Политическая идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 10:27, реферат

Описание работы

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической системе общества, образует ее идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Идеология - это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

Содержание работы

Формирование политической идеологии
Основные цели политической идеологии
Роль политической идеологии в развитии общества

Файлы: 1 файл

Идеологии придумываются не для того.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

                                           «Идеологии придумываются не для того,

чтобы сделать  невозможное возможным,

а для того, чтобы обеспечить

немногим  всё возможное»

                                                                                                   В.Швебель.

                                            

                                                План:

 

  1. Формирование политической идеологии
  2. Основные цели политической идеологии
  3. Роль политической идеологии в развитии общества

 

 

 

Политическая  идеология является важным элементом  общественного сознания. Выступая в  качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политической системе общества, образует ее идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Идеология - это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

 

 

        1.Формирование  Политической идеологии

 

Первые  ростки идеологии появились на свет в XIV веке в период эпохи Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Понятие идеология происходит от английского idea и греческого logos. По самому общему определению идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом. (Слайд 2)

Следует признать, что ни одно современное  общество не может существовать без  идеологии, так как именно она: формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политическом процессе осмысленным.

При этом, однако, следует воспринимать идеологию  не как нечто сугубо официозное и  навязываемое обществу «сверху», а  как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин.

В рамках политической науки существуют различные  подходы к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии  в жизни общества. Среди таких подходов в первую очередь выделяются:

Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы общества, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественный порядок.

Марксистский подход (К.Маркс) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.

Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.

Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

Синтезируя  основные подходы, можно сказать, что политическая идеология - определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

 

 

 

         2.Основные  цели политической идеологии

 

Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Поведенческий. На этом уровне осуществляется внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит, в конечном счете, к определенному типу политического поведения.

Структурно  идеология содержит в себе три компонента: объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет); систему ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение); представления о целях и тактике их достижения

Как важнейший  ключевой элемент политической системы  идеология выполняет в ней  целый ряд значимых функций. При  этом связь идеологии с политикой  носит двойственный характер: с одной  стороны, идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, с другой стороны, при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического  учения. В результате образуется своего рода «замкнутый круг» или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию, которая, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

ориентационную – включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

интеграционную-формулирущие общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей;

амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций;

когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией;

функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т.д.

По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов: правые, левые и центристские. Правые идеологии (включают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либерально-демократических) связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Левые идеологии (включают спектр: от социалистов до коммунистов) видят социальный  прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объединению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности.

Таким образом, политическая идеология предстает  как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.

 

 

3. Роль политических идеологий в развитии общества

 

Роль  идеологии в обществе определяется теми функциями, которые она выполняет. Так, можно выделить следующие функции идеологии:

 

• когнитивная (познавательная) функция состоит  в том, что идеология создает  определенную модель существующего  общественного устройства и положения  человека в нем; идеология предоставляет  социальным субъектам возможности  для ориентации в мире политики как  своего рода схема или карта; эта  же функция способствует политической самоидентификации индивидов и  социальных групп;

 

•  легитимизирующая (оправдывающая) функция состоит  в том, что идеология но природе  своей всегда стремится дать обоснование  тому или иному политическому  устройству; если идеология критична, она обосновывает желаемый будущем  строй и порядок; если она аппологетична, ее содержание сводится по большей части к оправданию социально-политического статус-кво;

 

•  нормативная  функция выражается в том, что  идеология задает социальному субъекту систему норм социального поведения; тем самым идеология очерчивает ценностные параметры, критерии оценки тех или иных политических явлений, событий, процессов;

 

•  интеграционная функция состоит в том, что  в значительной мере па основе именно идеологической приверженности происходит реальное объединение людей, укрепление целостности политического сообщества;

 

•        мобилизационная функция находит  свое выражение в том, что идеология  способствует сплочению людей на основе определенных идей, программ и  лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

 

Несмотря  на это, в западном обществе делаются заявления «о конце идеологи». Для  того, чтобы разобраться в этом сложном вопросе необходимо рассмотреть  эволюцию термина «идеология».

 

Термин  «идеология» впервые был введен в научный оборот в 1796 году французским  философом Д. де Траси для обозначения  науки об идеях, о закономерностях  их возникновения и эволюции. Но первоначальный смысл за понятием «идеология»  не закрепился. На протяжении всего  периода существования термин «идеология»  наполнялся разным содержанием, что  было обусловлено как уровнем  развития социального знания, так  и собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами.

 

Следует отметить, что на протяжении длительного  периода времени было сформировано негативное отношение к идеологии. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как идеи, систематизированные мыслителями в особые теории, превращаются в социально-значимые ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями.

 

Первым  критиком выступил Наполеон Бонапарт. По его мнению, любая идеология  не выражает и не может выражать никаких потребностей, тенденций  и интересов общественного развития. «Идеологами» он считал людей, оторванных от жизни, теоретиков, у которых отсутствует  чувство реальности. Наполеон утверждал, что «учение идеологов – это  туманная метафизика, повинная во всех ошибках и несчастьях прекрасной Франции». Тем самым было положено начало традиционной для многих мыслителей XIX – XX вв. критики идеологии.

 

Большой вклад в эволюцию понятия «идеология»  внесли известные немецкие ученые К.Маркс  и Ф.Энгельс, которые подходили  к анализу идеологии с классовых  позиций, («Немецкая идеология» и  «Святое семейство»). Марксизм рассматривал идеологию как часть «надстройки» над экономическим базисом, опосредованным социальной структурой общества. Они  использовали термин “идеология”  для обозначения такого сознания, когда знание об обществе и его  конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники  марксизма считали идеологию  ложным сознанием, искажающим окружающую действительность.

 

С позиций  марксизма политическая идеология  – это система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое  осмысление политического бытия  с точки зрения интересов определенных классов. Она является квинтэссенцией социально-классового интереса.Свое учение Маркс и Энгельс не считали  идеологией. Они подчеркивали, что  в отличие от идеологов, сумели найти  научный метод познания социальных процессов. Термин «научная идеология» принадлежит В.И.Ленину, который  применил данное понятие к марксизму.

 

Еще один немецкий ученый К.Маннгейм занимался  научной разработкой термина  «идеология». Его позиция близка к марксистскому пониманию идеологии. К.Маннгейм воспринял марксово положение  о зависимости сознания людей  от бытия, т.е. идеологии, от существующих общественных отношений и, в первую очередь, экономических. По его мнению, любая идеология представляет собой  взгляды класса, заинтересованного  в сохранении статус-кво, и потому она является апологией существующего  общественного порядка.

Информация о работе Политическая идеология