Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:45, контрольная работа
Критерии формирования политических элит.
1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии.
Элиты, как правило, возникают в дискуссиях относительно базовых ценностей, стратегий страны. Обращаясь к истории России, мы замечаем, что одним из важных общественных механизмов формирования элит были литература и литературные клубы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская государственная юридическая академия
Институт государственного и международного права (заочная форма обучения)
Кафедра теории государства и права
Контрольная работа
по предмету: Политология
Вариант № 4
Выполнил(а): |
студентка 1 курса |
(на базе среднего образования) Тюшева Ксения Евгеньевна |
Екатеринбург, 2013 г.
1.
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной и информационной власти, ее отличают высокий социальный статус и интеллект. Она обеспечивает интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов.
Критерии формирования
1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии.
Элиты, как правило, возникают в дискуссиях относительно базовых ценностей, стратегий страны. Обращаясь к истории России, мы замечаем, что одним из важных общественных механизмов формирования элит были литература и литературные клубы. Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии неработоспособен. Но исторические примеры показывают, что дискуссионные площадки и сами дискуссии являются важной сферой, где формируется элита, обладающая пониманием текущей ситуации страны в целом.
2. Участие в формировании инстанций власти.
Современные богатые люди России в большинстве своем не являются бизнес-элитой. Не обсуждается вопрос, который мог бы их сделать элитой: каким образом богатство будет концентрироваться в России? Они зарабатывают деньги, но не обсуждают, как сделать так, чтобы деньги зарабатывались. Олигархи не строят механизмов накопления в стране — они считают, что это дело государства. Само государство не только не справляется с такой задачей, но и практически не ставит ее всерьез в числе первоочередных.
Сегодняшняя проблема
превращения бизнеса в
3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом.
Элитой среди
государственных чиновников могли
бы становиться люди, которые начинают
обсуждать воспроизводство
Судебная элита
могла бы формироваться из людей,
которые по отношению к суду сами
сформируют приоритет закона, справедливости,
соответствия духу закона, начнут действовать
сами в этом духе и создадут механизмы
его поддержания и
Элита из людей, занимающихся народным образованием, может сформироваться скорее не среди чиновников от образования, профессоров и преподавателей, а среди тех, кто за образованием видит эксклюзивную функцию формирования из российской молодежи конкурентоспособных в мировом масштабе людей и работает именно в этом направлении.
Медицинская элита могла бы начать превращать медицину в инстанцию биовласти (создания и приумножения здоровых людей, формирования здоровья как ценности).
4. Технология «социального лифта».
Для того чтобы сформировать современную элиту, очень важно построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать новые люди. В противном случае те, кто попадают во власть, стремятся в ней закрепиться и тем самым препятствуют притоку «свежей крови». Это консервирует ситуацию. Происходит остановка, которая угрожает России тем, что она может остаться на задворках мира.
Развитие механизмов «социальных лифтов» в России может стать и одним из элементов демократии. За счет ротации и обновления элит смогут интенсифицироваться процессы участия народа во власти. Должно происходить постоянное выдвижение все более достойных людей и обновление ими старых элит.
Представителем современной элиты может стать каждый, кто совершит правильный поворот сознания, своих ценностей и т. д. При этом ему не надо оглядываться «наверх». Элиту растят изнутри — из себя.
Классификация политической элиты.
