Политическая элита. Теории элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Понятие, факторы существования и роль политических элит.
Политическая элита- это относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями.

Файлы: 1 файл

Политическая элита.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

укрепления сталинского режима и связанных с ним репрессий, в т.ч. и против ленинской гвардии, составлявшей основу советской политической элиты первых послеоктябрьских десятилетий. Именно тогда начался приход к власти новых руководителей, воспитанных в духе беспрекословной преданности идеям сталинизма и утвердивших командно-административную систему управления государством.

Хрущевская «оттепель» 50-нач.60-х  гг. внесла известные коррективы в политическую жизнь страны. Была поставлена под контроль партии деятельность КГБ и МВД, возникло критическое отношение к сталинизму, его самым негативным явлениям, был развеян «культ личности». Произошла смена верхних этажей политической элиты, в нее влились новые люди. Были введены ограничения на льготы и привилегии номенклатуры. Политическая элита складывалась из двух основных частей:

-партийной (политической) - состоявшая  из профессиональных партийных  работников;

- хозяйственно-управленческой-состоявшая из руководителей министерств и ведомств, крупных промышленных предприятий.

В структуре советской политической элиты доминирующим элементом являлась не партийная, а именно хозяйственно-управленческая элита. Партийная элита главным  образом олицетворяла власть, формировала и направляла ее хозяйственная элита.

В конце 80-х – начале 90-х гг. происходит процесс переструктурирования советского общества. Этот процесс связан с  захватом и перераспределением собственности, борьбой за власть между старой и новой элитой, изменением оценки социального престижа различных видов деятельности. Перестройка 80-х гг. явилась прямым продолжением хрущевской «оттепели». Из руководства М.С.Горбачева были удалены наиболее консервативные партийные и государственные деятели, но выправить положение дел по реорганизации партийно-государственного аппарата становилось невозможным. Между тем как правящая элита, заботясь, прежде всего о сохранении за собой высоких постов, меньше всего думала об этом. Она становилась все более безответственной и безинициативной. К тому же в ее рядах нарушилось единство, в результате которого партия была брошена на произвол судьбы. Это главным образом явилось причиной поражения элиты в достопамятные политические события августа 1991 г., приведшие в конечном итоге к разрушению СССР и появлению новых элит в возникших на его месте независимых государствах. Таким образом, в постсоветское время поразивший страну социально-экономический кризис до предела обострил проблему управления, поставил в повестку дня вопрос об ответственности не только главных политических лидеров, но и других звеньев государственного управления. Дефицит разумного управления страной во многом определяется отсутствием строгой научной системы формирования и функционирования политической элиты, стихийным отбором кадров для органов управления, партийных и общественных организаций.

Политические события августа 1991г. привели к разрушению СССР и появлению  новых элит в возникших на его  месте независимых государств. Приход в 1991 г. к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Основное ядро номенклатурной элиты сохранило свои позиции и в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть-в государственные институты: Администрацию Президента, Правительство. Помимо номенклатурной элиты в 90-х гг. начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Они сегодня выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а другие остались в бизнесе. Можно привести немало примеров вхождения представителей большого бизнеса в структуры государственной власти (В.Потанин, Б.Березовский) и наоборот, ушедшие в отставку высшие чиновники нередко продолжают карьеру в системе большого бизнеса. Так, экс-министр иностранных дел России А.Козырев сейчас занимает посты вице-президента и руководителя восточноевропейского подразделения американской фармацевтической компании, бывший первый заместитель главы Администрации Президента РФ О.Сысуев работает первым заместителем председателя Совета директоров Альфа-банка, а два бывших высокопоставленных сотрудника того же Альфа-банка (В.Сурков и А.Абрамович) являются заместителями нынешнего главы президентской Администрации.

Формирование политической элиты конца столетия происходило на фоне знаменательных исторических событий, обусловленных рядом политических и экономических факторов. Отсчет этих событий можно вести с 1990 г., когда на выборах в Верховный Совет России демократы во главе с Б.Ельциным одержали победу: Б.Ельцин стал председателем Верховного Совета России, а еще через один год был избран первым президентом России. На пост главы правительства был назначен Е.Гайдар, но Верховный Совет России не утвердил эту кандидатуру. Тогда Б.Ельцин назначил его исполняющим обязанности премьер-министра и обеспечил работу нового правительства своими указами, т.к. парламент провалил все законопроекты, предложенные командой Гайдара, Правительство молодых экономистов-реформаторов провело «шоковую терапию» - отпустило цены, в результате которой обесценились все вклады населения в Сбербанке, и приступило к первому этапу приватизации-ваучерному. В результате полки магазинов наполнились товарами, торговля и предпринимательская деятельность стали одними из самых популярных сфер деятельности среди населения. В конце 1992г. под давлением парламента правительство Гайдара ушло в отставку. Между тем, противоречия между двумя ветвями государственной власти-между президентом и парламентом только усилились.

