Политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:08, доклад

Описание работы

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

Файлы: 1 файл

политическая идеология.docx

— 19.57 Кб (Скачать файл)

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного  сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют  при этом различную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно  отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных  систем, раз и навсегда постигших  истину. Они открыты для новых  идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят  из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут  поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

Термин "идеология" появился почти  двести лет тому назад. Впервые его  ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

Однако было бы серьезной ошибкой  считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком  велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с  социальными интересами. Современное  общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются  те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни  и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного  решения и его последовательного  воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления  того или иного слоя.

Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система  идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая  служит закреплению или изменению  общественных отношений. Идеология  есть объединяющий систематизированный  способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций  его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального  действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью  и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца  в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя  его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным  политическим институтам, представления  о наилучшем государственном  устройстве, методах и средствах  социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение  к партиям, массовым движениям, устанавливаются  ориентиры в сфере международных  отношений, определяются принципы решения  национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных  документах партий, в заявлениях различных  политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают  четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход  на властные механизмы преобразований.

Многие исследователи  видят в идеологии не только социально  значимые, теоретически оформленные  взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм - это и особый вид верований, своеобразные светские религии.

Положение, что  идеология - это "внутренняя религия" современного государства, не следует  абсолютизировать. Важно понять, что  в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие - на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.

 

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных  критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного  образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам  политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать  общество либо на основе интересов  какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Функции политической идеологии:  
 
1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.  
 
2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.  
 
3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.  
 
4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.  
 

Различают следующие  уровни политической идеологии:

-       теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного

класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического  развития;

-       программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;

-       актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.

Политические  идеологии в современных обществах  разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических  нормах.  
 
Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, радикализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.  
 

Типы политических идеологий:  
 
1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.  
 
2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.  
 
3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.  
 
Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.  
 
Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп  
 
Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.


Информация о работе Политическая идеология