Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:54, контрольная работа
Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты.
Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Зависимость развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Можно выделить две системы отбора: антрепренерскую (предпринимательскую) и систему гильдии. Антрепренерской (предпринимательской) системе присущи: • ориентация на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям, а не на его профессиональную компетентность и качество образования; • отбор кандидатов на властные позиции из различных по имущественному положению групп общества; • открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, то есть формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты и хорошо приспособлена к требованиям времени, момента; распространена в странах стабильной демократии. Наиболее существенными недостатками антрепренерской системы отбора являются: • возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект; • слабая предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты; • высокая степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее. Система гильдии предполагает: • множество формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми (поэтому продвижение кандидата вверх по ступеням власти идет медленно); • отбор кандидатов из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или партии; • отбор кандидатов узким кругом руководящих работников партии, движения, корпорации (т.е., система рекрутирования закрытая). Система гильдии обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Однако данная система отбора очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. Элементы гильдейской системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с крепкой структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д. Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма (парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако, на практике в России была создана система власти, основывавшаяся, правда, не на экономическом, а на политическом неравенстве. Ее особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. Здесь были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем эта система культивировала личную преданность кандидата руководству, угодничество, показной активизм и т. д. Поэтому со временем система все реже допускала к власти людей способных, талантливых и самостоятельных.
Политическая элита – лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение. В каждом обществе политическая элита занимает главенствующее положение и осуществляет функции политического руководства. Но в условиях конкретных политических систем, сложившихся традиций, по способам формирования и функционирования элиты могут существенно отличаться. Это многообразие нуждается в осмыслении и здесь во многом может помочь выделение типов элит, т.е. типология, с помощью которой можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты. С учетом того, что исследование конкретных явлений политической жизни может проводиться в разных парадигмах, меняются теоретико-методологические подходы к выделению критериев типологизации элит. В рамках социальной парадигмы, суть которой состоит в том, что политическая жизнь общества понимается как следствие внешних по отношению к ней явлений (господствующей формы собственности, складывающихся на этой основе социальных классов и групп, их роли в политических процессах), деление элиты на типы возможно с точки зрения того, какой род деятельности ею осуществляется. В зависимости от этого элита подразделяется на политическую, экономическую, военную, бюрократическую или культурно-информационную. Кроме того, возможно выделение типов элит с точки зрения степени их социальной представительности, т.е. насколько полно (неполно) в составе правящей элиты представлены разные социальные слои. В рамках рационально-критической парадигмы, которая рассматривает политику как явление, развивающееся по своим внутренним законам вне зависимости от внешних факторов (форм собственности, классового деления общества и др.), элита анализируется как самостоятельная категория. Различаются типы элит в зависимости от способа их формирования, места в политической системе, складывающихся внутриэлитных отношений. В зависимости от критерия типологизации можно выделить различные типы элит.
Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора – выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.
Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора – назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Существует низкая степень циркуляции. Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.
Род деятельности
Политическая элита – по роду деятельности осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представлена политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.
Экономическая – в ее состав входят крупные собственники, банкиры, главы промышленно-финансовых групп, владельцы крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. Но при этом в реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.
Военная элита – представлена высшим генералитетом стран, осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.
Бюрократическая элита – представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.
Культурно-информационная элита – представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви – то есть теми, кто формируют общественное мнение. Главная функция этой группы – формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.
Место в политической системе
Правящая элита - те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие). Оппозиционная элита (контрэлита) – те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства не элитных групп.
Характер внутриэлитных отношений
Объединенная элита - обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах.
Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и 3/4 высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.
Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16% и 5% высших чиновников регулярно контактируют между собой и законодательной властью, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.
Степень представительности
Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.
В
последнее время в
Процесс смены элит в российском обществе еще не завершен. Новая российская элита отличается от старой советской своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимации, более высокой степенью конкурентности. Однако ее состав и некоторые черты внутриэлитных отношений несут на себе отпечаток «номенклатурного прошлого»).
Таким
образом, типология элиты позволяет
глубже понять ее суть и специфику
деятельности в жизни конкретного
общества. В последнее время стало
заметным улучшение качественного
состава современной российской
политической элиты: а) повышается ее образовательный
уровень; б) происходит оптимизация возрастного
состава (приток в элиту более молодых
политиков); в) многие обладают опытом
управленческой деятельности. Однако
статистические данные не позволяют сделать
вывод об эффективности деятельности
элиты, поскольку степень этой эффективности
определяется адекватностью принимаемых
решений потребностям развития всего
общества.
II.
Тесты
1. Какое суждение наиболее адекватно отражает сущность теории элит?
а) власть в обществе должна принадлежать народу;
б) общество закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство;
в) власть должна принадлежать трудящимся;
г)
любая форма принудительной власти
должна быть заменена свободной и
добровольной ассоциацией граждан.
2.
Сплоченная и
а) военная элита;
б) экономическая элита;
в) политическая элита;
г)
творческая элита.
3. Какие из приведенных ниже положений относятся к функциям политической элиты?
а) определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, отдельных классов и слоев;
б) согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;
в) социальный арбитраж и патронаж;
г) преобразование социальных чувств, эмоций и ожиданий в политические требования;