После октябрьского кризиса 1993 г. началось формирование нового органа законодательной власти - Федеральное Собрание РФ и была принята новая Конституция, легитировавшая сильную президентскую власть. В парламенте первого созыва от 1993 г. большинство думских мест заняла оппозиция, т.е. коммунисты и либерал-демократы В.Жириновского. В результате ваучерного этапа не удалось достигнуть эффективной работы ни приватизированных, ни оставшихся в государственной собственности предприятий. Была испробована такая мера наполнения бюджета, как залоговые аукционы. В результате в стране появились влиятельные собственники-олигархи. Одни из самых известных представителей этой подгруппы российской политической элиты Б.Березовский, В.Гусинский, В.Потанин.

В начале 1994г. президент во главе правительства поставил В.Черномырдина. На смену рыночному курсу Гайдара приходит альтернативный путь-авторитарное вмешательство государства в экономику, продолжавшееся с апреля 1994 г. по январь 1996 г. Отличительные черты авторитарного вмешательства в эСкачать рефераткономику-отсутствие правительственной ответственности за

систематическую невыплату государством заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, постоянная смена политико-правовых норм и условий для субъектов  хозяйствования, создание абсурдного механизма налогообложения производителей и мн. др. К ноябрю 1996 г. стали падать надежды народа на реальное «лучшее завтра»: быстро ослабевал иммунитет населения к новым экономическим катаклизмам, снижалась низкая народнохозяйственная роль потребителя. На фоне такой ситуации правящая элита умудрилась сохранить свою власть.

В 1996 г. Б.Ельцин был переизбран на второй срок. Такое переизбрание стало  возможно, благодаря поддержке олигархов, которые использовали СМИ.

После отставки В.Черномырдина во главе правительства был поставлен С.Кириенко. Его экономическая политика привела к тому, что в России произошел крах экономики, который частично был вызван мировым экономическим кризисом.

Осенью 1998 г. российское правительство  возглавил Е.Примаков. К этому времени в стране был запущен и действовал механизм выпуска государственных краткосрочных обязательств, инициаторами и создателями которого стали олигархи. Правительство Е.Примакова так обрисовало приоритеты своей деятельности: восстановление банковской системы, ужесточение сбора налогов и их последующее снижение, увеличение долларовых поступлений в казну и усиление валютного контроля.

В 2000 г. Б.Ельцин заявил о своем решении  уйти в отставку и о проведении досрочных президентских выборов. Победу одержал самый популярный представитель российской политической элиты в тот период В.Путин. Он объявил о необходимости-в целях повышения эффективности управления-модифицировать структуру государственной власти в сторону усиления Центра (Кремля), что неизбежно затрагивало интересы многих группировок, составляющих российскую элиту. Начался новый этап формирования политической элиты. Характеризуя современную политическую элиту социально-экономических позиций, стоит напомнить, что формирование и функционирование проходило и проходит в условиях аномии, т.е. распада социальных норм и ценностей, регулирующих социальное взаимодействие. Институционализация демократии и рынка в стране сопровождается отсутствием ценностного согласия, которое наиболее ярко проявляется в отношениях между властью и народом, между элитой и массами.

В мае 2000 г., после официального вступления в должность президента, В.Путин  издал указ о создании института  представителей президента РФ в семи федеральных округах с передачей  им всех полномочий государственной власти во вверенных территориях (таким образом, губернаторы автоматически теряли прямой выход на президента, а значит и в своем статусе). Правящая элита взяла курс на реализацию провозглашенной В.Путиным идеи об установлении «диктатуры закона». В соответствии с ней предполагалось устранить все расхождения между федеральным и региональным законодательством в пользу последнего и создать на территории России единое правовое пространство с четкими и ясными «правилами игры» для всех. Институт полномочных представителей президента выступал здесь своеобразной принуждающей силой, призванной выявлять и исправлять указанные несоответствия. Характерно, что полномочными представителями президента в федеральных округах стали, в основном, выходцы из силовых структур.

Так, на Северо-Кавказский округ был  поставлен генерал-полковник В.Казанцев-бывший командующий объединенной группировкой федеральных сил в Чечне.

