализм во главу ставит жизнь человека. Отсюда освобождение творческого потенциала человека, освобождение от всех форм политических, социальных, экономических, религиозных ограничений.
Тезис: 1) если человека поставить в некие идеальные условия, то он сам решит все свои общественные проблемы; 2) создать в политике все условия для раскрепощения человеческой личности - выборы институтов власти.
Идеи либерализма:
1. Либералов и консерваторов объединяет настораживающее отношение к власти. Консерваторы выступают за сильную исполнительную власть, либералы - выдвигают на первое место парламент. Они стоят за слабое государство (ограничение исполнительной власти) и сильную политику, опирающуюся на широкие массы. Выделяются Ф. Ларон, Ханна Аренд. Либералы считают, что нужно повышать налоги. На первое место выходит сильный человек.
2. Знание и культа играют исключительную роль. Упор на знания, и искоренение духовных предпосылок тоталитаризма. Опасаются эмоционального голода, люди уходят в личную жизнь, пренебрегают политической жизнью - и этим по мнению либералов пользуется административный аппарат, который либералы контролируют. Надо поднять роль парламента, привлечь широкие массы.
3. Упор на сознание, разум, политическую культуру для искоренения зла. Но есть 2 препятствия - помрачение разума - давление прессы, теряется грамотное мышление, общение - опустошение человеческих душ - эмоциональный голод в технологическом мире. Это пренебрежение людей в политике, уход в личную жизнь. Рациональным и эмоциональным голодом пользуется административный аппарат. Берет инициативу в руки. Особую тревогу у либералов вызывает возраст чиновничьего аппарата. Это угроза выборным институтам власти. Политика перестает восприниматься как искусство. Либералы считают, что необходимо восстановить искусство парламентского спора, диспута, компромисса. Бюрократия порождает голый рационализм, и это отбивает охоту споров и коммуникационных связей.
4. Конкуренция элит. Главная конкурентная элита - это консерваторы. Либералы убеждены, что надо сплачивать элиты. Это более эффективно. Различают элиты: