Политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:12, реферат

Описание работы

Политическая идеология – это система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии).

Файлы: 1 файл

политическая идеология.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

     Политическая  идеология – это система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).1 В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.

     Политическая  наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют  при этом различную социальную роль.

     Политические  теории и политические идеологии  существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз  и навсегда постигших истину. Они  открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим  выводам. Идеологии – подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

     Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят  из действительной правды вещей. Идеологи вполне могут поступиться истиной  и отдать приоритет руководящим  принципам, поступиться действительным ради должного.2

     Термин  «идеология» появился в начале XIX века. Впервые его ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.3

     К. Маркс и Ф. Энгельс использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.4

     Однако, Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В. И. Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией – идеологией пролетариата. Ленин ввел термин «научная идеология» (марксизм). Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. «Научная идеология» стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

     Однако, идеология это не просто ложное сознание и иллюзии социальных слоев о самих себе, роль идеологий в политике слишком велика. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, часто несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. Так социальные слои смотрят на мир.

     В идеологиях фиксируются те общественно  значимые ситуации, которые возникают  в жизни и требуют сознательного  выбора. В процессе выработки активного  решения и его последовательного  воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления  того или иного слоя.

     Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

     Вместе  с тем, идеология – это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

     Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической  форме, любая идеология выходит  на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному  действию и оправдывают его.5

     Основным  содержанием политической идеологии  является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

     Политические  идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и  заявлениях идеологии приобретают  четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход  на властные механизмы преобразований.

     Особую  роль идеологии приобретают в  период революционных потрясений, когда  в массовое политическое действие вовлекаются  огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики.6 Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельные субъекты исторического действия. Поэтому политические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.

     Многие  исследователи видят в идеологии  не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм  – это и особый вид верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзацрелигии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.7

     Положение, что идеология – это «внутренняя религия» современного государства, не следует абсолютизировать. В идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

     Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, легитимируя право на государственную власть оппозиционных сил.

     Также, идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного «мы».

     Идеологии несут в себе и критическую функцию. Обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

     Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции – это естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

     Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

     Политическая  идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

     Политические  идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

     Итак, политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие.

     Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии  как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. В политике идеологии – элемент властеотношений, легитимирующий власть определенных социальных сил и гарантирующий социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

     Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основными разновидностями современной политической идеологии являются: либерализм, консерватизм, социализм и др. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.

     В современных условиях для успешного  развития России необходима единая общественная идеология, которая была бы признана большинством населения, а также  и государством, исходить из интересов, потребностей и социальных запросов народа, учитывать исторический опыт нашего государства, используя идеи патриотизма и став тем самым  стержнем нашего многонационального государства. 
 

 

     Список  литературы 

  1. Кукатас, Чандран. Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы / Ч. Кукатас ; [пер. с англ. Н. Эдельмана под науч. ред. А. В. Куряева]. – М. : Мысль, 2011. – 482 с.
  2. Лисичкин, В. А.  Война после войны : информационная оккупация продолжается – психологические войны – идеология / В.  А.  Лисичкин, Л.  А.  Шелепин.  – Москва : Эксмо, 2005.  – 411c.
  3. Мартышин, О. В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. – 2010. – № 9. – С. 5-15.
  4. Мельник, В. А. Политические идеологии / В. А. Мельник. – М. : Высшая школа, 2009. – 399 с.
  5. Политология : краткая хрестоматия / [сост.  Б. А.  Исаев].  – Санкт-Петербург : Питер, 2008.  – 218с.
  6. Кара-Мурза, С. Г.  Идеология и мать её наука : монография / С.  Кара-Мурза.  – М. : Алгоритм, 2002.  – 253 с.
  7. Киселев,  С. Г. и др.   Политология : учебник / С. Г., Киселев,  Р. Э. Абгарян, Ю. В. Гимазова, Л. И. Манешина. – М. : Велби, 2008. – 480 с.
  8. Сирота, Н. М. Идеология и политика : учебное пособие для студентов вузов / Н. М. Сирота. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 216 с.

Информация о работе Политическая идеология