Уральский федеральный округ был  отдан под контроль генерал-полковника милиции, бывшего заместителя министра внутренних дел РФ П.Латышева.

Центральный федеральный округ  в качестве полномочного представителя  президента возглавил генерал-лейтенант  налоговой полиции Г.Полтавченко, бывший начальник Санкт-Петербургского городского управления налоговой полиции, на президентских выборах 2000 г. был доверенным лицом кандидата В.Путина.

Дальневосточный федеральный округ-генерал-лейтенант  К.Пуликовский, командовавший объединенной группировкой федеральных сил на Кавказе в первую чеченскую кампанию.

Северо-Западный федеральный округ президент поручил генерал-лейтенанту В.Черкесову, который до этого занимал пост первого заместителя директора Федеральной службы безопасности.

Штатских среди этой кампании было всего двое-полномочный представитель  президента в Сибирском федеральном округе Л.Драчевский, по роду деятельности дипломат, возглавлял министерство по делам СНГ в правительственных кабинетах С.Степашина и В.Путина; а также-С. Кириенко, известный политик, один из лидеров « Союза правых сил», он стал полномочны м представителем президента в Приволжском федеральном округе.

Политическая элита в лице президента и его окружения вносила изменения  в конфигурацию государственной  власти-организующее начало общественной жизни. Сложности в этот процесс  привносила борьба внутри самой элиты, между ее группировками, в той или иной степени обладающими политической властью и влиянием. С приходом В.Путина расстановка сил и интересов внутри российской политической элиты изменилась. Кроме того, что Кремль повел жестокую политику в отношении региональных лидеров, он пересмотрел свое отношение к олигархам. Новый президент провозгласил курс на равноудаление олигархов от государственной власти. На практике это вылилось в преследование ряда олигархов со стороны силовых структур. Одним из первых пострадавших стал В.Гусинский, владелец холдинга «Медиа-МОСТ», куда входила телекомпания НТВ. Согласно мнениям, прозвучавшим в прессе, скандал с Гусинским демонстрация новой правящей элитой степени своего могущества и предупреждение олигархам: не претендуйте на участие в государственной власти, а то и с вами так будет.

Конфигурация власти и конструирование  социального порядка в России на рубеже веков (с приходом к власти нового президента) определились сложными отношениями внутри российской элиты. По сути, это был конфликт между тремя элитарными группировками: окружением президента, региональными лидерами и олигархами. Причем ситуация осложнялась тем, что ни одна из этих группировок не была однородна ни по своему социальному статусу, ни по своим интересам, ни по своим политическим воззрениям.

Иными словами, возможности для  перехода из одного лагеря в другой, интриг, подкупов и спекуляций на общественном мнении-были открыты. Все это не способствовало устойчивости самих социальных институтов и отлаживанию через них механизма удовлетворения общественных потребностей: в безопасности, трудоустройстве, комфорте, ценностном согласии и т.д.

В условиях нынешней демократии, элита  имеет возможность добиваться своих  целей, прибегая к насилию. Наглядные  примеры: отставка и устранение их политического поля генерального прокурора Ю.Скуратова, или использование С.Доренко и прочих коммуникативных возможностей телеканала ОРТ в предвыборной борьбе против Ю.Лужкова и блока «Отечество-Вся Россия» в 1999 г. Управление электоральным поведением на президентских выборах1996 и 2000 гг. также не обошлось без применения насилия со стороны политической элиты.

В настоящее время политические элиты России все больше превращается в замкнутое образование: стихийная  рекрутация по существу завершена, подбор на руководящие должности опять все больше напоминает черты номенклатурного подхода. Введенный в 1995г. закон «Об основах государственной службы в РФ» утвердил систему рангов и тарифных ставок для государственных чиновников.

С изменением политической системы источники элитообразовательного процесса (власть, собственность, деньги, сила) сконцентрированы в руках исполнительных органов: президента, его администрации, правительства. Именно они контролируют сегодня деятельность законодательных институтов власти.

Итак, на современном этапе можно  констатировать наличие в России политической элиты как относительно интегрированной, гомогенной/меняющейся/ социальной группы, которая живет  по определенным принципам. Эта общность наиболее ярко проявляется там, где речь идет об обладании привилегиями и распоряжением ресурсов и потреблении. У представителей различных групп существует консенсус по вопросу о том, что политическая элита должна иметь высокий уровень жизни. Наблюдение за политической жизнью в России ясно свидетельствует, что когда принимаются решения о статусе и привилегиях, то все ветви власти и члены различных фракций Государственной Думы выступают с единых позиций.

Информация о работе Политическая элита. Теории элит