Согласно методике социологического
анализа И. Куколева и Т. Рысковой
властвующую элиту можно
1. прагматики — слой, состоящий из руководителей
старших поколений, подавляющее большинство
которых — управленцы с большим производственно-партийным
стажем работы, богатым жизненным опытом
и достаточно высоким личным авторитетом;
2. хозяйственники — слой, состоящий из
бывших руководителей крупных производственных
коллективов или соответствующих структур
в ведомствах. Некоторые обладают опытом
руководящей работы в органах исполнительной
власти регионального уровня. Отличительная
черта — отсутствие серьезного опыта
политической и организаторской работы;
3. партфункционеры — слой, состоящий в
основном из наиболее активных представителей
партийно-советского аппарата, из людей,
обладающих помимо технического или сельскохозяйственного
образования, дипломом об окончании партийно-комсомольского
высшего учебного заведения. Эта группа
сильно дифференцирована по политико-мировоззренческому
основанию и включает в себя представителей
практически всего спектра политических
направлений в стране;
4. администраторы — слой, в составе которого
преобладают представители административно-
5. преподаватели — слой, состоящий из
представителей гуманитарной интеллигенции,
влиятельных юристов, немногочисленной
прослойки военных. Многие из них новички
в политике и государственной службе.
Их главный мировоззренческий ориентир
— идеи демократических преобразований,
принципы социальной справедливости и
гуманизма. Более 60% его состава имеют
степени кандидатов и докторов наук.
2.
Идея – это форма постижения мира в мысли.В науке идеи выполняют различную роль.Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой синтезирующей знание в целостную систему, выполняют роль эвристических принципов объяснения мира.
Теория – в широком смысле комплекс взглядов,представлений,идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. В более узком и специальном смысле – высшая,самая развитая организация научного знания,дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности– объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную,но целостную систему знания,которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других,выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий –исходного базиса теории.В процессе применения теории сформированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями,конкретизирующими факторами, что предполагает живое творческое мышление,руководствующееся теорией как программой,но мобилизующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации.
Действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие объекта, использования практического опыта, включая эмоциональных и эстетических моментов сознания,активизации способностей творческого воображения.Сама теория как форма особого освоения мира функционирует в тесном взаимодействии с другими нетеоретическими формами сознания.
Концепция– система взглядов,выражающая определенный способ видения(«точку зрения»),понимания,трактовки каких-либо предметов,явлений, процессов и устанавливающий ведущую идею или конструктивный принцип, реализующий определенный замысел в той или теоретической знаниевой практике. Концепция– базовый способ оформления,организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины.
Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания,которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты –устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации.
3.
По горизонтали |
4. Учение о построении
общества, основанного на идеалах
свободы, равенства, |
9. Мировоззрение или социально- |
12. Система концептуально
оформленных представлений и
взглядов на политическую |
14. Лидер партии Единая Россия |
15. Ограничение или лишение
прав определённой категории
граждан по признаку расовой
или национальной |
По вертикали |
1. Антивоенное общественное
движение, противодействующее войне
и насилию мирными средствами,
в основном осуждением их |
2. Общественно-экономическая
формация, основанная на общественной
собственности на средства |
3. Идеологическое клише,
применяемое к правительству,
контролируемому мошенниками, |
5. В отличие от либерализма,
не отрицает полностью |
6. Мировоззрение, идея
мирового гражданства, |
7. Социально-политическое
учение, обосновывающее необходимость
освобождения личности от |
8. Совокупность взглядов,
оценок, принципов и образных
представлений, определяющих |
10. Идеология той части
консервативных политиков в |
11. Теория, представляющая
собой развитие марксизма на
основе взглядов, изложенных львом
Троцким и другими лидерами
левой оппозиции в 1920—1930-е
годы, а также лидерами |
12. Форма правления, при которой все граждане обладают равными политическими правами |
13. Форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека |
Список литературы 1. Гаман-Голутвина О. Роль элиты в модернизации страны: мировой и отечественный опыт. 2. Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология: электронное учебное пособие. 3. Исаев Б.А.,
Баранов Н.А. Политические 4. Общая и
прикладная политология: 5. Старостин А., Понеделков А. Современные российские элиты. Особенности генезиса, взаимодействия и позиционирования во власти. 6. Теория политики: учебное пособие / под ред. Б.А.Исаева. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с. 7. Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права - Самара, 2007. 8. Шайхутдинов Р.Г. Механизмы формирования элит. - М.: Элитариум - Центр дистанционного образования, 2007.
|